Анализ конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;

Оглавление

Введение

I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции…………..

1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…..

2. Оценка конкурентоспособности

3.Конкурентоспособность. Её место в стратегии маркетинга.

4.Анализ конкурентоспособности в системе маркетинга………………………..

II. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «АвтоДом»……………

1.Организационно – экономическая характеристика предприятия

ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………………....

2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной

деятельностью ОАО «АвтоДом»…………………………………………………..…

3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции

на ОАО «АвтоДом»………………………………………………………….…….….

4.Выявление резервов для повышения конкурентоспособности

ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………….……...

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экон предприятия.doc

— 383.50 Кб (Скачать)
 

     Параметры назначения характеризуют области  применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с  помощью применения данной продукции  в конкретных условиях потребления. 

     Параметры назначения подразделяются: 

    • на классификационные  параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажировместимость, скорость вращения);
    • параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;
    • конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;
 

     Эргономические  параметры, характеризующие продукцию  с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах); 

     Эстетические  параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции; 

     Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами  и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства). 

     К группе экономических параметров относятся  полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке. Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты. 

     Анализ  отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.

     Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

     Номенклатура  – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции.

     Ассортимент – перечень наименовании изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

     Анализ  выполнения плана по ассортименту осуществляется по методу наименьшего процента либо среднего процента по формуле

     К=ВП/ВП0*100

     где, К – выполнение плана по ассортименту, %;

     ВП  – сумма фактически выпущенных изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

     ВП0 – плановый выпуск продукции.

     При этом изделия, выпушенные сверх плана  или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае если выполнено задание по всем видам изделий.

     При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту целесообразно использовать таблицы, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований продукции.

     Структура продукции – это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.

     Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

     Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

     Ритмичность — это равномерный выпуск и  отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

     Для оценки ритмичности используют коэффициент  ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

     Коэффициент ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу) (табл. 3):

     Критм=ВП1/ВП0

     где, ВП1, ВП0 – фактический (без перевыполнения плановых заданий) и плановый выпуск продукции.

     Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому выпуску:

     

     где п – число суммируемых плановых заданий.

     Ритмичность выпуска зависит от ритмичности  работы отдельных цехов, поэтому анализ проводится также в разрезе цехов.

     В заключение анализа ритмичности целесообразно определить упущенную возможность в связи с неритмичной работой путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество рабочих суток в анализируемом периоде. При этом из фактического выпуска продукции исключают выработанную за сверхурочное время.

     На  основании данных анализа ритмичности  разрабатывают конкретные мероприятия  по устранению причин неритмичной работы, которыми могут быть: несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, другие нарушения поставщиками договорных условий (изменение цены, качества поставляемых материалов), отсутствие энергии не по вине предприятия, простои оборудования, потери рабочего времени и др.

     Реализация  продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

     Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер №11, карточки складского учета готовой продукции и др.

     Выполнение  плана по объему реализации зависит  от степени обеспеченности его товарной массой. Для изучения этого показателя составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.

     В связи с тем, что предприятия  могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и реализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной продукции. Баланс произведенной продукции, отражающий взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованном продукции, имеет вид:

     РП=ГПн+ТП-ГПк, ОП=РП,

     где, РП – реализованная продукция,

     ГПн, ГПк – остатки готовой продукции  на складе соответственно на начало и  конец периода;

     ТП  – выпуск продукции, ОП – отгрузка продукции.

     Для второго варианта баланс произведенной  продукции будет следующий:

     РП=ГПн+Тон-ГПк-Ток;

     РП=ОП+Тон-Ток,

     где, Тон, Ток – остатки товаров, отгруженных соответственно на начало и конец периода. 

        Анализ в системе маркетинга

      Анализ производственных результатов деятельности предприятия должен начинаться с анализа его маркетинговой деятельности.

     Маркетинговое исследование выступает в качестве инструмента регулирования хозяйственной  деятельностью предприятия в  соответствии с рыночным спросом.

     Основные  показатели данного исследования:

     - показатели производства;

     - показатели внутреннего товарооборота;

     - показатели внешнего товарооборота;

     - показатели уровня цен;

     - финансовые показатели.

     Маркетинговое исследование является составной частью маркетингового анализа и основывается на финансовых показателях деятельности предприятия.

     Процесс анализа состоит из следующих этапов:

     - выделяются основные факторы,  которые влияют на конъюнктуру  рынка и оцениваются через  систему статистических показателей;

     - строятся динамические ряды по каждому показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в прошлом;

     - определяется значимость и степень  воздействия основных факторов  на конъюнктуру рынка в будущем на основе имеющихся оценок;

     - определяется общий итог взаимодействия  всех факторов, выявляются место  и роль каждого из них.

     Основными задачами маркетингового анализа являются:

     - обоснование производственной программы предприятия;

     - анализ основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;

     - анализ ценообразования на предприятии; 

     - анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных;

     - выявление реальных и потенциальных конкурентов предприятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков;

     - оценка конкурентоспособности услуг и предприятия в целом.

     От  рынков, на которых действует предприятие, зависит объем реализации услуг, средний уровень цен, себестоимость услуг, сумма полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной конъюнктуры включает в себя оценку:

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции