Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение сущности налогов и особенностей и динамику налоговой системы Казахстана.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы налогов;
- дать характеристику и определить функции налогов;
- изучить особенности и динамику налоговой системы Казахстана.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономическая сущность и функции налогов……………………………5
1.1 Понятие, значение и принципы налогов……………………………..5
1.2 Фискальная, социальная и регулирующая функции налогов………9
2 Становление и развитие налоговой системы Казахстана………………14
2.1 Особенности налоговой системы Казахстана и динамика ее развития…………………………………………………………………...14
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………...18
3 Налоговые стимулы роста конкурентоспособности экономики Казахстана………………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………….28
Эффективное
с точки зрения сохранения и лучшей
адаптации существующего в
Основополагающими принципами справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение являются:
-
равномерность и
-
глобальность и
-
целенаправленность налоговых
Налогообложение
должно быть справедливым и равным
для всех субъектов, в полной мере
обеспечивать поступления средств
в бюджет, содействовать социально-
Для обеспечения всех вышеперечисленных требований было бы полезно разделить субъекты налогообложения на группы, для каждой из которых разрабатываются свои особенности налогообложения, наиболее приемлемые для этой группы. К таким группам относятся: крупные предприятия, малые и средние предприятия, физические лица.
Следует
руководствоваться также
- один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;
-
обязательна регистрация всех
субъектов налогообложения в
контролирующих налоговых
-
льготы по всем налогам
- запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;
-
штрафы за нарушение
Создаваемая налоговая система должна быть максимально проста, и в то же время обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания. На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентации не могли существовать без налогов.
Многовековой опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е., как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности [8, c.84].
Современные принципы установления налогов.
1. Уровень налоговой ставки
Этот принцип соблюдается далеко не всегда, во многих странах некоторые налоги рассчитываются пропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.
2.
Необходимо прилагать все
3. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.
6.
Налоговая система должна
Общие
принципы налогообложения были сформулированы
еще А. Смитом и некоторые из них не утратили
своей значимости до настоящего времени.
1.2
Фискальная, социальная
и регулирующая
функции налогов
В
социально-экономической жизни
1) обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
2)
поддержание социального
3)
регулирование хозяйственной
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов очевидна. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а также в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений. Эта функция являлась определяющей в казахстанской налоговой политике в 90-х годах.
Фискальная функция реализует ныне основное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов [9, c.93].
В течение последних полутора столетий значительное развитие получили социальная и регулирующая функции. Как уже отмечалось, налоги играют важную роль в социально-политической жизни человечества. Специальные разделы по ним содержатся в партийных и правительственных программах, о них спорят на заседаниях парламентов, ведут межгосударственные переговоры, пишут научные труды, их обсуждают на международных форумах. Обычно налоги обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами.
Наряду с распределением собственности, доходами и ценами налоги являются центральной линией социальной борьбы в странах с рыночной экономикой. По результатам социологических опросов, большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует слишком мало средств на обеспечение их материального благосостояния и слишком много отдает другим или расходует собранные в виде налогов средства неразумно.
Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, т.е. налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени для лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев [10, c.574].
Социально ориентированные налоги распространяются на многодетные семьи, семьи, где есть инвалиды и ветераны, переселенцев из-за границы на свою историческую родину. Пониженные налоги платят крестьяне, ремесленники, мелкие и средние предприниматели, особенно впервые начинающие собственное дело. Такие налоги носят не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и в то же время регулирующую направленность носит уменьшение налоговой базы для семей, в которых кто-нибудь учится в высшем учебном заведении или на курсах повышения квалификации, в которых часть доходов идет на строительство, покупку, реконструкцию жилья или загородного дома. Социальная направленность разрешенного уменьшения налоговой базы и ставок очевидна, хотя воспользоваться этим могут только относительно обеспеченные слои населения. Но и регулирующая функция здесь налицо. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы, машины и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.п.
Двойственную роль - социальную и регулирующую в ряде стран играет освобождение от налога большей части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой срок на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в бессрочном ее распоряжении. Эти фонды, если не происходит чего-либо экстраординарного, постоянно растут. Взамен средств, выплачиваемых в виде пенсий, поступают новые отчисления. Для предпринимателя - это чужие средства, приравненные к собственным. Они широко используются для долгосрочных капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы. В то же время пенсионный фонд фирмы обеспечивает пенсионерам в зависимости от их стажа, трудового и изобретательского вклада в процветание компании добавку к государственной пенсии.
Степень социальной направленности налоговой системы страны можно определить по следующим показателям:
-
соотношению прямых и
-
соотношению налогов,
- величине не облагаемого подоходным налогом индивидуального дохода от работы по найму, от индивидуальной трудовой деятельности, от недвижимости и от помещенного капитала в банки и ценные бумаги;
- выбором одного из трех типов установления налоговых ставок: прогрессивного, пропорционального или регрессивного, а также степени прогрессии или регрессии ставок.
Величина не облагаемого налогом дохода свидетельствует о способности и готовности государства отказаться от обложения социальных групп с низкими доходами, повысить уровень реальных минимальных доходов, ослабить социальную напряженность.
Социальные налоговые льготы могут носить и избирательный характер. Например, может быть установлен высокий уровень освобождаемого от подоходного налога дохода по государственным ценным бумагам, народным акциям или доходов физических и юридических лиц, проживающих и работающих в определенных районах.
Особенно важны льготы мелкому и среднему предпринимательству, так как они не только способствуют созданию и поддержанию среднего класса, помощи крестьянству, но и содействуют общей внутриполитической стабилизации существующего строя.
Установление
социально ориентированных
Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики [11, c.284].