Оценка эффективности использования интеллектуальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Ответ на вопрос: существует ли адекватный методический инструментарий для учета и оценки активов, создаваемых осуществлением инноваций, неоднозначен. С одной стороны, инновации всегда приходилось как-то оценивать и учитывать. С другой стороны, и сейчас, несмотря на огромный прогресс, еще не появилось методов оценки и учета, которые удовлетворили бы всех и не имели существенных недостатков при практическом применении. Слишком сложный предмет для анализа и учета – нематериальные активы, создаваемые в результате инновационной деятельности

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
История исследования финансовых аспектов интеллектуального капитала………………………………………………………………………….8
Финансовая оценка и учет интеллектуальных активов: констатация проблем………………………………………………………………………….11
Классификация методов финансовой оценки интеллектуальных активов …………………………………………………………………………………….12
Методы оценки интеллектуальных активов на основе измерения ценности (стоимости) бизнеса…………………………………………...........14
Модели оценки интеллектуальных активов, основанные на бухгалтерском доходе…………………………………………………………23
Оценка интеллектуальных активов на основе ресурсов и денежного потока…………………………………………………………………………...26
Подходы к составлению отчета об интеллектуальном капитале научных организаций и раскрытие информации по интеллектуальному капиталу (на примере научно-исследовательских организаций)…….....................28
Заключение………………………………………………………………….....38
Список используемой литературы…………………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 494.01 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение собственного капитала для учета и управления интеллектуальными активами высших учебных заведений

Нематериальные активы являются одной из важнейших составляющих ресурсов высших учебных заведений. Экономическое содержание нематериальных активов – синонима интеллектуального капитала, состоит в наличии у организации уникальных знаний и компетенций. Для вуза такое наличие представляет собой главный ресурс, на котором только может быть построено его конкурентное преимущество. Такой актив является базой для привлечения других ресурсов, и через его оценку становится возможным проведение экономического обоснования их привлечения. Несмотря на данное обстоятельство, объем нематериальных активов по бухгалтерскому балансу оказывается ничтожным и для финансовой оценки потенциала вузов интеллектуальный капитал практически не учитываются. Для этого есть две основные причины. Первая причина объективная: недостаточный методический задел для оценки нематериальных активов и признания их в полном объеме на балансе. Вторая причина субъективная: недооценка значения для вузов всеобъемлющего отражения нематериальных активов и точной оценки их интеллектуального капитала. Я считаю, что учет интеллектуального капитала университетов должен играть ключевую роль в создании методических основ оценки их потенциала для привлечения внешних источников инвестиций из государственных и частных источников. Нематериальные активы вуза представляют собой точку приложения таких инвестиций.

Отражение нематериальных активов на балансе вузов невозможно без реструктуризации пассивов и  придании собственному капиталу вузов  адекватного экономического содержания. Во-первых, при адекватном учете  нематериальных активов их оценка и  переоценка выражается в изменении накопленной прибыли вузов, являющейся основной частью собственного капитала (см. формулу 1). Во-вторых, любая укрупненная группа источников средств, представляет собой не просто статью в пассиве баланса, но определенный  экономический институт, например заемные средства, соответствуют такому экономическому институту как кредит.

DE = I1 – I0 + Ip     (1)

где, DE – изменение собственного капитала; I1 – оценка нематериальных активов на конец периода; I0 – оценка нематериальных активов на начало периода;  Ip – учет вновь созданных объектов интеллектуального капитала.

Собственный капитал  подразумевает ряд ключевых прав собственников по управлению и ответственности при взаимодействии с другими частями фирмы. Причем относительное значение института собственного капитала тем выше, чем больше его абсолютный и относительный объем в источниках средств организации. Изначально собственный капитал составляет уставной капитал, затем вес уставного капитала уменьшается за счет увеличения накопленной прибыли. У коммерческих предприятий это увеличение представляет собой прирост аккумулированной прибыли от хозяйственной деятельности, для вузов оно представляет рост активов за счет увеличения собственного капитала.

Принято считать, что  существует принципиальное методологическое отличие высших учебных заведений  от других хозяйствующих субъектов, так как главной целью последних является получение прибыли, и, за счет этого, происходит приращение их собственного капитала. Приращение этого капитала – итог и индикатор успешной деятельности хозяйствующего субъекта. Напротив, накопление убытков и, следовательно, уменьшение собственного капитала, представляет собой сигнал для собственников о необходимости мер по самостоятельной реструктуризации, а переход его, на какой-то стадии этого процесса, в отрицательную область означает сигнал для контрагентов хозяйственной единицы и государства о необходимости ее принудительной реструктуризации или ликвидации. Так как главной целью деятельности университетов не является прибыль, то собственный капитал применительно к ним превращается во второстепенную или даже необязательную экономическую категорию (экономический институт в терминах институционального анализа). Однако, главной  целью деятельности вузов и, в данном случае справедлив принцип аддитивности, главной целью высшей школы в целом является приращение нового знания и способности всех других экономических единиц и элементов национальной инновационной системы осваивать существующее и производить новое знание.

Речь идет о выполнении университетами и высшей школой в  целом неразделимых на практике инновационной  и образовательной функций. Итогом выполнения этих функций является приращение интеллектуального капитала, и выраженная в той форме, главная цель высшей школы тождественна приращению интеллектуального капитала. Однако, на уровне баланса первичного звена высшей школы – вузов приращение интеллектуального капитала (части реальных активов) должно уравновешиваться приращением правой части баланса (пассивов). Таким образом, создается основа для учета приращения интеллектуального капитала и производного от него приращения сопряженных с ним ресурсов высшей школы, отражающихся в левой части баланса. Предлагаемый подход к реструктуризации позволяет:

    1. Создать основу для учета и анализа конечных результатов и полных издержек от реализации программ в сфере высшего образования.
    2. Создать основу для комбинирования ресурсов из пяти важнейших потенциальных источников формирования ресурсной базы вузов:
        • государственных федеральных;
        • государственных региональных;
        • собственных средств вузов от коммерческой деятельности (прежде всего платного образования, а в перспективе должно возрастать значение инновационной деятельности);
        • средств спонсоров на благотворительной основе;
        • средств частных инвесторов.

Собственный капитал  как экономический институт обладает тем уникальным свойством, что представляет собой как количественный индикатор, выражение чистого полезного эффекта деятельности экономической единицы, так и регулятор отношений управления и собственности между важнейшими составляющими сложного хозяйственного объекта, которым является отдельный вуз и сложной хозяйственной системой, которой является высшая школа в целом. Без реструктуризации этого капитала на уровне отдельных вузов, с одной стороны, и, разработки нормативного и организационного обеспечения превращения собственного капитала вузов из номинального в реальный экономический институт, невозможна полноценная интеграция высшей школы в национальную инновационную систему, действующую в условиях капитализма.

Тем самым создается  основа для комбинирования ресурсов федеральных и региональных органов власти, спонсоров и частных инвесторов для реализации задач высшей школы. Создается основа для привлечения средств спонсоров, которые пока поступают в значительных масштабах только в сферу спорта и отчасти культуры.

Обеспечение условий  для учета нематериальных активов  путем преобразования собственного капитала университетов в реальный экономический инструмент является комплексной задачей, требующей осуществления мероприятий, как на законодательном уровне, уровне управления высшей школой, так и на уровне отдельных вузов. В то же время, она представляется вполне выполнимой в методическом плане. Самой сложной нерешенной методической проблемой представляется, в этой связи, определение стоимости интеллектуального капитала применительно к вузам. Однако затраты, которые потребуются для разработки методического обеспечения для решения этой проблемы, несопоставимы с убытками, которые будет нести общество из-за ее нерешенности. Ведь речь идет не только об оценке эффективности реализации федеральных и региональных программ, обосновании привлечения средств спонсоров, но и о долгосрочном учете аккумулированного эффекта функционирования вузов. Тем самым создается основа для построения устойчивой организационной системы вузов и превращения их в интегрированную подсистему национальной инновационной системы.

Воспроизводство интеллектуального  капитала высшей школы и, ее первичного звена – вузов, не аналогична воспроизводству  нематериальных активов производственных систем. Ведь функция вузов распространение новых компетенций в масштабах всего общества. В итоге этого процесса необходимо создать единую завершенную комплексную систему: сфера производства – сфера рекреации и восполнения здоровья – сфера повышения квалификации действующей рабочей силы и подготовка кадровых резервов – сфера инновационной деятельности, чтобы воспроизводить для нового поколения не только трудовую занятость, но и некую среду обитания, координаты социальной активности.

Высшая школа относится, с одной стороны, к классу сложных  хозяйственных систем, с другой стороны, обладает рядом уникальных особенностей, обусловленных:

    • характером производственного процесса (процесса передачи существующих знаний и формирования новых знаний, также с последующей их передачей);
    • характером создаваемого продукта, представляющего одновременно общественное и частное благо;
    • характером отношений собственности, управления и регулирования (при котором системообразующим элементом является подсистема государственных вузов).

Другую группу особенностей и требований к реструктуризации системы определяет задача реализации федеральных и региональных программ в области образования и создания широких каналов привлечения спонсорских средств, причем в последнем случае высшая школа должна конкурировать с такими сферами как спортом, кинематографом и т.д. К таким требованиям относятся:

    • восприимчивость системы к трансформации;
    • возможность обеспечения локализации ресурсов, включая финансовые ресурсы, для реализации федерально-региональных программ, предотвращение кроссубсидирования;
    • обеспечение транспрентности, прозрачности системы, позволяющее осуществлять контроль и мониторинг за деятельностью вузов со стороны общественности, инвесторов и спонсоров. Механизмом такого контроля должны стать органы стратегического управления и контроля организации относящиеся к управления собственным капиталом.

Недостаточно проработанным  в методическом плане является подход к локализации ресурсов, включая финансовые ресурсы и предотвращение кроссубсидирования. Другими словами, речь идет о разработке основ создания механизмов обеспечения направления средств на создание и развитие объектов интеллектуального капитала вузов в соответствие с целями государственных, общественных финансирующих организаций и частных спонсоров. Приведем только примерный перечень переменных (более точно должен быть определен и конкретизирован на основе методологического задела, который еще только предстоит сформировать):

      • объем затрат на осуществление программы;
      • объем финансирования в рамках всего портфеля программ и коммерческих проектов (с разбивкой по ключевым программам и проектам);
      • текущие затраты (накладные и с разбивкой по всем программам и проектам);
      • затраты на приобретение оборудования, в том числе из собственных средств (с разбивкой по программам и проектам);
      • объемы вложений в узкоспециализированные (то есть активы, например, уникальное лабораторное оборудование, которые можно использовать исключительно в рамках данной программы или проекта);
      • административные расходы (с разбивкой по программам и проектам, а также подразделениям вуза);
      • прибыль (с разбивкой по коммерческим проектам (исключительно));
      • издержки от упущенных возможностей относительно ключевых проектов, а также программ.

Тем самым создается  предпосылка минимизировать кросс-субсидирование отдельных подразделений и проектов, когда доходы от деятельности одних  подразделений и реализации отдельных  программ перераспределяются в другие единицы, безотносительно от стадии реализации программы или конечной цели поставленной ее организаторами или инвесторами.

По каждому  из компонентов  указанных видов деятельности требуется особая информация для финансового менеджмента нематериальных активов на уровне вуза. Тогда можно принимать решения, основываясь на сравнительном вкладе каждого из подразделений/проектов в приращение нематериальных активов, включая их бюджетирование и внедрение специализированных АСУ для высших учебных заведений. Подобные системы уже применяются  за рубежом, например, UNI.VERSE, на основе SAP, которая задействует в процесс управления ресурсами до трети персонала университетов.

Создание основ для  оценки и всестороннего учета  нематериальных активов требует  реструктуризации российских вузов, организационная  система которых устарела и не соответствует, как условиям зрелой рыночной экономики, так и современной экономики знаний. Здесь мы условно выделяем, в плане учета нематериальных активов, два аспекта проблемы реструктуризации.

Первый – реструктуризация финансового (прежде всего собственного) капитала, второй – реструктуризация реального капитала в плане адекватного учета интеллектуального капитала. Условность такого разделения связана с тем, что оба аспекта тесно взаимосвязаны: реструктуризация реального капитала (активов) требует трансформации финансового капитала организации (пассивов). Более того, основным побудительным мотивом начала всей процедуры, выступает реструктуризация реального капитала. Однако, в организационно-экономическом плане первым шагом для достижения цели реструктуризации реального капитала (нематериальных активов) может стать только преобразование собственного капитал и создание в полном объеме вузами соответствующих его функционированию систем управления. Иначе, любая переоценка или учет интеллектуального капитала окажутся не осуществимыми.

Существенным является то, какова последовательность мероприятий  по реструктуризации, и какая из подсистем изменяется первой и является основой для развертывания процесса в целом. При этом последовательность основных мероприятий следующая:

реструктуризация собственного капитала;

оценка и учет нематериальных активов;

финансовая реструктуризация;

реструктуризация систем управления и организационная реструктуризация;

модернизация реальных активов (прежде всего, основного капитала);

Информация о работе Оценка эффективности использования интеллектуальных активов