Налоговые льготы и освобождение по НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Любое государство, чьей «пищей» и являются налоговые отчисления, понимает, что унифицированный подход в плане налогообложения невозможен – слишком велико расслоение между классами граждан и слишком большое количество нестандартных правовых ситуаций, в которых бы «уравнительный» принцип налогообложения серьезно ущемлял права и интересы граждан: налоговые льготы являются своеобразным инструментом дифференциации налоговых субъектов, позволяющим избежать столь неприятных последствий.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие налоговых льгот, их цели и виды……………………………………………… 4
1.1. Понятие налоговой льготы ……………………………………………………………………………… 4
1.2. Налоговые льготы в России……………………………………………………………………………… 4
1.3. Налоговые льготы по НДС……………………………………………………………………………….. 6
1.4. Налоговые льготы по НДС, предоставляемые общественным организациям инвалидов…………………………………………………………………………………………
9
Глава 2. Освобождение от уплаты НДС…………………………………………………………………. 11
2.1. Условия, при которых можно использовать право на освобождение…………. 11
2.2. Уплата НДС в переходный период…………………………………………………………………... 15
2.3. Когда право на освобождение может быть утрачено…………………………………… 17
2.4. Как продлить право на освобождение……………………………………………………………. 19
2.5. Особенности предоставления льготы по НДС, инвалидам……………………………. 19
Глава 3. Значение и необходимость льгот по НДС………………………………………………. 21
3.1. Значение налоговых льгот……………………………………………………………………………….. 21
3.2. Новые льготы по НДС в 2011 и 2012 году в НК………………………………………………. 21
3.3. Выгодно ли получать освобождение от НДС…………………………………………………. 22
3.4. О замене НДС налогом с продаж……………………………………………….…………………… 23
Заключение……………………………………………………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы…………………………………………………………………. 27
Приложение №1…………………………………………………………………………………………………… 29
Практическая часть……………………………………………………………………………………………… 30
Введение…………………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие налоговых льгот, их цели и виды……………………………………………… 4
1.1. Понятие налоговой льготы ……………………………………………………………………………… 4
1.2. Налоговые льготы в России……………………………………………………………………………… 4
1.3. Налоговые льготы по НДС……………………………………………………………………………….. 6
1.4. Налоговые льготы по НДС, предоставляемые общественным организациям инвалидов…………………………………………………………………………………………
9
Глава 2. Освобождение от уплаты НДС…………………………………………………………………. 11
2.1. Условия, при которых можно использовать право на освобождение…………. 11
2.2. Уплата НДС в переходный период…………………………………………………………………... 15
2.3. Когда право на освобождение может быть утрачено…………………………………… 17
2.4. Как продлить право на освобождение……………………………………………………………. 19
2.5. Особенности предоставления льготы по НДС, инвалидам……………………………. 19
Глава 3. Значение и необходимость льгот по НДС………………………………………………. 21
3.1. Значение налоговых льгот……………………………………………………………………………….. 21
3.2. Новые льготы по НДС в 2011 и 2012 году в НК………………………………………………. 21
3.3. Выгодно ли получать освобождение от НДС…………………………………………………. 22
3.4. О замене НДС налогом с продаж……………………………………………….…………………… 23
Заключение……………………………………………………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы…………………………………………………………………. 27
Приложение №1…………………………………………………………………………………………………… 29
Практическая часть……………………………………………………………………………………………… 30
Введение…………………………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие налоговых льгот, их цели и виды……………………………………………… 4
1.1. Понятие налоговой льготы ……………………………………………………………………………… 4
1.2. Налоговые льготы в России……………………………………………………………………………… 4
1.3. Налоговые льготы по НДС……………………………………………………………………………….. 6
1.4. Налоговые льготы по НДС, предоставляемые общественным организациям инвалидов…………………………………………………………………………………………
9
Глава 2. Освобождение от уплаты НДС…………………………………………………………………. 11
2.1. Условия, при которых можно использовать право на освобождение…………. 11
2.2. Уплата НДС в переходный период…………………………………………………………………... 15
2.3. Когда право на освобождение может быть утрачено…………………………………… 17
2.4. Как продлить право на освобождение……………………………………………………………. 19
2.5. Особенности предоставления льготы по НДС, инвалидам……………………………. 19
Глава 3. Значение и необходимость льгот по НДС………………………………………………. 21
3.1. Значение налоговых льгот……………………………………………………………………………….. 21
3.2. Новые льготы по НДС в 2011 и 2012 году в НК………………………………………………. 21
3.3. Выгодно ли получать освобождение от НДС…………………………………………………. 22
3.4. О замене НДС налогом с продаж……………………………………………….…………………… 23
Заключение……………………………………………………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы…………………………………………………………………. 27
Приложение №1…………………………………………………………………………………………………… 29
Практическая часть……………………………………………………………………………………………… 30

Файлы: 1 файл

правка+.docx

— 88.88 Кб (Скачать)

Во-вторых, согласно п. 5 статьи 149 НК налогоплательщику предоставляется  право отказаться от льгот в виде освобождения от обложения НДС, представив соответствующее заявление в  налоговый орган по месту своей  регистрации в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения от НДС или приостановить  его использование. Это объясняется  тем, что освобождение от НДС во многих случаях бывает невыгодным для налогоплательщиков (например, невозможность принять  к вычету "входной" НДС). 

В соответствии со статьей 171 НК под налоговыми вычетами понимается та сумма, на которую налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму  налога, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.

НДС = (1НБ ×18% ÷ 2НБ × 10% ÷ 3НБ × 0%) - НВ, где

НДС - сумма налога, подлежащая к уплате; 
1НБ, 2НБ, 3НБ - налоговые базы, к которым применяются соответствующие ставки; 
НВ - налоговые вычеты.

В-третьих, если среди 50% инвалидов, которых обязана  трудоустроить у себя организация, имеющая право на льготу, какое-то их число окажется нетрудоспособными, то в этом случае налоговые органы могут попытаться "уменьшить" количество инвалидов в организации  и тем самым поставить под  сомнение право организации на льготу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Значение и необходимость льгот по НДС.

 

3.1. Значение налоговых льгот.

 

Декларируя, например, принцип  содействия предпринимательству, законодатель предполагал и создание неких  механизмов этого самого содействия, инструментов помощи и тому подобное. Именно таким механизмом и стал институт налоговых льгот. К примеру, освобождение от уплаты налога в виде отсрочки платежа  порой может стать единственной возможностью для предприятия не обанкротиться и продолжать свою деятельность. Кроме того, устанавливая различные основания предоставления налоговых льгот, государство стимулирует предпринимателей к вложению средств: в социальные проекты, осуществлению меценатской деятельности, повышению уровня образованности своих сотрудников.

Впрочем, польза от налоговых  льгот ощутима не только юридическими лицами. Налоговые льготы также служат инструментом социальной помощи малоимущим и лицам, имеющим значительные заслуги  перед обществом и государством.

3.2. Новые льготы по НДС в 2011 и 2012 году в НК.

ФНС России разъяснила порядок вступления в силу изменений, которые были внесены  в Налоговый кодекс и расширили  список льгот по НДС. В частности, от налога на добавленную стоимость  освобождаются с 1 октября 2011 года:

  • услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями;
  • безвозмездно оказание услуг по производству или распространению социальной рекламы;
  • услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских или политических рисков.

Льготы по НДС  в 2012 году.

С 1 января 2012 года не надо платить  НДС при выполнении работ, оказании услуг государственным и муниципальным  учреждениям в рамках государственного (муниципального) задания за счет предоставленных  субсидий. В отношении перечисленных льгот по налогу на добавленную стоимость следует руководствоваться правилом, предусмотренным пунктом 8 статьи 149 Налогового кодекса. То есть, при налогообложении операций должен применяться тот порядок расчета налога, который действовал на дату отгрузки, вне зависимости от даты оплаты (письмо ФНС России от 07.10.2011 N АС-4-3/16572).

3.3. Выгодно ли получать освобождение от НДС?

 

 Статистика  свидетельствует, что желающих получить освобождение довольно немного - не более 1% от общего числа плательщиков налога. Причин, по которым фирмы и предприниматели отказываются получать освобождение, несколько.

Во-первых, слишком большое количество документов нужно представить в  налоговую инспекцию.

Во-вторых, необходимо постоянно отслеживать  сумму поступающей выручки, чтобы  за три месяца она не превысила  установленный предел в 2 000 000 руб.

И наконец, главная причина: если большинство  клиентов фирмы - плательщики НДС, получать освобождение просто невыгодно. Дело в  том, что если покупатель - плательщик НДС - приобретает товары у фирмы, имеющей налоговое освобождение, он не имеет возможности принять  НДС по приобретенным ценностям  к вычету. Следовательно, ему не имеет  смысла работать с такой фирмой, если только она не снизит цену себе в убыток.

Пример. Предположим, есть две конкурирующие фирмы: ЗАО "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ ПЛЮС", которое платит НДС, и ООО " ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ МИНУС", получившее освобождение от налога.

Обе фирмы закупают одинаковый товар  у производителя по цене 118 руб. (100 руб. + 18 руб. НДС) и продают его  покупателю - плательщику НДС. Рыночная цена на данный товар составляет 236 руб. (200 руб. + 36 руб. НДС).

Купив товар у "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ ПЛЮСа", покупатель сможет принять 36 руб. НДС к вычету, а купив у " ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ МИНУСа", - нет. Следовательно, чтобы конкурировать с "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ ПЛЮСом", " ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ МИНУС" должен продавать товар за 200 руб. (без НДС), пожертвовав частью своей прибыли:

Фирма

Покупка

Продажа

Прибыль

ЗАО "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ ПЛЮС "

118 руб.  
(НДС - 18 руб.)

236 руб.  
(НДС - 36 руб.)

236 - 36 - (118 - 18) = 
100 руб.

ООО "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ МИНУС"

118 руб.  
(НДС - 18 руб.)

200 руб.  
(НДС - 0 руб.)

200 - 118 = 82 руб.


Если же "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ ПЛЮС " и "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ МИНУС" продают товар покупателю - неплательщику НДС, - в более выгодном положении оказывается "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ МИНУС" (так как в данном случае покупателю все равно, приобретает он товар с НДС или без него):

 

Фирма

Покупка

Продажа

Прибыль

ЗАО "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ ПЛЮС "

118 руб.  
(НДС - 18 руб.)

236 руб.  
(НДС - 36 руб.)

236 - 36 - (118 - 18) =

100 руб.

ООО "ТРАКТОРЗАПЧАСТЬ МИНУС "

118 руб.  
(НДС - 18 руб.)

236 руб.  
(НДС - 0 руб.)

236 - 118 = 118 руб.


 

Таким образом, освобождение от НДС  в первую очередь выгодно получать фирмам, чьи основные клиенты не являются плательщиками НДС. Например, розничным магазинам и фирмам, которые оказывают услуги населению.

3.4. О замене НДС налогом с продаж.

 

 

В ноябре 2011г. на конференции «Налогообложение — современный взгляд» помощник президента России Аркадий Дворкович озвучил предложение о введении налога с продаж вместо НДС. Причина — дать больше финансовых возможностей регионам.

Идею поддержала министр экономического развития Эльвира Набиуллина. При этом она уточнила, что одновременно НДС и налог с продаж применять не будут.

Налог с продаж, который зачисляется  в региональные бюджеты, в России ранее уже существовал. Он был  введен в 1991 г., но проработал всего  год. Затем его снова ввели  в 1998 году. Полностью от практики взимания налога отказались в 2004 году. Налог  на добавленную стоимость, который  сегодня предложили отменить, зачисляется  полностью в федеральный бюджет. На 1 ноября по этому налогу сборы  составили 1,48 трлн. рублей, согласно данным Федеральной налоговой службы.

Замена НДС на налог  с продаж может стать крупным  источником для наполнения региональных бюджетов. Однако министр финансов Антон Силуанов заявил, что лучшей мерой для пополнения бюджета стала бы отмена региональных льгот по налогам, а не введение нового налога.

Необходимость реформы обусловлена  суровой статистикой по налоговым  спорам в России НДС обладает крайне высоким уровнем коррупциогенности. Его возмещение в необходимых для бизнеса объемах никогда не происходит без судебного разбирательства или крайней меры — взяток руководству налоговой инспекции. Бороться с этим явлением трудно. Применение НДС требует специального налогового учета сделок по счетам-фактурам и товарным накладным, вокруг которых всегда спорят налоговики и компании. А налог с продаж просто будет взиматься со стоимости товара, проданного покупателю. Его учет представляется проще.

Легко взимать, но легко и не платить. От налога с продаж в свое время  было решено отказаться, в том числе  потому, что от него легко уходить. Масштаб уклонения от уплаты налога с продаж с помощью «подкручивания» кассовых аппаратов огромный. Этот налог увеличил теневой оборот экономики и доходы, не попадающие под налогообложение. Сейчас степень умельцев подкручивать кассовые аппараты только увеличилась.

Так же, у экспертов вызывает сомнение и то, насколько своевременно власти заговорили о замене налога. В этом году зафиксирована активизация  вывода капитала за рубеж. Чистый отток частного капитала из России за 10 месяцев текущего года составил 64 млрд. долларов, что почти в два раза выше показателя за весь 2010 год.

Однако, если переход все же будет выстроен правильно, то компании смогут отдохнуть от споров по НДС и спокойнее вступать в сделки с контрагентами. Но нагрузка на бизнес при этом может увеличиться. В настоящее время она составляет около 40%. Увеличить поступления в региональные бюджеты за счет огромной дыры в федеральном бюджете — это очень сомнительная радость для бюджетной устойчивости. Ранее производились расчеты, показавшие: чтобы возместить потери от выпадения НДС с помощью налога с продаж, нужно вводить высокую ставку. Это не облегчит нагрузку. 

На конференции присутствовал  премьер - министр РФ Владимир Путин. В своем выступлении он призвал обеспечивать рост доходов за счет улучшения процесса сборов налогов, а не за счет роста налогов для граждан. Так же он отметил, что к 2015 году 80% компаний будут сдавать налоговые декларации в электронном виде. Разговор зашел и о списании ошибочных долгов граждан РФ перед государством, который на данный момент составляет 36 млрд. рублей. Как отметил премьер, налоговые службы должны завершить списание этих долгов до 1 квартала 2012 года. По данным Путина, число ошибочных должников составляет 36 миллионов человек.

Глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин отметил, что часть этих долгов государство не может взыскать по причине истечения трехлетнего периода со дня его образования. Другую же часть ошибочных долгов граждан составляют долги, образовавшиеся из-за ошибок в передаче данных.

 

Заключение.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам  и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими  плательщиками. В том числе понятие  налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере, что следует из ст. 56 НК РФ.

Выявлено, что благодаря  применению данного налогового инструмента  государством достигаются две цели.

Главная цель состоит в  сокращении размеров налогового обязательства  налогоплательщика.

Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, - это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.

Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение  какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота. По данному  признаку льготы разделяются на три  группы:

  • изъятия;
  • скидки;
  • освобождения.

Особо следует отметить, что формирование множественности  налоговых режимов, высказанных  в литературе, порождает многообразные  возможности уклонения от уплаты налогов. Льготы, предоставленные по НДС, являются мощным стимулирующим орудием, воздействующим на отрасли как производственной, так и непроизводственной сферы, поэтому их предоставление должно быть в высшей степени оправдано, в противном случае льгота может быть предоставлена не по назначению.

В целях совершенствования  института налоговых льгот необходимо:

1. Провести «инвентаризацию»  закрепленных в нормативных актах  налоговых льгот;

2. Выработать их системную  концепцию;

Информация о работе Налоговые льготы и освобождение по НДС