Анализ конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;

Оглавление

Введение

I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции…………..

1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…..

2. Оценка конкурентоспособности

3.Конкурентоспособность. Её место в стратегии маркетинга.

4.Анализ конкурентоспособности в системе маркетинга………………………..

II. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «АвтоДом»……………

1.Организационно – экономическая характеристика предприятия

ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………………....

2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной

деятельностью ОАО «АвтоДом»…………………………………………………..…

3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции

на ОАО «АвтоДом»………………………………………………………….…….….

4.Выявление резервов для повышения конкурентоспособности

ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………….……...

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экон предприятия.doc

— 383.50 Кб (Скачать)
 

     Независимо  от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться  постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка: 

    • рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;
    • анализируются направления развития аналогичных разработок;
    • рассматриваются сферы возможного использования продукции;
    • анализируется круг постоянных покупателей.
 

     Вышеизложенное  подразумевает “комплексное исследование рынка”. Особое место в изучении рынка занимает долгосрочное прогнозирование  его развития, связанное с длительностью осуществления разработки и производства товаров. 

     На  основе изучения рынка и требований покупателей выбирается продукция, по которой будет проводиться  анализ или формулируются требования к будущему изделию, а далее определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По каждой из групп параметров проводится сравнение, показывающее насколько эти параметры близки к соответствующему параметру потребности.

     Методика  анализа конкурентоспособности  продукции рассмотрена на рис. 1.1 (приложение).

     Для оценки конкурентоспособности продукции  по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

     Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

     

     Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:

     

     Интегральный  показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):

     

     Если  I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.

     Изучение  конкурентоспособности товаров  важно для предприятий-производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длительное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, т.е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

     Качество  продукции – совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

     Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только обьёма продаж, но и более высоких цен.

     Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

     а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)

     б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

     в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

     г) эстетичность изделий.

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

     - удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

     - удельный вес продукции высшей категории качества;

     - средневзвешенный балл продукции;

     - средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

     - удельный вес аттестованной и  неаттестованной продукции;

     - удельный вес сертифицированной продукции;

     - удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

     - удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко 
развитые промышленные страны.

     Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

     В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

     - оценивается технический уровень  продукции;

     - выявляются отклонения этого  уровня в разрезе отдельных  изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

     - анализируется структура выпуска  продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

     - выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;

     - обосновываются возможности повышения  качества продукции, сокращения брака и потерь.

     Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. Д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной опенки.

     К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.

     Анализ  отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки. 

     Анализ  конкурентоспособности.

     Анализ  конкурентоспособности начинается с оценки нормативных параметров. Если хотя бы один из них не соответствует уровню, который предписан действующими нормами и стандартами, то дальнейшая оценка конкурентоспособности продукции нецелесообразна, независимо от результата сравнения по другим параметрам. В то же время, превышение норм и стандартов и законодательства не может рассматриваться как преимущество продукции, поскольку с точки зрения потребителя оно часто является бесполезным и потребительской стоимости не увеличивает. Исключения могут составить случаи, когда покупатель заинтересован в некотором превышении действующих норм и стандартов в расчете на ужесточение их в будущем.  

     Производится  подсчет групповых показателей, которые в количественной форме  выражают различие между анализируемой  продукцией и потребностью по данной группе параметров и позволяет судить о степени удовлетворения потребности  по этой группе. Рассчитывается интегральный показатель, который используется для оценки конкурентоспособности анализируемой продукции по всем рассматриваемым группам параметров в целом.  

     Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также- для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач. 

     Однако, факт высокой конкурентоспособности  самого изделия является лишь необходимым  условием реализации этого изделия  на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д. 

     В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие решения: 

    • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
    • изменение порядка проектирования продукции;
    • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
    • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
    • изменение порядка реализации продукции на рынке;
    • изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
    • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    • изменение системы стимулирования поставщиков;
    • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
 

     Принципы  и методы оценки конкурентоспособности  могут быть использованы для обоснования  принимаемых решений при: 

  • комплексном изучении рынка и выборе направлений  коммерческой деятельности предприятия;
  • разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции;
  • оценке перспектив продажи конкретных изделий и формировании структуры продаж;
  • разработке предложений по развитию производственного потенциала предприятия;
  • контроле качества продукции;
  • установлении цен на продукцию;
  • отборе продукции при покупке через тендеры и торги;
  • аттестации продукции;
  • подготовке технических заданий по созданию новых образцов продукции;
  • решении вопроса о включении в экспортную программу и снятии продукции с экспорта, либо ее модернизации;
  • подготовка информации для рекламы продукции;
  • решении вопроса о целесообразности патентования и поддержания патента в действии;
  • разработке мероприятий по стимулированию разработчиков и поставщиков
 

     Оценка  конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя. 

     Номенклатура  параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две  обобщающие группы: 

    • параметров  качества (технических);
    • экономических параметров.
 

     К группе технических относятся параметры  потребности, которые характеризуют  содержание этой потребности и условия  ее удовлетворения. К ним относятся: 

    • параметры назначения;
    • эргономические параметры;
    • эстетические параметры;
    • нормативные параметры.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции