Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение сущности налогов и особенностей и динамику налоговой системы Казахстана.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы налогов;
- дать характеристику и определить функции налогов;
- изучить особенности и динамику налоговой системы Казахстана.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономическая сущность и функции налогов……………………………5
1.1 Понятие, значение и принципы налогов……………………………..5
1.2 Фискальная, социальная и регулирующая функции налогов………9
2 Становление и развитие налоговой системы Казахстана………………14
2.1 Особенности налоговой системы Казахстана и динамика ее развития…………………………………………………………………...14
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………...18
3 Налоговые стимулы роста конкурентоспособности экономики Казахстана………………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………….28
Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, применяемая правительством.
Важным
событием в государственном
В результате введения НДС (в отличие от налога с оборота) каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке облагораживания вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз. В этом одно из главных преимуществ налога на добавленную стоимость.
Налоговое
регулирование экономики
Автоматический механизм сравним с автопилотом, он не предусматривает изменений системы налогообложения, ставок, введения или отмены льгот. При неизменных налоговых ставках сумма налоговых сборов будет возрастать по мере увеличения доходов. В зависимости от степени прогрессии налоговых ставок реальные поступления в бюджет могут возрастать быстрее роста доходов. Иными словами, при перегреве, конъюнктуры или разыгравшейся инфляции налоги будут сокращать избыточный платежеспособный спрос, а в период замедления экономического роста изымать в бюджет относительно меньшую часть доходов.
Сознательное регулирование предполагает недостаточность автоматических стабилизаторов и включение так называемого ручного управления, т.е. временное усиление или облегчение налогового бремени в целом дифференцировано в зависимости от конкретных целей государственного регулирования экономики.
Глобальное
понижение налогов ведет к
увеличению чистых прибылей, усилению
стимула хозяйственной
Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать дополнительные или уменьшить существующие стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов, воздействовать на фонд потребления в целом, на уровне цен.
Одним из распространенных средств налогового воздействия на внешнюю торговлю в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает таможенное обложение экспортно-импортных потоков при пересечении ими государственных границ.
По мере усложнения и совершенствования системы государственного регулирования экономики налоги все больше использовались для регулирования отраслевой и региональной структур народного хозяйства. Известно, что нефте- и газодобывающая и перерабатывающая отрасли во всех странах облагаются более высокими налогами, чем депрессивные отрасли или отрасли - носители научно-технического прогресса, от которых зависит экономическое будущее страны. Дифференцированные налоговые ставки зачастую устанавливаются для различных регионов страны в зависимости от состояния их экономики.
Регулирующая функция налогов в современных условиях заключается не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы юридических и физических лиц от налогов и создать общие условия для благоприятного развития экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными действиями.
Показателя, прямо отражающего регулирующую направленность налоговой системы, не существует. Косвенным показателем может быть соотношение суммы собираемых налогов и бюджетных расходов на хозяйственные цели и НИОКР. Однако высшим критерием использования налоговой системы в качестве инструмента государственного регулирования экономики являются успехи в достижении важнейших экономико-политических целей.
Большинство целей государственного регулирования экономики достигается путем общего и целенаправленного стимулирования капиталовложений.
Итак,
налоги - это обязательные платежи, взимаемые
государством с физических и юридических
лиц. Налоги являются основным источником
государственных доходов, и вместе с тем
с помощью налогового инструмента государство
регулирует экономику, стремится обеспечить
стабильность и процветание общества.
2 Становление и развитие налоговой системы Казахстана
2.1
Особенности налоговой
системы Казахстана
и динамика
ее развития
Налоговая система, как и составляющие ее элементы, выполняя исключительно важную роль в экономической и социальной жизни общества.
Налоговая система – это определенная целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимосвязи друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства.
Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы (Министерство государственных доходов Республики Казахстан и его местные органы) [12, c.24].
Также налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Министерством государственных доходов, налоговыми комитетами в областях, районах, городах и районах в городах. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Налоговая система, действующая в Республике Казахстан, сформировалась в конце 2001 начале 2002 года в связи с принятием 12 июня 2001 года нового Налогового кодекса (Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»).
Концепция, заложенная в Налоговом кодексе, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости и нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам. Данный нормативный правовой акт максимально приближен к международным принципам налогообложения, а также имеет ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана. В нем предусмотрено 9 налогов, 9 плат и 12 сборов [13, c.35].
Начиная с 2002 года и до настоящего
времени в нее вносятся
В основных своих положениях новая налоговая система нацелена на переход экономики страны к рыночным отношениям, построена с учетом опыта зарубежных государства, для которых характерна эффективность, продуктивность и сбалансированность таких отношений.
Налоговая система, прежде всего, должна иметь законодательную основу, которая позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента экономической и финансовой политики государства. Важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование и ней каждого налога на свой объект, что позволяет устранить двойное налогообложение. Еще одним принципом налоговой системы является стабильность правил применения налогов. Стабильная налоговая система делает привлекательным инвестиционные вложения, обеспечивает продуктивный и сбалансированный рост экономики страны [14, c.103].
Эффективность налоговой системы оценивается в двух плоскостях:
-
оценивается фискальная
-
оценивается регулирующее
Для дальнейшего совершенствования налоговой системы необходимо располагать следующими критериями:
-
равенство налоговых
- экономическая нейтральность, гибкость и информационная простота налоговой системы;
- контролируемость со стороны налогоплательщиков.
Законность,
налоговый правопорядок и четкие
методические основы налоговой системы,
реализуемые посредством
Система
налогов характеризуется
Организационно-правовое
единство выражается в централизованном,
одностороннем порядке
Основным нормативным правовым актом в сфере налоговой деятельности государства является Конституция Республики Казахстан, ст.35 которой определяет «обязанность каждого платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи». Из названной конституционной нормы вытекают следующие принципиальные положения налоговой деятельности: законность установления и введения налоговых платежей; всеобщность налогообложения; равенство налоговых обязательств.
Как уже упоминалось, 1 января 2002 года в законную силу вступил Налоговый Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
Новый Налоговый Кодекс принес с собой многочисленные изменения практически во все сферы экономики. В целом, все нововведения носят прогрессивный характер и в некоторой степени расширяют наши права в сфере налогового планирования. Задачей Налогового Кодекса, налоговой политики в целом - упорядочивание отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами. Принятие нового Налогового Кодекса стало одним из важных состоявшихся решений государства по углублению рыночных преобразований в Казахстане.
Совершенствование
налогового законодательства - это ряд
последовательных и целенаправленных
мер, призванных улучшить существующий
объем поступлений в бюджет государства,
при этом не повышая налоговых нагрузок
[15, c.51].
Налоговый
Кодекс должен решить следующие проблемы:
-
создание равных условий
-
снижение налоговой нагрузки
с одновременной отменой
-
объединение многих положений
и норм налогового
-
стабильность налогового
Таким образом, целью является сохранение баланса интересов, с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.