Налоговая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности налогов и особенностей и динамику налоговой системы Казахстана.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы налогов;
- дать характеристику и определить функции налогов;
- изучить особенности и динамику налоговой системы Казахстана.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономическая сущность и функции налогов……………………………5
1.1 Понятие, значение и принципы налогов……………………………..5
1.2 Фискальная, социальная и регулирующая функции налогов………9
2 Становление и развитие налоговой системы Казахстана………………14
2.1 Особенности налоговой системы Казахстана и динамика ее развития…………………………………………………………………...14
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………...18
3 Налоговые стимулы роста конкурентоспособности экономики Казахстана………………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………….28

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     -  определение оптимального режима налогообложения;

     -  обеспечение эффективного налогового администрирования;

     -  совершенствование налогового законодательства.

     Определение оптимального налогообложения представляет собой установление такого режима, который, не подавляя экономическую активность налогоплательщика, обеспечивает необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет. В этой связи перед нашей налоговой системой сегодня ставится задача максимального облегчения налоговой нагрузки в целом для всех налогоплательщиков, особенно в сфере реального сектора экономики. Мировой опыт показывает, что изъятие у налогоплательщика до трети его доходов - та черта, за пределами которой начинается спад деловой активности налогоплательщика, сокращаются инвестиции в экономику, растет количество уклонений от налогообложения. Хозяйствующие субъекты либо сократят свою деятельность, либо прекратят ее, либо разорятся, либо уйдут в «тень». Несмотря на рост ставки налога, доходы, поступаемые в бюджет сокращаются, так как сокращается налоговая база [18, c.4].

     Считается, что налоговая нагрузка для казахстанских налогоплательщиков по сравнению с другими государствами значительно ниже. Однако столь низкая величина налоговой нагрузки складывается под влиянием определенных факторов. Прежде всего, это неудовлетворительное состояние учета налогоплательщиков и налогового контроля.

     Проблема  уклонения от налогообложения одна из главных проблем налоговой системы республики Казахстан. Взять хотя бы поступления акцизов. Несмотря на проводимые меры со стороны государства до сих пор не находит должного решения проблема сбора акцизов от оборота алкогольной продукции. Теневой сектор алкогольного рынка в стране составляет примерно - 50% и потери бюджета по акцизам от нелегального оборота составляет примерно 1,5-2 млрд. тенге.

     Поэтому, можно согласиться с мнением  многих авторов, что реальный уровень  совокупного налогового бремени  для законопослушных плательщиков значительно выше, т. е. есть немалые резервы ее снижения.

     В связи с этим Правительство Республики Казахстан постоянно пытается снизить налоговое бремя и реализует конкретные меры. В свете реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан, и озвученных Главой государства в Послании народу Казахстана 1 марта 2006 года были внесены следующие изменения в налоговое законодательство:

     - с 2007 года снизится ставка НДС  на 1%, а в 2008 - 2009 годах - еще на 1-2%;

     -  с 2007 года вводится фиксированная ставка подоходного налога для всех физических лиц в размере 10%;

     - с 2007 года вводится уменьшенная единая ставка налога для субъектов малого и среднего бизнеса;

     -  с 2008 года снизится социальный налог в среднем на 30%.

     В принимаемых мерах государством, направленных на уменьшение налоговой нагрузки, особо следует отметить снижения ставки НДС. Безусловно, это существенная поддержка активизации предпринимательской деятельности. За счет снижения ставки НДС у налогоплательщиков будут меньше отвлекаться оборотные средства, особенно у тех предприятий где наиболее длительный цикл от производства до реализации продукции. Снижение ставки НДС позволит им пополнить свои оборотные средства, снизить налоговую нагрузку, в последствии чего увеличиться объем производства и происходит расширение налогооблагаемой базы.

     Государство Республики Казахстан активно поддерживало и поддерживает развитие аграрного сектора экономики, особенно тех налогоплательщиков осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукций. В связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО развитие переработки сельскохозяйственной продукций для насыщения рынка качественной и недорогой продукций приобретает особую актуальность. Для решения этих задач приняты определенные меры их налогового стимулирования.

     Законом РК от 07.07.2006 года №177-111 приняты меры по снижению налоговой нагрузки организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья. Для них сумма НДС исчисленная по действующей методике уменьшается на 70 процентов.

     В целях стимулирования развития отрасли  информационных технологии, активизации вхождения экономики Казахстана в систему мирового хозяйства в Республике Казахстан создана специальная экономическая зона «Парк информационных технологий» (СЭЗ «ПИТ»). Организации осуществляющие деятельность на территории СЭЗ «ПИТ», будут полностью освобождаться от уплаты корпоративного подоходного налога, налога на имущества и земельного налога по объектам налогообложения, расположенным на территории СЭЗ «ПИТ». Вместе с тем, обороты по реализации товаров (услуг, работ) на территориях СЭЗ освобождены от НДС.

     Определенное  влияние на снижение налоговой нагрузки для физических лиц и работодателей, несомненно, окажут предстоящие снижения ставок индивидуального подоходного налога и социального налога. У работодателей появиться стимул реального отражения выплат своим работникам, а у работников - заинтересованность не скрывать получаемые доходы. В результате произойдет увеличение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. снижая ставки налогов, государство увеличит доходы бюджета.

     Безусловно, выше указанные меры по снижению налоговой  нагрузки будут способствовать стимулом для увеличения финансового потенциала налогоплательщиков, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Вместе с тем, в современных условиях назрела необходимость более эффективного использования других элементов налогового механизма, как, налоговые льготы и налоговые каникулы. Следует отметить, что все проводимые меры по снижению налоговой нагрузки за последние годы охватывают такие налоги как, НДС, Социальный налог, Индивидуальный подоходный налог. Нужно отметить, что  нуждается в совершенствовании механизм взимания корпоративного подходного налога. Корпоративный подоходный налог является основным налогом, уплачиваемым с дохода корпорации.

     Многие  казахстанские экономисты считают, что действующая основная ставка корпоративного подоходного налога требует пересмотра. Для всех налогоплательщиков независимо от вида экономической деятельности и без учета их значимости, применение единой ставки не совсем правомерно. С целью расширения налогооблагаемой базы при снижении ставки КПН, должны быть разработаны методы налоговой защиты, новых инвестиций и методы стимулирования научно-технического прогресса. Также, было бы целесообразно, в приоритетных отраслях экономики, ввести регрессивные ставки корпоративного подоходного налога, когда при увеличении суммы налогооблагаемого дохода ставка понижается. Это будет способствовать к стремлению налогоплательщика увеличить размер совокупного годового дохода, а также   будет   стимулировать   не стремление к уменьшению (скрыть) налогооблагаемой базы, а показать ее реальный объем. При этом бояться уменьшения поступления КПН в бюджет не стоит. Ведь сумма поступаемых налогов в бюджет определяется не столько ставками, сколько величиной налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.

     Для повышения конкурентоспособности отечественной налоговой системы необходимо создание качественного налогового администрирования, построенного исключительно на нормах закона.

     Создание  качественной систем налогового администрирования  предполагает: повышения качества результативности налогового контроля, совершенствование  показателей характеризующих эффективность  работы налоговых органов, достижения максимальной согласованности интересов государства и налогоплательщика.

     В любом государстве стремление налогоплательщика  уменьшить свои налоговые обязательства  перед государством объективный  реальный процесс.

     Чем выше уровень налоговой нагрузки, тем эти действия будут более активными. Действующее налоговое законодательство страны из-за своего несовершенства предоставляет налогоплательщику множество путей возможной минимизации или оптимизации своих налоговых платежей почти по всем налогам.

     Такие действия способствуют не только снижению доходной базы бюджета, но и подрывают основы экономики, нарушает баланс интересов между налогоплательщиками в конкурентной борьбе. Те налогоплательщики, которые уплачивают налоги добросовестно, могут находиться в менее благоприятных финансовых условиях. Тем самым у налогоплательщика соблюдающего налоговое законодательство появится желание использовать такие же незаконные пути минимизации уплачиваемых налогов или переходить в теневую экономику. Сегодня бизнесу мешают не сами налоги, а зачастую несовершенство налогового администрирования.

     В целях исключения неправильного толкования отдельных моментов налогового кодекса следует провести определенные детализации и конкретизации в действующее налоговое законодательство. Главной задачей налогового администрирования является:

     -  создание равных условий налогообложения для конкурентной борьбы и конкурентоспособности продукции;

     -  обеспечение относительного равновесия  экономических, интересов налогоплательщиков;

     -  формирование партнерско-договорных взаимоотношений государства с налогоплательщиками.

     Для построения отношений партнерства необходимо разработать и утвердить законодательно, процедуры согласования спорных или отсутствующих в налоговом законодательстве положений возникающих при уплате налогов и сдачи налоговых отчетностей. В этой связи заслуживает внимание предложение российских экономистов, о создании при налоговых комитетах научно-консультативных советов. Участие в этих советах представителей других государственных органов, бизнеса, науки, налоговых консультантов и адвокатов поможет совместно решить многие проблемы, включая проблему злоупотреблений при возмещении НДС из бюджета. Эти научно - консультативные советы также позволят поддерживать обратную связь с налогоплательщиками.

     Одним из приоритетных направлений совершенствования и улучшения качества налогового администрирования является автоматизация процессов налогового администрирования.

     В этой связи Налоговым Комитетом Министерства Финансов РК проделана работа в рамках «Электронного правительства» по совершенствованию налогового администрирования с применением информационной технологии. Налогоплательщики сегодня уже имеют возможность:

     -  сдать налоговую отчетность в  электронном виде;

     -  получить результаты приема и обработки сданной электронной налоговой отчетности;

     - получить информацию о состоянии лицевого счета, наличие или отсутствие налоговой задолженности;

     -  обратиться с жалобой на действие сотрудников органов налоговой службы с помощью электронной книги жалоб и др.

     Формирование  налоговой системы с целью сделать ее конкурентоспособной должно предусматривать, с одной стороны снижения налоговой нагрузки, с другой - улучшение налогового администрирования и сокращение возможностей налогоплательщиков для уклонения от уплаты налогов. Необходимо переориентация функции налогов от фискальной на стимулирующую, в результате чего будут созданы условия для практического решения проблем препятствующих вхождению Казахстана в число конкурентоспособных стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства. Они представляют собой ту часть финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения соответствующих функций.

     Налоги - это принудительно изымаемые  государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Сборы эти производятся на основе государственного законодательства.

     С экономических позиций налоги представляют собой главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ и сфер экономики, которые испытывают потребности в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных источников.

Информация о работе Налоговая система РК