Оценка эффективности использования интеллектуальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Ответ на вопрос: существует ли адекватный методический инструментарий для учета и оценки активов, создаваемых осуществлением инноваций, неоднозначен. С одной стороны, инновации всегда приходилось как-то оценивать и учитывать. С другой стороны, и сейчас, несмотря на огромный прогресс, еще не появилось методов оценки и учета, которые удовлетворили бы всех и не имели существенных недостатков при практическом применении. Слишком сложный предмет для анализа и учета – нематериальные активы, создаваемые в результате инновационной деятельности

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
История исследования финансовых аспектов интеллектуального капитала………………………………………………………………………….8
Финансовая оценка и учет интеллектуальных активов: констатация проблем………………………………………………………………………….11
Классификация методов финансовой оценки интеллектуальных активов …………………………………………………………………………………….12
Методы оценки интеллектуальных активов на основе измерения ценности (стоимости) бизнеса…………………………………………...........14
Модели оценки интеллектуальных активов, основанные на бухгалтерском доходе…………………………………………………………23
Оценка интеллектуальных активов на основе ресурсов и денежного потока…………………………………………………………………………...26
Подходы к составлению отчета об интеллектуальном капитале научных организаций и раскрытие информации по интеллектуальному капиталу (на примере научно-исследовательских организаций)…….....................28
Заключение………………………………………………………………….....38
Список используемой литературы…………………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 494.01 Кб (Скачать)

При рассмотрении параметра  селективности с точки зрения реальных опционов следует отметить, что опционы создаются, когда бизнес-инкубатор:

  • предлагает поддержку слабым с финансовой точки зрения, но потенциально успешным проектам (за период нахождения в бизнес-инкубаторе команды получают возможность улучшить финансовые показатели проекта, значительно сократив операционные и транзакционные издержки);
  • сокращает издержки рыночных неудач, прекращая финансирование таких проектов на ранних стадиях (здесь очень важное значение имеет систематический мониторинг результатов деятельности КСО, находящихся в бизнес-инкубаторе);
  • дает возможность командам, получившим отказ в инкубировании, пересмотреть свой потенциал и внести изменения в бизнес-планы.

Кроме того, само понимание  того, что в бизнес-инкубаторе существуют жесткие требования к проектам и  командам потенциальных КСО, заставляет команды подходить более жестко к качеству как технологической, так и финансовой составляющей проектов, а следовательно, повышаются их шансы на рыночный успех в будущем. Такая реализация скрытых возможностей в литературе носит название «теневого опциона» [7].

Рис. 9. Результаты деятельности бизнес-инкубатора по отношению к КСО с точки зрения теории реальных опционов

Бизнес-инкубатор имеет  возможность влиять на характер развития КСО. Признавая их скрытый потенциал  и одобряя решение создать  компанию, а затем принимая ее в число своих клиентов, бизнес-инкубатор трансформирует теневой опцион в реальный. Бизнес-инкубатор имеет в своем распоряжении более гибкую, неформальную информацию. Это – знания о деловых и научных качествах создателей компании (преподавателей и научных сотрудников университета), данные, собранные в результате мониторинга КСО и оказания технической поддержке данной компании и аналогичным проектам. Поэтому бизнес-инкубатор более гибок при выборе клиентов, что в свою очередь, оказывает позитивное воздействие на успешность его деятельности.

Показатель объема услуг, оказываемых клиентам бизнес-инкубатора (А) может быть измерен такими характеристиками, как количество времени (рабочих часов), уделяемых администрацией бизнес-инкубатора на оказание помощи клиенту; разнообразием предоставляемых услуг и их соответствием нуждам клиентов; уровнем качества предоставляемых услуг. Кроме того, важную роль в этом аспекте играет постановка в рамках бизнес-инкубатора системы мониторинга. Помогая клиентам разработать стратегию и осуществляя мониторинг ее реализации, инкубатор может предотвратить потери ресурсов и уберечь клиентов от неудач. Таким образом, качество и объем оказываемых услуг положительно влияют на увеличение успешности деятельности бизнес-инкубатора.

Объем и эффективность управления ресурсами бизнес-инкубатора (R) могут быть измерены такими показателями, как объем доступных бизнес-инкубатору ресурсов, их структура, качество и эффективность использования. При этом под ресурсами бизнес-инкубатора следует понимать «все активы, компетенции, организационные процессы, информацию, знания, контролируемые бизнес-инкубатором и используемые им для реализации стратегии развития» [8].

Все ресурсы бизнес-инкубатора могут быть поделены на две категории. Во-первых, это так называемые «внутренние  ресурсы», которые обеспечивает сам  бизнес-инкубатор – производственные и офисные площади, оборудование коллективного пользования, персонал и т.д. Во-вторых, это «внешние ресурсы», привлекаемые бизнес-инкубатором из региональной инновационной системы и образуемых на базе университета высокотехнологичных кластеров.

Логично предположить, что  бизнес-инкубатор, имеющий высокую  степень обеспеченности ресурсами  и хорошо ими управляющий (то есть предоставляющий их клиентам) будет более успешным, чем бизнес-инкубатор с более низкими показателями обеспеченности и качеством управления ресурсами, таким образом, между показателем R и успешностью деятельности бизнес-инкубатора будет наблюдаться положительная корреляция.

Превращение ресурсной  составляющей в реальный опцион возникает  в том случае, если управление ресурсами  способно повысить ценность клиентов бизнес-инкубатора. Сам факт выживания  предприятий, ограничения издержек банкротства является зримым свидетельством успеха бизнес-инкубатора.

Графически данные предположения  будут выглядеть следующим образом (Рис. 10):

Рис. 10. Факторы успешной деятельности бизнес-инкубатора

С нашей точки зрения, метод реальных опционов позволяет  учитывать множественность целей  спин-офф и их соответствие стратегии  развития университета. В заключение представим исходные данные для оценки опциона бизнес-инкубирования в таблице.

Таблица 10. Исходные данные для оценки опциона бизнес-инкубирования (опцион колл на осуществление последовательных инвестиций)

Параметр оценки

Исходные данные

Стоимость базового актива

Приведенная стоимость денежных потоков  от коммерческого использования технологии, созданной в университета и развиваемой компанией спин-офф с помощью услуг бизнес-инкубатора

Цена исполнения

Чистая текущая (приведенная стоимость) инвестиционного проекта, связанного с использованием технологии

Срок опциона

Период нахождения компании в бизнес-инкубаторе

Стоимость осуществления опциона

Издержки, связанные с обслуживанием  компании в бизнес-инкубаторе, невозвратные издержки инвестирования в технологию, издержки, связанные с рыночным провалом компаний

Факторы, способствующие росту ценности опциона

Селективная политика

Объем услуг, оказываемых  клиентам

Имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективность управления ими


Формирование  моделей технологического трансфера  в высших учебных заведениях

Высшие учебные заведения  осуществляют, в качестве основной, образовательную миссию. Это значит, что создание и распространение новых знаний и технологий (как научных, так и образовательных) является одной из их ключевых функций. При этом в процессе обучения происходит передача так называемых имплицитных, неявных знаний, которые часто не могут распространяться никаким другим способом, так как вырабатываются в процессе длительного общения, совместной деятельности обучающего и обучаемых.

Общеизвестно, что современная  обучающаяся экономика усиливает  потребность предприятий в овладении новыми, прогрессивными знаниями и навыками. Это позволяет характеризовать ее как «экономику знаний». Достаточно полное определение экономики знаний дано в Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации-2004 [31]: «Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний, - это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и оборудования». Таким образом, экономика знаний основана на функционировании трех ее секторов: сектора генерации знаний; сектора передачи знаний (знания воплощаются в пригодные для промышленного освоения технологии, которые могут быть использованы в различных отраслях экономической деятельности); сектора применения знаний.

Взаимосвязи между секторами  носят прямой и обратный характер – сектор применения может стать  источником идей, лежащих в основе создания новых знаний, либо новых  механизмов передачи знаний.

В современных условиях, как подчеркивают некоторые исследователи, знание приобретает «поливалентный»  вид. Оно комбинирует в себе результаты фундаментальных и прикладных исследований, сочетает кодифицированную и имплицитную  форму, может иметь различные  направления практического использования. Именно эта множественность форм выражения и приложения знания ставит университеты в центр отношений между наукой, государством и бизнесом и заставляет их осуществлять предпринимательскую деятельность. Университеты становятся ключевыми факторами не только создания знания, но и экономического развития, причем этот процесс характерен как для развитых, так и для развивающихся стран [32]. В процессе такого развития осуществляется «институциализация инноваций» [33], превращение знаний в конкретные производственные, информационные, управленческие технологии, пригодные для коммерческого использования и доводимые до стадии коммерциализации через механизмы технологического трансфера. Таким образом, в современных условиях университет может рассматриваться как:

  • производитель знания, то есть организация, осуществляющая фундаментальные, поисковые и прикладные исследования и осуществляющая создание новых знаний;
  • производитель и поставщик человеческого капитала разных уровней квалификации и специализации;
  • центр технологического трансфера, взаимодействующий с предприятиями различных отраслей экономики и поставляющий им, как правило, на коммерческих условиях, результаты научных исследований, доведенные до эксплуатационной стадии;
  • движущая сила регионального развития, которая реализует региональные инновационные проекты и влияет, таким образом, на качество жизни населения в регионе.

Необходимо выделить следующие особенности университетского технологического трансфера.

1. Университеты выступают  центрами создания и распространения знаний. Процессы технологического трансфера и трансфера знания достаточно близки, поскольку технология рассматривается как совокупность знаний, а следовательно, эти понятия могут рассматриваться как синонимы. Тем не менее, необходимо учитывать, что понятие «знание» шире, чем понятие «технология», а следовательно, и процессы управления, и процессы коммерциализации знаний сложнее, чем процессы технологического трансфера.

2. В отношениях по  трансферу с участием университета  высока доля распространения результатов научных исследований. С нашей точки зрения, результаты научных исследований могут быть предметами передачи, однако по их поводу возникают особые, чаще всего, некоммерческие отношения. Наиболее распространены следующие формы передачи: информационные массивы специальной литературы, банки данных, справочники и т.п.; конференции, выставки, симпозиумы, семинары; обучение, стажировки, практика ученых и специалистов, осуществляемые научными и промышленными организациями на паритетной основе; миграция ученых и специалистов из научных в коммерческие организации и обратно и т.д.

Передача знаний в  форме результатов фундаментальных  и прикладных исследований обычно трудно поддается юридическому и организационному регламентированию и осуществляется свободно. Университеты здесь играют очень важную роль, выступая, как организаторы различных мероприятий, в рамках которых:

  • происходят обмен инновационными идеями, распространение и бенчмаркинг передового опыта;
  • налаживаются контакты между создателями знания (представителями фундаментальной, поисковой и прикладной науки) и потенциальными заказчиками, инвесторами и партнерами (представителями органов государственной власти, предприятиями, организациями инновационной инфраструктуры, академическими институтами, отраслевыми НИИ, представителями международных организаций и т.д.). Эти мероприятия – конференции, симпозиумы, семинары, - формируют имидж вуза не только как создателя и носителя передовых знаний, но и как своеобразной инновационной биржи, и именно эта функция, с нашей точки зрения, в последнее время приобретает все большее значение.

3. Передача  знаний и технологий в университетах  тесно переплетается с учебным  процессом. Отсюда следует, что  часть знаний неизбежно распространяется на некоммерческой основе (дополнительным экономическим эффектом может служить укрепления репутации вуза как поставщика знаний, позволяющего готовить конкурентоспособных и востребованных государством и бизнесом специалистов). Кроме того, передача знаний в вузах обязательно сочетается с созданием и распространением инновационных образовательных технологий. Вхождение России в Болонский процесс усиливает каналы передачи знаний через международные программы и проекты.

4. Одной  из важнейших особенностей вуза  как участника отношений по  технологическому трансферу является  то, что он является поставщиком кадров для инновационных предприятий. Студенты и выпускники, сочетая обучение с возможностью практической реализации полученных знаний и навыков через создаваемые вузом структуры (технопарки, инновационно-технологические центры, базовые кафедры на предприятиях, спин-офф компании) выступают проводниками инновационных идей и одновременно дают университету лучшее понимание текущих и перспективных потребностей бизнеса.

Выделенные  особенности определяют функции  университетов в отношениях по трансферу технологий и обусловливают разнообразие механизмов и форм университетского технологического трансфера.

Прежде чем анализировать  формы и механизмы университетского технологического трансфера, определим цели, которые может преследовать университет в этом процессе. Система целей, преследуемых университетом в процессе трансфера, показана на Рис. 11.

Соответственно, эффективность технологического трансфера может быть оценена  как степень достижения поставленных целей.

Выбор университетом  конкретных форм и механизмов передачи новых знаний и инновационных  технологий определяется различными особенностями  страны – ее законодательством, состоянием национальной инновационной системы, географическим положением и т.п. В числе факторов, оказывающих на формирование механизмов технологического трансфера наибольшее влияние, выделим следующие:

  • национальное законодательство об образовании, определяющее требования к подготовке кадров, статус университета, его возможности распоряжаться ресурсами, создавать дочерние структуры и т.д.;
  • национальное законодательство о защите прав интеллектуальной собственности, определяющее взаимоотношения университета с государством, партнерами и контрагентами, а также с учеными – создателями новых знаний по вопросам принадлежности прав интеллектуальной собственности, охранных документов на права промышленной собственности, а также механизмы мотивации и выплаты вознаграждений за создание новых объектов интеллектуальной и промышленной собственности;
  • статус университета – его специализация, репутация в научном мире и бизнес-сообществе, подчиненность органам государственной исполнительной власти (или автономия), географическое положение, кадровый состав, вовлеченность в международные программы и проекты, - определяющий место университета и его задачи в региональной инновационной системе, его взаимоотношения с предприятиями, государством и организациями инновационной инфраструктуры;
  • организационная культура в университете, определяющая приверженность его работников и менеджмента «академическому» или «предпринимательскому» стилю поведения, и влияющая на активность в передаче инновационных знаний и технологий;
  • модели технологического трансфера, преобладающие в стране (регионе) или предпочитаемые менеджментом университета.

Информация о работе Оценка эффективности использования интеллектуальных активов