Анализ конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;

Оглавление

Введение

I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции…………..

1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…..

2. Оценка конкурентоспособности

3.Конкурентоспособность. Её место в стратегии маркетинга.

4.Анализ конкурентоспособности в системе маркетинга………………………..

II. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «АвтоДом»……………

1.Организационно – экономическая характеристика предприятия

ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………………....

2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной

деятельностью ОАО «АвтоДом»…………………………………………………..…

3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции

на ОАО «АвтоДом»………………………………………………………….…….….

4.Выявление резервов для повышения конкурентоспособности

ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………….……...

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

экон предприятия.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение

I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции…………..

      1.Понятие конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…..

      2. Оценка конкурентоспособности

      3.Конкурентоспособность. Её место в стратегии маркетинга.

      4.Анализ конкурентоспособности в системе маркетинга………………………..

 II. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «АвтоДом»……………

       1.Организационно – экономическая характеристика предприятия

ОАО «АвтоДом»……………………………………………………………………....

       2.Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной

деятельностью ОАО «АвтоДом»…………………………………………………..…

        3.Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции

на ОАО «АвтоДом»………………………………………………………….…….….

       4.Выявление резервов для повышения конкурентоспособности

 ОАО  «АвтоДом»……………………………………………………………….……...

Заключение

Список  использованной литературы

 

          Введение

     В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг на друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. По мере насыщения рынка и удовлетворения количественного спроса, усиления конкуренции уже не производство, а сбыт будет определять цели предприятия.

     Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

     - сосредоточении усилий широкого  круга компаний на налаживании  производства продукции конкурентоспособной  по своим характеристикам;

     - изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой  рынок продукцию, превосходящую  по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

     -активизации  деятельности по разработке и  внедрению системы менеджмента  качества продукции, отвечающих  требованиям международных стандартов; 
 
 

     Объектом  исследования в работе выступает ОАО «АвтоДом».

     Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность  продукции на ОАО «АвтоДом», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:

     - определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;

     - анализ конкурентоспособности продукции  на конкретном предприятии,

  • выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие конкурентоспособности  продукции и её основные показатели.
 

     Конкурентоспособность продукции — это ее относительная  характеристика, которая отражает отличие  от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

     Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

     - полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

     -определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

     -конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Оценка  конкурентоспособности.
 

     Проблема  качества и конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности. 

     В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность. Конкурентоспособность товара решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации. Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются. Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

       Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

     Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

     Вместе  с тем любой товар после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной. 

     Оценка  конкурентоспособности  продукции: Методические подходы 

     Обеспечение конкурентоспособности продукции  на требуемом уровне предполагает необходимость  её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием. Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара формирование цели исследования.  

     Если  необходимо определить положение данного  товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным  параметрам. При исследовании, ориентированном  на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По группам параметров (технических и экономических) проводятся сравнения для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности. В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.  

     Параметры назначения характеризуют область  применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения разделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия). Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения её соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции и стабильность товарного вида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оценка  конкурентоспособности  начинается с определения  цели исследования: 

    • если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим  параметрам;
    • если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения о товаре, который выйдет на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции