Оценка эффективности использования интеллектуальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Ответ на вопрос: существует ли адекватный методический инструментарий для учета и оценки активов, создаваемых осуществлением инноваций, неоднозначен. С одной стороны, инновации всегда приходилось как-то оценивать и учитывать. С другой стороны, и сейчас, несмотря на огромный прогресс, еще не появилось методов оценки и учета, которые удовлетворили бы всех и не имели существенных недостатков при практическом применении. Слишком сложный предмет для анализа и учета – нематериальные активы, создаваемые в результате инновационной деятельности

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
История исследования финансовых аспектов интеллектуального капитала………………………………………………………………………….8
Финансовая оценка и учет интеллектуальных активов: констатация проблем………………………………………………………………………….11
Классификация методов финансовой оценки интеллектуальных активов …………………………………………………………………………………….12
Методы оценки интеллектуальных активов на основе измерения ценности (стоимости) бизнеса…………………………………………...........14
Модели оценки интеллектуальных активов, основанные на бухгалтерском доходе…………………………………………………………23
Оценка интеллектуальных активов на основе ресурсов и денежного потока…………………………………………………………………………...26
Подходы к составлению отчета об интеллектуальном капитале научных организаций и раскрытие информации по интеллектуальному капиталу (на примере научно-исследовательских организаций)…….....................28
Заключение………………………………………………………………….....38
Список используемой литературы…………………………………………39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 494.01 Кб (Скачать)

В круге нерешенных проблем  в области влияния ИТ на производительность можно очертить следующие темы: 1) исследование сетевых эффектов влияния ИТ – снижение трансакционных издержек и ускорение инновационной деятельности; 2). институциональный анализ или, другими словами, анализ стратегий и механизмов, подходов к ведению бизнеса, традиций и правил его регулирования, усиливающих или блокирующих этот эффект; 3)  изучение комплиментарных (дополнительных к ПО и «железу») интеллектуальных активов, наличие которых необходимо для проявления эффекта ИТ. 

На сегодняшний день имеются лишь первые попытки исследований данной проблематики. Van Ark провел исследование для небольшой выборки отраслевых лидеров в Европе, показавшей значительный вклад инноваций ИТ в рост производительности (Van Ark, Inklaar, 2005), однако, там же указано на предварительный характер результатов и необходимость дальнейшего исследования организационных аспектов. Одной из наиболее интересных концепций стал «капитал с выдержкой» (Vintage Capital) Yorukoglu (Yorukoglu, 1998), который показал, что новаторы в ИТ проигрывают в краткосрочном плане, показывая более низкую эффективность из-за того, что ИТ капитал должен «выстояться», «созреть». Это было объяснено необходимостью обучения, другими словами, созданием дополнительных интеллектуальных активов, прежде всего компетенций персонала, без которых невозможно использование ИТ. Проблема их оценки представляет отдельную сложную проблему, находящуюся в фокусе современных исследований, которые еще не привели к выработке парадигмы. Подробнее см. (Платонов, 2006).

Проведение строго научного анализа указанной выше проблематики требует выполнения нескольких условий, что мы считаем в данном случае принципиально возможным.

Первое условие. Необходимо выделение универсального, теоретически обоснованного количественного  критерия, прямо измеряющего влияние  ИТ на производительность. Таким критерием  выступают трансакционные издержки. Они являются прямым, а не косвенным  индикатором влияния ИТ на производительность. Питер Друкер считал, что именно через трансакционые издержки ИТ приводят к организационным изменениям на внутрифирменном и межфирменном уровне, которые по масштабам сопоставимы с промышленной революцией 19 века (Drucker, 1988). В частности, они сделали возможным резкий рост малых фирм и развитие таких механизмов как аутсорсинг. Широкий резонанс за рубежом вызвала научно-популярная книга американского публициста Томаса Фридмана «Плоский мир: краткая история XXI века», содержащая   обширное описание новых организационно-экономических механизмов, означающих революцию в ведении бизнеса, появление которых стало возможно благодаря инновациям ИКТ  (Фридмэн, 2006). В научном плане эти механизмы и связанные с ними интеллектуальные активы изучены недостаточно.   Так неизвестно, в какой степени, благодаря применению ИКТ, стало возможным формирование новых кооперационных связей в российской экономике в период ее роста, в том числе, за счет использования аутсорсинга или создания вертикально интегрированных разобщенных территориально, холдинговых структур, и как это повлияло на производительность.  Ответить на эти вопросы позволяет прямой анализ влияния ИТ на производительность через снижение трансакционных издержек.

Второе условие. Необходим  способ, позволяющий оценить, с помощью  трансакционных издержек, влияние ИТ инноваций на производительность труда. Мы предлагаем следующее решение данной проблемы. Описываются традиционные организационно-экономические механизмы или подходы к ведению бизнеса, а также новые или видоизмененные в результате использования ИТ. Затем на основе полевых исследований проводится измерение трансакционных издержек при использовании обоих механизмов и проводится сравнение.

Можно предложить следующие  гипотетические предположения о  влиянии ИТ на производительность, на которых может быть основано полевое  исследование. Существует три основных вида трансакционных издержек:

  1. На поиск информации (information search costs).
  2. На осуществление сделок, в том числе ведение переговоров (bargaining costs).
  3. На выполнение соблюдения обязательств и контроль (policing and enforcement costs).

Эти издержки возникают  при функционировании организационно-экономических  механизмов на межфирменном и внутрифирменном  уровнях.

ИТ сокращают затраты  труда на поиск информации через  формирование легко доступных баз  данных и упрощение коммуникаций между сотрудниками и контрагентами  фирмы. Второй момент оказывается ключевым для снижения издержек на осуществление  сделок.  Кроме того, информационные технологии позволяют уменьшить  необходимость согласований и коммуникаций за счет повышения релевантности  информации. Тем самым сокращается  количество необходимой информации. Отдельным аспектом являются издержки, связанные с обеспечением прав собственности и охраны коммерческой тайны. Самоочевидна связь ИТ с трансакциионными издержками, относящимися к функциям контроля. Важно отметить, что при значительном потенциале ИТ к снижению трансакционных издержек их влияние может быть и негативным. В первую очередь, это связано с производством избыточной информации или созданием излишних каналов коммуникаций, а также увеличением юридических издержек и издержек на экономическую и техническую безопасность.

Общими факторами, определяющими  размер трансакционных издержек по Уильямсону (Williamson, 1989) являются для сделок/операций:

    • Частота
    • Неопределенность (риск)
    • Уникальность
    • Ограниченная рациональность
    • Возможности для оппортунистического поведения

Как видно из приведенного выше списка, факторы, определяющие размер трансакционных издержек, оказываются  намного шире не только технических, но и экономических воздействий, относясь ко всем аспектам менеджмента.

Исследование механизмов влияния ИТ на производительность представляет собой непростую задачу, но ее решение относится к области, находящейся на переднем крае исследований по экономической проблематике. Вопрос состоит в том, чтобы не только непосредственно оценить, какой вклад вносят ИТ в рост производительности труда, но и определить возможности и ограничения инноваций в ИТ, обосновать действенные стратегии инвестирования в ИТ, использования существующих продуктов и разработку новых.

Ресурсное обеспечение  предприятия на основе применения возможностей сети интернет

За последние несколько  лет отношение бизнеса к сети интернет изменилось. Если раньше создание собственного сайта в интернете рассматривалось в лучшем случае как модный или имиджевый момент, то к настоящему времени большинство современных предприятий осознают важность использования потенциала сети для нормального развития и успешной конкурентной борьбы.

Интернет может дать предприятию 5-10% дополнительных заказов, но это не всё, чем ограничиваются возможности использования потенциала сети. В настоящее время сам  русскоязычный сегмент сети переживает переход в так называемую эпоху  «веб 2.0»1 и у менеджмента предприятий  появляются новые возможности повышения  эффективности с помощью сети.

Ресурсное обеспечение  деятельности предприятия играет важнейшую  роль в обеспечении высокой эффективности  функционирования. Одним из важнейших мест в структуре ресурсного обеспечения является кадровое обеспечение. Традиционными подходами к набору кадров являются реклама вакансий в прессе и на традиционных сайтах в интернете (трудовых биржах). Однако в настоящее время существуют более широкие возможности по отбору и найму персонала с использованием сети интернет. За последний год в интернете появилось несколько так называемых социальных сетей2, в том числе такая социальная сеть как MoiKrug.ru. В этой социальной сети люди самостоятельно размещают собственные подробные резюме, а работодатели могут искать требуемый персонал не только исходя из этих резюме, но и исходя из рекомендаций авторитетных участников сети. Таким образом существенно упрощается поиск нужных людей и повышается надёжность.

Финансовое обеспечение  также возможно осуществить с  помощью сети интернет. В настоящее  время в сети существует большое  количество порталов, на которых можно  разместить бизнес-планы по своим  проектам и найти инвесторов под эти проекты. Использование данной возможности позволяет существенно снизить время на поиск инвестиций. Также благодаря информационным возможностям сети менеджмент предприятия может быстрее получить необходимую информацию по рынку кредитования и других финансовых услуг, наиболее рационально и обоснованно выбрать требуемую услугу с учётом её стоимости.

Как и в случае с двумя предыдущими  сторонами ресурсного обеспечения, материально-техническое обеспечение во многих случаях выгоднее осуществлять с помощью сети интернет. У большинства современных фирм-поставщиков сейчас уже есть свой регулярно обновляемый сайт с подробными прайс-листами на продаваемую продукцию. Не тратя времени на телефонные звонки ответственный персонал может быстро выбрать наилучший вариант поставок. Упрощается и процедура проведения конкурсных закупок. В интернете существуют специализированные биржи тендеров, где заказчик может выставить своё предложение и условия участия в конкурсе. Перевод всей конкурсной документации в электронный вид способствует снижению длительности проведения конкурса.

Наиболее широкими возможностями  для использования потенциала сети обладает информационное обеспечение деятельности предприятия. В первую очередь, это автоматизация бизнес-процессов с использованием баз данных и применением интернета. Ведь мало просто создать базу данных - постоянно необходимо её обновлять, получать из неё информацию. Интернет позволяет оперативно отображать изменения в материальных, финансовых потоках в среде базы данных находясь в любом месте. Например, в точке продаж консультант может оперативно получить информацию, чтобы рассказать клиенту достоинства товара. А позже внести информацию в базу данных о том, что одна единица товара продана. Другие потенциальные клиенты, просматривая сайт интернет-магазина компании, будут постоянно в курсе, что и по какой цене можно купить прямо сейчас. Они экономят своё время, повышается лояльность клиентов к компании, повышается эффективность её деятельности.

Немаловажным фактором успеха компании на рынке являются связи с общественностью. Мало кого из конечных потребителей розничных товаров интересуют скучные и сухие пресс-релизы. Но зато очень многие пользователи интернета любят читать блоги13. Стратегия компании, заинтересованной в использовании потенциала интернета состоит в установлении связей с общественностью через блоги. Здесь можно идти двумя путями - открыть блог компании или блог нескольких сотрудников компании. В первом случае в блог можно публиковать сведения о выпускаемых продуктах, планирующихся разработках. Это поможет собрать комментарии пользователей, получить обратную связь и вовремя скорректировать необходимые детали. Во втором случае свои личные мнения о работе публикует персонал компании. Естественно, до таких публикаций нужно допускать только проверенных сотрудников, лояльных компании. Они, в свою очередь, будут рассказывать о жизни компании изнутри, рекомендовать те продукты, продажи которых следует активизировать. Уровень доверия потребителей к отдельным людям из компании гораздо выше уровня доверия к компании в целом.

Организационное обеспечение  с применением информационных технологий и возможностей сети интернет позволяет создавать распределённые, но эффективно взаимодействующие центры-офисы. Любой местный офис компании может за считанные секунды получить доступ ко всему объёму накопленной информации и. таким образом, эффективно представлять компанию в любом месте земного шара. Для небольших компаний интернет позволяет организовать бизнес без аренды офисного помещения. Если менеджмент сумеет наладить эффективные связи сотрудников по каналам интернет-связи, эффективность малой фирмы только вырастет. При этом произойдёт не только сокращение затрат на аренду офиса, но и повышение мотивации и производительности сотрудников, так как, находясь дома, ни смогут эффективнее распределять время между служебными обязанностями и личными делами. Также интернет и современные средства связи позволяют эффективно проводить выездные мероприятия. Сотрудник компании может более эффективно представлять её интересы в командировках, так как постоянно имеет доступ к любой необходимой информации, может самостоятельно вносить какие-то коррективы в информационный массив компании, а также оперативно получать решения вышестоящего руководства, что немаловажно, если объём делегированных полномочий не позволяет принимать решение командированному сотруднику.

С каждым годом интернет всё сильнее  входит в процессы управления предприятием. Если ранее роль глобальной сети сводилась к простой информационной витрине компании, позже многие стали пользоваться возможностью продавать свои товары и услуги через интернет, то в настоящее время всё большее число факторов эффективности компании зависит от своевременного применения новейших инновационных технологий. И в дальнейшем роль сети интернет в успешном ведении бизнеса будет только повышаться.

Изменение стоимости  интеллектуального капитала, созданного в сети интернет как показатель повышения  эффективности

От того, насколько быстро экономика  страны будет переведена на инновационный путь развития, зависит не только благосостояние каждого отдельного гражданина, но экономическая безопасность и независимость страны. В процессе создания инновационных систем проектируется ресурсное обеспечение инновационной деятельности. В XXI в. особое значение среди элементов ресурсного обеспечения приобрело информационное обеспечение. Компании уже не могут быть успешными без использования современных информационных технологий, значительно упрощающих управление фирмой и улучшающих взаимодействие с клиентами. Именно поэтому перед создателями инновационных систем встает вопрос об управлении интеллектуальным капиталом на новом уровне.

Информация о работе Оценка эффективности использования интеллектуальных активов