Оценка эффективности использования интеллектуальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Ответ на вопрос: существует ли адекватный методический инструментарий для учета и оценки активов, создаваемых осуществлением инноваций, неоднозначен. С одной стороны, инновации всегда приходилось как-то оценивать и учитывать. С другой стороны, и сейчас, несмотря на огромный прогресс, еще не появилось методов оценки и учета, которые удовлетворили бы всех и не имели существенных недостатков при практическом применении. Слишком сложный предмет для анализа и учета – нематериальные активы, создаваемые в результате инновационной деятельности

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
История исследования финансовых аспектов интеллектуального капитала………………………………………………………………………….8
Финансовая оценка и учет интеллектуальных активов: констатация проблем………………………………………………………………………….11
Классификация методов финансовой оценки интеллектуальных активов …………………………………………………………………………………….12
Методы оценки интеллектуальных активов на основе измерения ценности (стоимости) бизнеса…………………………………………...........14
Модели оценки интеллектуальных активов, основанные на бухгалтерском доходе…………………………………………………………23
Оценка интеллектуальных активов на основе ресурсов и денежного потока…………………………………………………………………………...26
Подходы к составлению отчета об интеллектуальном капитале научных организаций и раскрытие информации по интеллектуальному капиталу (на примере научно-исследовательских организаций)…….....................28
Заключение………………………………………………………………….....38
Список используемой литературы…………………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 494.01 Кб (Скачать)

 

При данном подходе, TCLO, реализуя свои традиционные функции, параллельно создает инфраструктуру обеспечения венчурного финансирования, которую использует партнерский венчурный фонд. Акционерная модель дает TCLO синергетический эффект: с одной стороны, он создает ценность для венчурного фонда, с другой стороны, он предлагает клиентам услуги с принципиально более высокой потребительской ценностью – подготовкой к венчурному финансированию под деньги реального венчурного инвестора. В итоге TCLO, по принципу «ценность – ресурсы», сформулированному в начале настоящего отчета, получают основания для участия в инвестициях венчурного фонда как соинвесторы, обменивая услуги венчурным предприятиям, финансируемым на безвозвратной основе (субсидии, гранты), на долгосрочное участие в финансовом результате от инновационной деятельности.

Алгоритм внедрения  акционерной модели показан на иллюстрации (5). Вначале TCLO функционирует на основе гибридной финансовой модели. На втором этапе продолжает работать гибридная финансовая модель и часть операционных расходов TCLO субсидируется. Это делает инновационные бизнесы более платежеспособными. Далее субсидии замещаются дивидендами от предприятий, добившихся коммерческого успеха.

Результаты эмпирических исследований показывают, что возможности банковского финансирования для малых инновационных предпринимателей в регионе С.-Петербурга практически отсутствуют и банковский кредит не следует рассматривать в качестве реального источника, из которого клиенты могут финансировать услуги центра. В частности, условия банковского кредитования невыполнимы для инновационных бизнесов. Те инновационные бизнесы, которые имели опыт взаимодействия с коммерческими банками, обычно характеризуют его как негативный, вплоть до попыток некомпетентного вмешательства в бизнес при выполнении банками процедуры контроля целевого использования средств. Единичные случаи успешного привлечения банковских кредитов наблюдаются только в рамках более сложных схем (гарантий, компенсаций процентов по кредитам) для инновационных компаний, достигших достаточного уровня зрелости (растущего среднего бизнеса), в особенности для компаний, начавших подготовку IPO.

 

 

 

 

 

Иллюстрация (1) Алгоритм внедрения  акционерной модели TCLO

 

В условиях невозможности  банковского и отсутствия реального  венчурного финансирования, в качестве главного источника средств инновационной деятельности малых предприятий выступают крупные заказы (пилотных заказчиков), позволяющие профинансировать разработку и внедрение новшеств. Прежде всего, этот источник финансирования имеется  у предпринимателей, работающих по заказам крупных предприятий с значительным участием государства. Наряду с этим, в качестве реального источника частного финансирования, используются, партнерские схемы. При этом в среде самих инновационных предпринимателей существует мнение, что в этом случае TCLO могут оказывать действенную помощь.

Что касается нового бюджетного Венчурного фонда, инновационные предприниматели  обычно сетуют на его бездействие, хотя на него, в среде инновационных предпринимателей, продолжают возлагать определенные надежды.   По общему мнению, причины  бездействия Венчурного фонда заключаются не в отсутствии денег, а механизмов их использования. Примечательно что это мнение разделяет и А.Фурсенко. Он считает, что ограничений в бюджетных деньгах, выделенных в этих целях нет, и вопрос заключается в необходимости нахождения частных соинвестров, а главное, в подготовке инфраструктуры, проектов, которые могут через какое-то время заинтересовать венчурных инвесторов [31].

За пределами партнерских  схем и средств пилотных заказчиков, в качестве реального источника  финансирования инновационных бизнесов рассматривается только Фонд содействия развитию малых форм и предпринимательства в научно-технической сфере, пользующийся достаточным уважением.

Оценка эффективности  инкубирования инновационных структур при реализации модели спин-офф

 

Спин-офф - процесс создания новой компании, которая предназначена для передачи пригодных к коммерциализации научных и технологических знаний, созданных в материнском университете, на рынок [1]. Для осуществления спин-офф создается компания, специализирующаяся на трансфере технологий. Хотя в российских условиях вузы не могут создавать малые предприятия, то есть осуществлять процесс спин-офф в чистом виде, создание технопарков и инкубаторов бизнеса также может рассматриваться как осуществление технологического трансфера по модели спин-офф. Логично предположить, что университет осуществляет принятие решений по поддержке определенных проектов и созданию компаний спин-офф. Для того, чтобы эти компании на первых стадиях своего существования имели максимально благоприятный режим, университет выступает инициатором создания бизнес-инкубатора. Для финансирования деятельности бизнес-инкубатора привлекаются ресурсы извне, а также создается управляющая компания, но процесс отбора клиентов, а также принятие ключевых управленческих решений принимается университетом (в лице его представителей, обычно отдела передачи технологий). Эта схема представлена на рис. 1.

Рис. 8. Схема поддержки процесса спин-офф через инкубирование бизнеса

Следовательно, необходимо определить критерии оценки эффективности  такого процесса, который, в силу длительности реализации, направленности на достижение определенных целей и отграниченности  от рутинной деятельности, может рассматриваться  как инвестиционный проект.

Большинство целей, которые  преследует университет в процессе технологического трансфера, не может быть описано в терминах доходов и расходов напрямую, поэтому следует говорить о нескольких видах эффективности процесса спин-офф:

1. Общая эффективность  спин-офф определяется степенью  достижения в этом процессе  заявленных университетом экономических,  научно-технологических, образовательных  и социально-политических целей.  Каждая из этих целей может  быть описана системой показателей,  некоторые из которых не имеют количественного выражения.

2. Экономическая эффективность  спин-офф определяется соотношением  затрат университета на создание  и поддержку компании спин-офф  (КСО) и результатов (доходов), полученных университетом от деятельности данной компании в случае успеха инновационного проекта на рынке. Поскольку продукция КСО является инновационной, высока вероятность того, что она не будет востребована рынком в настоящее время, а следовательно, компания может потерпеть неудачу на рынке. Кроме того, как любое малое предприятие, компания спин-офф сталкивается в своей деятельности с серьезными проблемами, вызванными ограниченностью доступных финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Университет может оказывать компании различные формы поддержки, которые позволят снизить вероятность рыночного провала. Наивысшей формой такой поддержки выступает инкубирование КСО, то есть создание бизнес-инкубатора.

Поскольку бизнес-инкубатор  является коммерческой организацией, следует определить критерии эффективности его деятельности. С нашей точки зрения, целесообразно рассматривать его как своеобразную площадку для инвестиций в высокотехнологичные компании, находящиеся на разных ступенях своего начального развития (от старт-апа до стадии первоначального роста) и имеющие различные шансы на рыночный успех.

С нашей точки зрения, эффективность спин-офф и бизнес-инкубирования  для университета может быть обоснована на базе теории оценки реальных опционов.

Реальный опцион позволяет  инвестору более гибко подстраиваться к различным факторам неопределенности. Реальный опцион создается всегда, когда возникает необходимость принятия последовательных инвестиционных решений.

Создание и использование  реального опциона осуществляется под влиянием следующих факторов:

наличие неопределенности;

наличие активов, имеющих  ценность;

необратимости инвестиционных затрат;

наличие затрат, связанных  с исполнением опционов (осуществлением дополнительных инвестиций в проект);

конкуренция за ресурсы  и рынки сбыта [2].

Рассмотрение проекта  с точки зрения концепции реальных опционов является поиском дополнительных возможностей, которые не были учтены при классическом анализе. Реальный опцион предполагает наличие у менеджера гибкости в принятии решений в любой будущей ситуации, поэтому управление с помощью реальных опционов анализируется на основе сопоставления с управлением в той ситуации, когда гибкости нет [3]. В целом опционная теория выделяет две группы дополнительных возможностей, содержащихся в инвестиционном проекте.

1. Возможности изменения  параметров инвестиционного проекта  с течением времени. Это может быть расширение или сокращение проекта, изменение источников сырья или отказ от реализации проекта после получения дополнительной информации.

2. Вторая группа возможностей  характеризует внешнюю сторону  проекта, т.е. выполнение одного  проекта делает возможным другой  проект, который был бы невозможен  без завершения первого. Таким  образом, возможность в широком  смысле этого слова может иметь  свою стоимость, при этом, чем  больше подобных возможностей  содержится в проекте, тем большую  стоимость имеет сам проект. Концепция реальных опционов позволяет количественно оценить имеющиеся в проекте возможности и тем самым включить их в расчет стоимости инвестиционного проекта.

Наиболее очевидными в случае внедрения инновационных  технологий являются опцион роста и опцион на осуществление последовательных инвестиций (по своей сущности это опционы на покупку права инвестировать, «колл»).

Целесообразность использования  методологии реальных опционов обусловливается, с нашей точки зрения тем, что, по мнению ряда специалистов [4, 5] реальные опционы могут быть применимы к организациям, обладающих чертами обучающихся организаций, то есть организации, в которой:

разработан мотивационный  механизм максимизации ценности компании всеми работниками (это необязательно  прямое или косвенное материальное вознаграждение; для интеллектуальных работников, например, чрезвычайно  важны условия труда: хорошая  библиотека, подписка на электронные  информационные ресурсы в сети, наличие вспомогательного персонала и т.д.);

разработан и внедрен  кодекс поведения менеджмента: сотрудники должны верить и видеть, что не вся  прибыль пропадает в карманах (оффшорах) предпринимателей и топ менеджеров;

все работники интеллектуального  труда должны принимать участие  в разработке стратегии организации;

в случае малого и среднего бизнеса заработки ведущих сотрудников-исполнителей не должны сильно отличаться от заработков топ-менеджеров— это показывает, что знания действительно ценятся;

средние и крупные  предприятия должны содержать перспективные  подразделения, даже если они не приносят ни текущей прибыли, ни текущей ценности [4, с. 34].

Этим условиям в значительной степени отвечают КСО и бизнес-инкубаторы, которые, хотя и преследуют коммерческие цели, способны накапливать знания и использовать их для коллективного обучения.

С точки зрения реальных опционов, процесс спин-офф может  рассматриваться как инвестиционный проект с опционом «колл» на совершение дальнейших инвестиций. Инкубирование (создание компании спин-офф) означает создание реального опциона, а ее поддержка в виде дальнейших инвестиций, оказания технической помощи, мониторинга деятельности – исполнением такого опциона. Результатом деятельности бизнес-инкубатора является рост объемов реализации продукции и улучшение финансового состояния инкубируемой КСО.

Целевая функция спин-офф (функционирования бизнес-инкубатора), исходя из представленной выше концепции, будет выглядеть следующим образом:

→max

где Pbi – общая характеристика успешности деятельности бизнес-инкубатора;

S – показатель избирательности по отношению к поддерживаемым компаниям;

А – показатель объема и разнообразия услуг, оказываемых  клиентам бизнес-инкубатора;

R – показатель, характеризующий объем привлекаемых ресурсов и эффективность управления ими.

Рассмотрим характеристики представленной модели.

В зарубежной литературе, посвященной проблемам развития бизнес-инкубаторов и управлению ими, выделяют пять возможных результатов  нахождения предприятия в бизнес-инкубаторе [6]:

1. Предприятие выживает, растет и становится высокорентабельным.

2. Предприятие выживает, растет, его рентабельность увеличивается.

3. Предприятие выживает, но не растет, балансирует на  точке безубыточности, либо убыточно.

4. Деловая активность  прекращается еще в период  нахождения в бизнес-инкубаторе, финансовые потери сведены к  минимуму.

5. Деловая активность  прекращается еще в период  нахождения в бизнес-инкубаторе, финансовые потери значительны. 

В литературе считается, что первые три результата свидетельствуют  об успешной деятельности бизнес-инкубатора, последние два – о неудачной. Однако с точки зрения теории опционов следует внести уточнения в данную оценку (Рис. 9).

Проанализируем влияющие на результирующий показатель факторы. Показатель селективности (S) характеризует умение администрации бизнес-инкубатора составлять портфель перспективных клиентов (проектов). При этом важно, с нашей точки зрения, учитывать многоаспектность деятельности компании спин-офф, что обусловливает необходимость проверки проекта и команды, его реализующей, на соответствие не только финансовым, но и нефинансовым критериям, таким как: характеристики продукта (технологии), его рыночные перспективы, финансовые возможности проекта и эффективность команды менеджеров, реализующей проект. Учитывая высокую неопределенность инновационных проектов и то, что в бизнес-инкубатор обращаются за поддержкой новые, только что созданные предприятия, оценить их финансовые возможности (рыночную стоимость) обычно бывает достаточно сложно. Поэтому главную роль, с нашей точки зрения, должна играть оценка управленческого потенциала потенциального клиента (именно этот критерий является решающим при составлении портфеля венчурных инвесторов), а также рыночные возможности инновационного проекта. Поскольку правильно сформированный состав клиентов (изначально «сильные» команды или «слабые», но перспективные с рыночной точки зрения проекты) позволяет увеличить количество успешных предприятий, логично предположить наличие положительной корреляции между качеством отбора и успешностью процесса спин-офф и деятельности бизнес-инкубатора.

Информация о работе Оценка эффективности использования интеллектуальных активов