Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит основные методы активизации позавательной деятельности : метод проектов ,применение презентации, ппроблемного изложения, использование исторических задач, ролевых игр.

Оглавление

Введение
Глава I. Общие основы активизации учебной деятельности учащихся.

1 Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса.
2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории.
2.1 Использование исторических задач и проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.

2.2 Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

2.3 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, путем применения исследовательского методов.
2.4 Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания
Глава II. Практическое использование игры на уроках истории.
1. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Заключение
Методические приложения
Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

 

7 класс.

«Так и ты поступил с моей чашей».  (Так сказал Хлодвиг, убивая воина, который выступил против него при дележе добычи.)

« Мы, папы, призваны господствовать над всеми народами и царствами».

(Иннокентий третий, папа римский).

«Земля та течет молоком и медом. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии добычу. Кто здесь горестны и бедны, там будут радостны и богаты». (Отрывок из речи папы Урбана второго перед началом крестовых походов.)

«Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать». (Французский  король Людвиг одиннадцатый.)

 

     Исторические путаницы

 

Примерные тексты для 5 – ого класса:

 

В Древнем Египте.

 

По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Это прекрасное государство расположено в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта увеличилась около 2500 г. до н. э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира, стал Большой Сфинкс. В Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амон-Ра,  обнаружены изображения летательных аппаратов.

 

(Найти 6 ошибок)

                                                                                                                                    

Передняя Азия в древности.

 

Расцвет финикийского государства пришёлся на время правления царя Хаммурапи. По представлениям вавилонян царь был богом. Финикия получила своё название из-за обилия финиковых пальм. У вавилонян была дурная слава пиратов. Они основали крупную колонию – Карфаген – в северной Испании. Древние евреи поклонялись Иисусу. Самым мудрым считался еврейский царь Саул, сын Давида. Много тайн хранит Передняя Азия.  

 

                                                          (Найти 7 ошибок).

 

Древняя Греция.

 

Древняя Греция расположена на Аппенинском полуострове и островах Эгейского моря. Тёплый климат, широкие просторы способствовали занятию земледелием и скотоводством. Главными богами греков были Юпитер – громовержец  и бог моря Нептун. Постоянно соперничали между собой греческие города Афины и Спарта. Последний сейчас является столицей современной Греции.

 

(Найти 6 ошибок)

 

Древний Рим.

 

В 753г. до н. э. на берегу Тигра был основан Рим. Согласно легенде первые два века Римом правили 12 царей. После отставки последнего из них Тарквиния Смелого в 509 г. до н. э. в Риме утвердилась демократия. Между римлянами и Корфу было четыре Пунических войн. Гражданские войны начались после принятия земельного закона Гая Гракха. Восстание Спартака в 74 г. н. э. потрясло государство. Первым императором Рима стал Цезарь. Лучшим императором  народ назвал Октавиана Августа. Под ударами славянских племен в576г. пала Римская империя.

 

(Найти 14 ошибок)

 

Примерные тексты для 6 – ого класса:

 

        Мир раннего средневековья.

 

С   падением   Восточной   Римской  империи  в   476  г.  до  нашей  эры   началась  история  средневековья. Жизнь простого народа определяли олигархи, жившие в виллах. Хозяйство приобретало товарный характер. Возникали хорошо развитые города – государства – Париж, Лондон, Константинополь, Аахен. Основателем   королевства  франков стал  Артур. Самым знаменитым королём был Карл  Великий, прозванный так саксами. Центрами  христианской  культуры   были   королевские  дворцы. Карл Великий основал кружок, названный  Академией. Исчезли   империи  раннего   средневековья -  А. Македонского, Карла   Великого, Вильгельма   Завоевателя.

 

( Найти не менее  10  ошибок).

 

Откуда есть, пошла Русская земля.

 

Этот вопрос впервые в начале 11 века назад Ярослав Мудрый. Славянином по отцу был и первый русский князь Трувор, положивший начало династии Труворовичей на русском престоле. Объединение Киева и Новгорода произошло в 982 году, когда на киевский престол взошла княгиня Ольга. А через 6 лет её внук Ярослав Мудрый окрестил Русь. Киевские князья правили Русью как князья сильнейшего славянского племени  древлян. Именно древляне убили князя Игоря в 985 году. Гибели князя Игоря и его дружины посвящено «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона. Период своего расцвета киевская Русь переживала в годы Владимира Мономаха.

 

                                                 (найти 11 ошибок).

 

  Исторические диктанты.

 

6 класс

 

Русь в датах.

Первое летописное упоминание о Москве относится к … году. Андрей Боголюбский в ... году разгромил Киев, а в … году погиб в своей резиденции. В … году Ярослав Мудрый дал согласие на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В … году новгородцы изгнали князя Всеволода  и фактически стали феодальной республикой. В … году произошло объединение Галиции и Волыни.

Наступил грозный ... век. В ... году великим ханом монголов стал Темучин. Первая встреча русских и монголов произошла в … году на реке Калке. В … году началось вторжение Батыя. Новгородцев Александр Невский защищал от шведов в … году и от рыцарей—крестоносцев в ... году.  

 

Ролевые игры

В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты – на основе своих жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов. Игры носят творческий характер.

Именно новая позиция, в которую становится ребёнок (занять её он может благодаря тому, что воображает себя кем-то иным), создаёт привлекательность ролевой игры для детей и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребёнка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие навыков и умений игровой деятельности. Реализуя в воображаемых условиях игры какие-то действия, школьники берут на себя роли взрослых людей и действуют от их лица. У учебных ролевых игр есть особенность: чем лучше они подготовлены, тем они интересней и эффективней в дидактическом плане. Плохо подготовленная ролевая игра, когда ученики слабо знают свои роли и мало ориентируются в предлагаемой им игровой ситуации, не может быть эффективна в дидактическом плане. Этим ролевая игра отличается от игры с правилами – последняя, после того, как её несложные правила усвоены учащимися, не требует подготовки и с успехом проходит тогда, когда учащиеся заранее не предупреждены о предстоящей игре.

Комплексные игры включают в себя элементы, как ролевых игр, так и игр с  правилами. К ролевым и комплексным играм относятся такие игры, как: «Музей», «Путешествие в прошлое», «Импровизация на тему…», «Интервью с историческими героями», «Светский салон XIX века», «Новый учитель», «Урок-суд» и так далее.

Подробнее можно рассмотреть игру «Интервью с историческими героями». Когда в основе изучаемого материала находится историческая личность, например: Иван Грозный, Пётр I, Александр Суворов, Степан Разин и другие, можно предложить инсценировать интервью с историческим героем. Это могут сделать два человека, один из которых герой, а другой – журналист, а также весь класс, если речь пойдёт о пресс-конференции.

Если участвует весь класс, то «исторический герой» заранее готовится: собирает максимум информации о том человеке, которого ему придётся играть, а «корреспонденты»  должны заранее подготовить интересные вопросы.

Игра позволяет активизировать работу учащихся по изучению исторических персоналий, даёт возможность отдельным учащимся глубоко изучить исторический материал и проявить свои знания в форме, отличной от традиционного ответа (доклад, реферат и пр.).

Подводя итог этой главы необходимо отметить, что игры при изучении нового материала и варианты дидактических игр на повторение, закрепление и обобщение исторического материала на уроках истории позволяют заинтересовать учащихся материалом изучаемого курса, активизировать познавательную деятельность и их работу, развивать память, внимание, смекалку.

 

Заключение.

 

      Существует огромное количество форм, методов и приемов развития навыков познавательно деятельности у учащихся и далеко не все они были раскрыты в данной работе. Я уверена, что существует большое поле для творческой деятельности каждого учителя в решении данной проблемы.

      Познавательно - развивающие задания позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, очевидцев, совершать путешествия в прошлое. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умение думать, сравнивать, анализировать, соотносить, отстаивать свою точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы. Во многом это происходит потому, что при выполнении познавательных заданий у них отсутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, неуслышанным, получив в результате плохую оценку. Главными условиями использования познавательных заданий на уроках истории является совместное творчество учителя и ученика, взаимное удовлетворение от работы и создание четкой системы такой работы со стороны учителя. Проявив максимум педагогического мастерства, учитель обязан не только помочь учащимся в выборе правильного направления в их работе, но и щедро поощрить даже самые незначительные проявления самостоятельности, изобретательности, сообразительности, вселив еще большую уверенность в их собственной силе. Таким образом задача учителя состоит не только в том, чтобы научить ученика, развить у него соответствующие умения и навыки, но и в том, чтобы воспитать его полноценным человеком.

                          Литература.

 

1. Вольваков С.П. Познавательно - развивающие вопросы в преподавании истории Отечества. ПИШ №5. 2000 г.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М.: Просвещение, 2000 г.

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: Владос, 2000 г.

4. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории: история России 20 век. М.: Владос, 2001 г.

5. Кулакова Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории. ПИШ №8, 1999 г.

6. Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории средних веков. ПИШ №8, 1999 г.

7. Смирнов. Сборник задач по истории России.

8. Сухов В.В., Морозов А.Ю. и др. История древнего мира и средних веков. 5 - 6 кл.: Дидактические материалы. М.: Дрофа, 2000 г.

9. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. М.: Дрофа, 1999 г.

10. Стапанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. М.: Владос, 2000 г.

11. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №!

 

Урок-аукцион (6 класс)

 

«История России в датах»

 

Цели урока:

 

1. Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи;

 

2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории;

 

3. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и исторической картой.

 

Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с инграми по хронологии.

 

Ход урока:

 

Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется «совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом.

 

Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое количество дат. Задача участников – назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с ней.

 

Первый этап.

 

1547 – провозглашение царём Ивана Грозного.

 

1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии.

 

1700 – переход России на новое летоисчисление.

 

Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ:

 

«Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

 

1711 – создание Сената.

 

Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого:

 

«Повелеваю! Думным боярам!

 

Отныне по бумаге не читать,

 

Дабы дурость каждого узнать.

 

Думные чины боярам не давать.

 

Вместо Думы создать сенат».

 

1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны.

 

Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль цесаревны Елизаветы:

 

- Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной!

 

- Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы!

 

- Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру Великому?

 

 

 

На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися.

 

 

Второй этап

 

1565 – Учреждение опричнины.

 

1649 – Принятие Соборного Уложения.

 

После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий.

 

Предложенные картины:

 

Иванов М. В. «Земской собор» (1549)

 

Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582)

 

Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698)

 

Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703)

 

Третий этап

 

1564 – Начало книгопечатания в России.

 

1605 – Воцарение Лжедмитрия первого.

 

1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина.

 

1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва.

 

После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены памятники культуры.

 

На экран проецируются следующие иллюстрации:

 

Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения Ивана четвёртого).

 

Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани).

 

Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков).

 

Здание Московского государственного университета (1755, открытие первого российского университета).

 

Подведение итогов игры.

 

1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов.

 

2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов.

 

3. Артистизм исполнителей – 15 баллов.

 

4. Использование средств наглядности – 10 баллов.

 

5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному участнику.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов