Налоговая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности налогов и особенностей и динамику налоговой системы Казахстана.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы налогов;
- дать характеристику и определить функции налогов;
- изучить особенности и динамику налоговой системы Казахстана.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономическая сущность и функции налогов……………………………5
1.1 Понятие, значение и принципы налогов……………………………..5
1.2 Фискальная, социальная и регулирующая функции налогов………9
2 Становление и развитие налоговой системы Казахстана………………14
2.1 Особенности налоговой системы Казахстана и динамика ее развития…………………………………………………………………...14
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………...18
3 Налоговые стимулы роста конкурентоспособности экономики Казахстана………………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………….28

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Важную  регулирующую роль играет сама система  налогообложения, применяемая правительством.

     Важным  событием в государственном регулировании  экономики с помощью налогов стало введение в большинстве стран налога на добавленную стоимость (НДС). Этот налог взимается со стоимости чистой продукции, т.е. разницы между выручкой от продаж готовой продукции и затратами на приобретение необходимых для работы товаров и услуг.

     В результате введения НДС (в отличие от налога с оборота) каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке облагораживания вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз. В этом одно из главных преимуществ налога на добавленную стоимость.

     Налоговое регулирование экономики осуществляется при помощи двух типов механизмов: автоматических или встроенных стабилизаторов и целенаправленных мер регулирования в зависимости от конкретной ситуации.

     Автоматический  механизм сравним с автопилотом, он не предусматривает изменений системы налогообложения, ставок, введения или отмены льгот. При неизменных налоговых ставках сумма налоговых сборов будет возрастать по мере увеличения доходов. В зависимости от степени прогрессии налоговых ставок реальные поступления в бюджет могут возрастать быстрее роста доходов. Иными словами, при перегреве, конъюнктуры или разыгравшейся инфляции налоги будут сокращать избыточный платежеспособный спрос, а в период замедления экономического роста изымать в бюджет относительно меньшую часть доходов.

     Сознательное  регулирование предполагает недостаточность  автоматических стабилизаторов и включение  так называемого ручного управления, т.е. временное усиление или облегчение налогового бремени в целом дифференцировано в зависимости от конкретных целей государственного регулирования экономики.

     Глобальное  понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости  и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов - обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры.

     Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство  может создать дополнительные или  уменьшить существующие стимулы  для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов, воздействовать на фонд потребления в целом, на уровне цен.

     Одним из распространенных средств налогового воздействия на внешнюю торговлю в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает таможенное обложение экспортно-импортных потоков при пересечении ими государственных границ.

     По  мере усложнения и совершенствования  системы государственного регулирования экономики налоги все больше использовались для регулирования отраслевой и региональной структур народного хозяйства. Известно, что нефте- и газодобывающая и перерабатывающая отрасли во всех странах облагаются более высокими налогами, чем депрессивные отрасли или отрасли - носители научно-технического прогресса, от которых зависит экономическое будущее страны. Дифференцированные налоговые ставки зачастую устанавливаются для различных регионов страны в зависимости от состояния их экономики.

     Регулирующая  функция налогов в современных  условиях заключается не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы юридических и физических лиц от налогов и создать общие условия для благоприятного развития экономики, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными действиями.

     Показателя, прямо отражающего регулирующую направленность налоговой системы, не существует. Косвенным показателем может быть соотношение суммы собираемых налогов и бюджетных расходов на хозяйственные цели и НИОКР. Однако высшим критерием использования налоговой системы в качестве инструмента государственного регулирования экономики являются успехи в достижении важнейших экономико-политических целей.

     Большинство целей государственного регулирования  экономики достигается путем общего и целенаправленного стимулирования капиталовложений.

     Итак, налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Налоги являются основным источником государственных доходов, и вместе с тем с помощью налогового инструмента государство регулирует экономику, стремится обеспечить стабильность и процветание общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Становление и  развитие налоговой  системы Казахстана

      2.1 Особенности налоговой  системы Казахстана  и  динамика  ее развития  

     Налоговая система, как и составляющие ее элементы, выполняя исключительно важную роль в экономической и социальной жизни общества.

     Налоговая система – это определенная целостность  или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимосвязи друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства.

     Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения  и органы налоговой службы (Министерство государственных доходов Республики Казахстан и его местные органы) [12, c.24].

     Также налоговая система включает в  свой состав государственную налоговую  службу, которая представлена в Казахстане Министерством государственных  доходов, налоговыми комитетами в областях, районах, городах и районах в городах. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.

     Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

     Налоговая система, действующая в Республике Казахстан, сформировалась в конце 2001 начале 2002 года в связи с принятием 12 июня 2001 года нового Налогового кодекса (Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»).

     Концепция, заложенная в Налоговом кодексе, направлена на обеспечение справедливости налоговой системы, ее стабильности и предсказуемости и нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим процессам. Данный нормативный правовой акт максимально приближен к международным принципам налогообложения, а также имеет ряд особенностей, характерных исключительно для Казахстана. В нем предусмотрено 9 налогов, 9 плат и 12 сборов [13, c.35].

       Начиная с 2002 года и до настоящего  времени в нее вносятся изменения  и дополнения. Появились новые  виды налогов (например, «рентный налог на экспортируемую сырую нефть» и т.д.), подверглись существенным изменениям ранее установленные ставки некоторых налогов и других обязательных платежей.

     В основных своих положениях новая  налоговая система нацелена на переход  экономики страны к рыночным отношениям, построена с учетом опыта зарубежных государства, для которых характерна эффективность, продуктивность и сбалансированность таких отношений.

     Налоговая система, прежде всего, должна иметь  законодательную основу, которая  позволяет использовать налоговую  систему в качестве инструмента  экономической и финансовой политики государства. Важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование и ней каждого налога на свой объект, что позволяет устранить двойное налогообложение. Еще одним принципом налоговой системы является стабильность правил применения налогов. Стабильная налоговая система делает привлекательным инвестиционные вложения, обеспечивает продуктивный и сбалансированный рост экономики страны [14, c.103].

     Эффективность налоговой системы оценивается  в двух плоскостях:

     - оценивается фискальная составляющая  налоговой системы;                                                              

     - оценивается регулирующее воздействие  налогов на рыночное поведение  производителей и потребителей.

     Для дальнейшего совершенствования  налоговой системы необходимо располагать  следующими критериями:

     - равенство налоговых обязательств;

     - экономическая нейтральность, гибкость и информационная простота налоговой системы;

     - контролируемость со стороны  налогоплательщиков.

     Законность, налоговый правопорядок и четкие методические основы налоговой системы, реализуемые посредством законов  прямого  действия, а также положений по применению налоговых законов, способствуют стабилизации финансовых отношений, придают налогообложению долговременный характер.

     Система налогов характеризуется экономическим  и организационно-правовым единством. Экономическое единство системы налогов это непременное условие реализации принципа (экономической) обоснованности в макроэкономическом масштабе. При разработке системы налогов должно учитываться влияние налогообложения (т.е. налоговый гнет, который определяется как отношение общей суммы мобилизованных налогов и других обязательных к совокупному национальному продукту) на экономику страны в целом.

     Организационно-правовое единство выражается в централизованном, одностороннем порядке установления видов налогов и других обязательных платежей, а также основных элементов налоговых обязательств. Системность позволяет сгруппировать налоги, сборы, пошлины и платы по признакам, существенным с правовой точки зрения.

     Основным  нормативным правовым актом в  сфере налоговой деятельности государства  является Конституция Республики Казахстан, ст.35 которой определяет «обязанность каждого платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи». Из названной конституционной нормы вытекают следующие принципиальные положения налоговой деятельности: законность установления и введения налоговых платежей; всеобщность налогообложения; равенство налоговых обязательств.

     Как уже упоминалось, 1 января 2002 года в  законную силу вступил Налоговый  Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

     Новый Налоговый Кодекс принес с собой  многочисленные изменения практически во все сферы экономики. В целом, все нововведения носят прогрессивный характер и в некоторой степени расширяют наши права в сфере налогового планирования. Задачей Налогового Кодекса, налоговой политики в целом - упорядочивание отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами. Принятие нового Налогового Кодекса стало одним из важных состоявшихся решений государства по углублению рыночных преобразований в Казахстане.

     Совершенствование налогового законодательства - это ряд последовательных и целенаправленных мер, призванных улучшить существующий объем поступлений в бюджет государства, при этом не повышая налоговых нагрузок  [15, c.51].                                             

     Налоговый Кодекс должен решить следующие проблемы:                                                    

     - создание равных условий налогообложения  для всех хозяйствующих субъектов;

     - снижение налоговой нагрузки  с одновременной отменой налоговых  льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от видов деятельности, доходов, товаров (работ и услуг) и т.п.;

     - объединение многих положений  и норм налогового законодательства  в рамках одного закона;

     - стабильность налогового законодательства.

     Таким образом, целью является сохранение баланса интересов, с одной стороны, должные поступления в доход государственного бюджета и с другой стороны, предоставление хозяйствующим субъектам возможности развития своей деятельности.

Информация о работе Налоговая система РК