Налоговая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение сущности налогов и особенностей и динамику налоговой системы Казахстана.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и принципы налогов;
- дать характеристику и определить функции налогов;
- изучить особенности и динамику налоговой системы Казахстана.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономическая сущность и функции налогов……………………………5
1.1 Понятие, значение и принципы налогов……………………………..5
1.2 Фискальная, социальная и регулирующая функции налогов………9
2 Становление и развитие налоговой системы Казахстана………………14
2.1 Особенности налоговой системы Казахстана и динамика ее развития…………………………………………………………………...14
2.2 Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………...18
3 Налоговые стимулы роста конкурентоспособности экономики Казахстана………………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………………...26
Список использованных источников……………………………………….28

Файлы: 1 файл

Налоговая система.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     Эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения – это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут вызвать реакцию населения, обратную желаемой.

     Основополагающими принципами справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение являются:

     - равномерность и прогрессивность  распределения налогового бремени;     

     - глобальность и всеобъемлемость  налогообложения;

     - целенаправленность налоговых поступлений.

     Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств  в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

     Для обеспечения всех вышеперечисленных  требований было бы полезно разделить  субъекты налогообложения на группы, для каждой из которых разрабатываются  свои особенности налогообложения, наиболее приемлемые для этой группы. К таким группам относятся: крупные предприятия, малые и средние предприятия, физические лица.

     Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

     - один и тот же объект может  облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;

     - обязательна регистрация всех  субъектов налогообложения в  контролирующих налоговых органах;

     - льготы по всем налогам применяются  только в соответствии с законодательством;

     - запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;

     - штрафы за нарушение налогового  законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

     Создаваемая налоговая система должна быть максимально проста, и в то же время обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания. На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентации не могли существовать без налогов.

     Многовековой  опыт подсказал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е., как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности [8, c.84].

     Современные принципы установления налогов.

      1. Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможности  налогоплательщика выплатить налог.  В связи с различием возможностей  физических и юридических лиц с разным уровнем доходов для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным.

     Этот  принцип соблюдается далеко не всегда, во многих странах некоторые налоги рассчитываются пропорционально. Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.

     2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Многократное  обложение дохода или капитала  недопустимо. Примером осуществления  этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на налог на добавленную стоимость, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

     3. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и  санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

     4. Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

     5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

     6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение внутреннего продукта и быть эффективным инструментом государственного регулирования экономики.

     Общие принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом и некоторые из них не утратили своей значимости до настоящего времени. 
 

     1.2 Фискальная, социальная  и регулирующая  функции налогов 
 

     В социально-экономической жизни страны у налогов следующие функции:

     1) обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;

     2) поддержание социального равновесия  путем уменьшения неравенства  между реальными доходами отдельных  социальных групп населения - социальная функция;

     3) регулирование хозяйственной конъюнктуры,  структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов - регулирующая функция.

     Во  всех государствах, при всех общественных формациях налоги выполняли в первую очередь фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов очевидна. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а также в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений. Эта функция являлась определяющей в казахстанской налоговой политике в 90-х годах.

     Фискальная  функция реализует ныне основное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных  доходов             [9, c.93].

     В течение последних полутора столетий значительное развитие получили социальная и регулирующая функции. Как уже отмечалось, налоги играют важную роль в социально-политической жизни человечества. Специальные разделы по ним содержатся в партийных и правительственных программах, о них спорят на заседаниях парламентов, ведут межгосударственные переговоры, пишут научные труды, их обсуждают на международных форумах. Обычно налоги обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами.

     Наряду  с распределением собственности, доходами и ценами налоги являются центральной линией социальной борьбы в странах с рыночной экономикой. По результатам социологических опросов, большинство граждан считают, что они платят слишком высокие налоги, что другие социальные группы платят слишком низкие налоги и что государство расходует слишком мало средств на обеспечение их материального благосостояния и слишком много отдает другим или расходует собранные в виде налогов средства неразумно.

     Социальные  взносы и налоги на собственность  носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, т.е. налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары и услуги в одинаковой степени для лиц с высокими и низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев            [10, c.574].

     Социально ориентированные налоги распространяются на многодетные семьи, семьи, где  есть инвалиды и ветераны, переселенцев из-за границы на свою историческую родину. Пониженные налоги платят крестьяне, ремесленники, мелкие и средние предприниматели, особенно впервые начинающие собственное дело. Такие налоги носят не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и в то же время регулирующую направленность носит уменьшение налоговой базы для семей, в которых кто-нибудь учится в высшем учебном заведении или на курсах повышения квалификации, в которых часть доходов идет на строительство, покупку, реконструкцию жилья или загородного дома. Социальная направленность разрешенного уменьшения налоговой базы и ставок очевидна, хотя воспользоваться этим могут только относительно обеспеченные слои населения. Но и регулирующая функция здесь налицо. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы, машины и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.п.

     Двойственную  роль - социальную и регулирующую в  ряде стран играет освобождение от налога большей части прибыли, перечисляемой  в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой срок на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в бессрочном ее распоряжении. Эти фонды, если не происходит чего-либо экстраординарного, постоянно растут. Взамен средств, выплачиваемых в виде пенсий, поступают новые отчисления. Для предпринимателя - это чужие средства, приравненные к собственным. Они широко используются для долгосрочных капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы. В то же время пенсионный фонд фирмы обеспечивает пенсионерам в зависимости от их стажа, трудового и изобретательского вклада в процветание компании добавку к государственной пенсии.

     Степень социальной направленности налоговой  системы страны можно определить по следующим показателям:

     - соотношению прямых и косвенных  налогов в доходах бюджета;

     - соотношению налогов, собираемых  с лиц, работающих по найму,  крестьян, включая налог на добавленную  стоимость на потребительские  товары, с бюджетными расходами  на социальные цели;

     - величине не облагаемого подоходным налогом индивидуального дохода от работы по найму, от индивидуальной трудовой деятельности, от недвижимости и от помещенного капитала в банки и ценные бумаги;

     - выбором одного из трех типов  установления налоговых ставок: прогрессивного, пропорционального или регрессивного, а также степени прогрессии или регрессии ставок.

     Величина  не облагаемого налогом дохода свидетельствует  о способности и готовности государства  отказаться от обложения социальных групп с низкими доходами, повысить уровень реальных минимальных доходов, ослабить социальную напряженность.

     Социальные  налоговые льготы могут носить и  избирательный характер. Например, может быть установлен высокий уровень  освобождаемого от подоходного налога дохода по государственным ценным бумагам, народным акциям или доходов физических и юридических лиц, проживающих и работающих в определенных районах.

     Особенно  важны льготы мелкому и среднему предпринимательству, так как они не только способствуют созданию и поддержанию среднего класса, помощи крестьянству, но и содействуют общей внутриполитической стабилизации существующего строя.

     Установление  социально ориентированных налогов (уменьшение налоговой базы, ставок) ведет к сокращению поступления налогов в бюджет и, по сути, равнозначно социальным расходам бюджета. С помощью социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности общественного строя.

     Регулирующая функция налогов заключается в установлении и изменении системы налогообложения; определении налоговых ставок, их дифференциации, предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики [11, c.284].

Информация о работе Налоговая система РК