Налоговая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности налогов и особенностей и динамику налоговой системы Казахстана.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы налогов;
- дать характеристику и определить функции налогов;
- изучить особенности и динамику налоговой системы Казахстана.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономическая сущность и функции налогов……………………………5
1.1 Понятие, значение и принципы налогов……………………………..5
1.2 Фискальная, социальная и регулирующая функции налогов………9
2 Становление и развитие налоговой системы Казахстана………………14
2.1 Особенности налоговой системы Казахстана и динамика ее развития…………………………………………………………………...14
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………...18
3 Налоговые стимулы роста конкурентоспособности экономики Казахстана………………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………….28

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 166.50 Кб (Скачать)
n="justify">     Налоговая система должна быть адекватной развитию экономики и формам предпринимательской деятельности. И изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы 1 июля 1995 года, диктуют необходимость дальнейшего реформирования. Целью снижения налоговой нагрузки на физических лиц кодексом предлагается новая шкала индивидуального подоходного налога, применение которой позволит большей части населения платить меньше налога, чем по предыдущей шкале. Также идет снижение ставки социального налога до 22%, земельного налога на отдельные участки, налога на транспортные средства. Освобождаются от корпоративного налога доходы неприбыльных организаций, а также организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере при соблюдении ими установленных условий. Льготы, приводящие к снижению налоговой нагрузки, в целом не повлечет снижение поступлений в бюджет. Это достигнем путем расширения налогооблагаемой базы через упорядочение льгот, систематизацию действующих сборов и платежей неналогового характера, улучшение налогового администрирования без увеличения нагрузки на налогоплательщика. Этот шаг сыграет свою роль в активизации производственной деятельности и тем самым в росте адекватных поступлений в бюджет [16, c.53].

     Государство создавало и продолжает создавать  благоприятные условия для становления и развития субъектов малого предпринимательства, в частности в вопросах налогообложения. В связи с чем, с 1 января 2006 года для субъектов малого бизнеса расширены сферы применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода, а также изменения градации доходов в шкале ставок налогообложения: предельная среднесписочная численность работников для индивидуальных предпринимателей увеличена с 15 до 25 человек, для юридических лиц с 25 до 50 человек, а сумма предельного дохода в квартал для индивидуальных предпринимателей с 4,5 до 10,0 млн. тенге, для юридических лиц с 9,0 до 25,0 млн. тенге. Данные изменения позволят существенно расширить сферу применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации субъектами малого и среднего бизнеса, тем самым существенно снизить налоговую нагрузку на указанную категорию налогоплательщиков и получить оборотные средства для развития бизнеса.

     Учитывая  то, что обороты по реализации товаров (работ, услуг) субъектов малого бизнеса могут превысить 12000-кратную величину месячного расчетного показателя (11,7 млн. тенге), в результате чего они обязаны встать на учет по налогу на добавленную стоимость, с 2006 года данный минимум увеличен до 15000-кратной величины месячного расчетного показателя (14,6 млн. тенге). Данная норма позволит освободить субъектов бизнеса с небольшими объемами реализации от ведения учета и уплаты налога на добавленную стоимость.

     С целью снижения налоговой нагрузки на субъектов малого бизнеса, по налогу на имущество для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, исчисление налога на имущество с 2006 года производится по сниженной ставке 0,5 процента к среднегодовой стоимости объектов налогообложения, тогда как в соответствии с налоговым законодательством 2005 года к ним применялась ставка 1% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Также значительно снижена нагрузка на физических лиц по налогу на имущество, не используемое в предпринимательской деятельности, посредством снижения ставок налога в два раза. Изменения коснулись и совершенствования налогообложения недропользователей. До 2006 года некоторыми контрактами на недропользование было предусмотрено, что импорт товаров, ввозимых для целей реализации проектов по указанным контрактам, освобождался от НДС. Путем внесения дополнения в статью 225 Налогового кодекса, казахстанские товары, реализуемые предприятиям, работающим на территории Республики Казахстан и имеющим по условиям контрактов на недропользование освобождение от налога на добавленную стоимость на импортируемые товары, также будут освобождаться от НДС.

     Таким образом, создаются равные условия налогообложения по налогу на добавленную стоимость для отечественных производителей - поставщиков товаров в адрес недропользователей, которые имеют в соответствии с контрактами на недропользование освобождение от налога на добавленную стоимость на импортируемые товары.

     Существующая  налоговая система намного прогрессивнее  прежней и отличается достаточной  стабильностью. Вместе с тем, осуществляемые в экономике преобразования приводят к необходимости эволюционного реформирования налоговой системы, требуют внесения определенных коррективов в действующее законодательство для динамичного развития. Важно создание такой системы налогообложения, которая не только обеспечивает фискальные интересы государства, но и стимулирует развитие производства, эффективное использование природных ресурсов страны и приток широкомасштабных инвестиций. 
 

     2.2 Основные направления  совершенствования  налоговой системы  Республики Казахстан 
 

     Налоги, применяемые в государстве, считаются достаточно эффективными, если они:

     1) обеспечивают налоговые доходы в объемах, достаточных для выполнения государством своих функций;

     2)  способствуют созданию финансовых условий для возобновления воспроизводственных процессов;

     3)  отвечают требованиям простоты в администрировании, позволяющей государству обеспечивать значительные поступления при минимальных расходах, связанных со сбором налогов;

     4)  позволяют включать рычаги налогового  регулирования экономики и способствуют повышению инвестиционной компоненты налога;

     5)  обеспечивают возможность более  точного планирования и прогнозирования  налогов как основного источника дохода государственного бюджета [17, c.55].

     В настоящее время в Казахстане продолжается формирование нового этапа  развития налоговой системы и налоговой политики.

     Основными направлениями совершенствования  налоговой системы РК являются:

     1) ослабление налогового бремени  и упрощение налоговой системы  путем отмены низкоэффективных  налогов и отчислений во внебюджетные  фонды; 

     2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

     3) постепенное перемещение налогового  бремени с предприятий на физических  лиц;

     4) решение комплекса проблем, связанных  со сбором налогов и контроля  за соблюдением налогового законодательства.

     На  данный момент целесообразно:

     - резко увеличить налогооблагаемую  базу и ставки ресурсных платежей  как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

     - расширить права местных органов  при установлении ставок налогов  на имущество юридических лиц  (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

     - унифицировать прямое налогообложение  всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);

     - расширить меры по налоговому  стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

     - усилить социальную направленность  налогов. Для этого нужно постоянно  увеличивать, с одной стороны,  необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

     В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

     Следующие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайшие годы:

     1) ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института  налогоплательщиков;

     2)     упрощение налоговой системы; 

     3) налоговое стимулирование производства  и реализации конкурентоспособных  отечественных товаров. 

     Реформирование  действующей налоговой системы  должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития казахстанской экономики.

     Одним из приоритетов в стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира обозначенных Главой Государства является модернизация и динамичность экономики Казахстана путем реформирования налоговой политики, в части увеличения собираемости налогов, упрощения структуры налогообложения и ограничения числа налогов.

     Для повышения эффективности налогового законодательства требуется установление правовых налоговых норм с экономическими реалиями в различных сферах предпринимательской деятельности, так как важнейшим приоритетом экономической политики государства является совершенствование налоговой реформы. В этой связи государством проводится работа по совершенствованию реальных условий налогообложения, главным образом, за счет повышения качества государственного администрирования в части внедрения информационных систем, запусков камерального контроля, что позволяет ежегодно снижать налоговую нагрузку до уровня, отвечающего реализуемой в государстве налоговой политики. Одним из важных аспектов налоговой системы является - простота. Слишком сложные налоговые системы затрудняют налоговое администрирование, создавая препятствия соблюдению подобной системы, и могут привести к снижению налоговой дисциплины.

     Концепция, заложенная в налоговом кодексе, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости, достижения сбалансированности налоговой нагрузки для всех категорий налогоплательщиков и нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам. Важным отличительным нововведением стала отмена с июля 1997года кассового метода в налоговом учете и переход на метод начислений, который ужесточил финансовую дисциплину и создал условия для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем - и для отказа от них. Крупнейшие изменения затронули и механизм взимания налога на добавленную стоимость, который в РК в начале 90-х годов заменил налог с оборота и налог с продаж, который играет значительную роль в формировании доходной части бюджета. Так, поступление НДС в Государственный бюджет ежегодно увеличивается.

     При том, что ежегодно ставка по данному  виду налога снижается, а также ежегодно увеличивается введенный минимальный порог регистрации плательщиков НДС, чей оборот по реализации составляет менее 15000 МРП в год могут не являться плательщиками НДС. Основной причиной имеющейся положительной тенденции роста поступлений является усиление администрирования путем внедрения: режима электронного контроля за правильностью возмещения НДС; выявления бездействующих налогоплательщиков и налогоплательщиков, потерявши связь с налоговым органом.

     Работа  в данном направлении является приоритетной, так как позволяет предотвратить  реальные потери налогооблагаемой базы по налогам, находящимся в компетенции налоговых органов.  
 
 

           
 

         3 Налоговые стимулы роста конкурентоспособности экономики Казахстана 

     Текущий этап развития экономики Казахстана связан с активным поиском путей совершенствования налогового механизма, способствующий росту экономического потенциала и развитию национальной экономики. Оно тесно связано с понятием конкурентоспособности государства. В обеспечении конкурентоспособности государства, определенную роль играет конкурентоспособная национальная налоговая система.

     В настоящее время в Казахстане идет формирование нового этапа развития налоговой системы и налоговой политики. Создание конкурентоспособной налоговой системы Казахстана требует решения следующих основных задач:

Информация о работе Налоговая система РК