Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит основные методы активизации позавательной деятельности : метод проектов ,применение презентации, ппроблемного изложения, использование исторических задач, ролевых игр.

Оглавление

Введение
Глава I. Общие основы активизации учебной деятельности учащихся.

1 Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса.
2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории.
2.1 Использование исторических задач и проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.

2.2 Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

2.3 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, путем применения исследовательского методов.
2.4 Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания
Глава II. Практическое использование игры на уроках истории.
1. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Заключение
Методические приложения
Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

 

Чаадаев: - А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть предостережением и уроком всему миру. Но, в будущим у России, предназначение Высокое…

После этих слов из комнаты все уходят…

 

На основе предоставленной информации учащиеся должны сделать вывод о том, какие пути развития Российской цивилизации, обсуждались писателями, философами, историками в 19 веке?

 

4.Интерактивное упражнение.

Ролевая игра «Ваше мнение» Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить класс на две группы: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада»

  1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список.

1)      призвание варягов

2)      принятие христианства

3)      монголо-татарское иго

4)      реформы Ивана Грозного

5)      опричнина

6)      преобразования Петра 1

  2. Познакомьтесь со стихами В.Я. Брюсова:

Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий,

Мы снова решаем вопрос,

Кто мы в этой старой Европе?

Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать?

После выполнения заданий в группах, учащимся предоставляется возможность поделиться результатами работы.

 

5.Рефлексия.

Предлагаются вопросы, на которые учащимся предлагается ответить письменно:

1.       Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?

2.       Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?

3.       оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».

 

 

В качестве домашнего задания целесообразно предложить следующие темы для написания эссе:

       1.Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?

       2.Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?

      3. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?

 

 

 

 

     

1.       нашвили,Лысенковой и других.  Сухомлинского (60-егг.), а также "в. ому,школьному.  друзей, так как борррррррррраввсссссппппббббббббииииии

 

 

 

Приложение 2

Разминку под названием «армрестлинг». Это упражнение служит хорошей мотивацией для изучения  тем по переговорам, медиации, разрешению проблем, поиску интересов друг друга, а также для начала любой совместной работы.

 

Порядок проведения:

1)      Всем встать в пары и взяться за руки.

2)      Цель упражнения – заработать как можно больше баллов. Каждый участник, который сумел притянуть к своей ноге  руку своего партнера, получает 1балл.

3)      Для демонстрации можно вызвать кого-то из участников и продемонстрировать это, применяя явные усилия, чтобы притянуть руку партнера к своему бедру.

4)      На выполнение упражнения отводится 15 секунд. Все начинают по сигналу.

5)      После истечения времени остановить участников и попросить поднять руку тех, кто не набрал ни одного балла, кто набрал не более двух, 10 баллов, 30 баллов, более 30. Как правило, лишь некоторые участники смогли набрать большое количество баллов.

6)      Попросить этих участников выйти вперед и показать, как они смогли это сделать. Выяснится, что они смогли это сделать лишь потому, что не противодействовали, а помогали друг другу быстро двигать рукой. Участники, сопротивлявшиеся друг другу, не заработали ни одного балла.

 

Вывод: упражнение показало, как важно думать  об интересе другого, как важно работать вместе для получения желаемого результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

 

Урок по курсу «Обществознание» для 11 класса (с применением интерактивного метода – ролевая игра).

 

 

Тема «Межнациональные и этнические проблемы в современной России»

Это занятие разработано по курсу «Обществознание» для 11 класса. Оно является логическим завершением занятий по теме «Нации и межнациональные отношения». После общей темы, которая раскрывает вопросы российской конституции и  федеративного устройства , следует обсудить проблемы межнационального и этнического характера, которые имеют место в нашей стране, для нахождения наилучшего решения. Вопрос национальной государственной политике, волновал передовых людей и в прошлом, и споры по этому вопросу не затихают и в наши дни, важно, чтобы у старшеклассников появилась после этого занятия возможность сформировать свою гражданскую позицию по этому вопросу. Занятие является интерактивным.

 

Цель занятия: К концу занятия учащиеся смогут:

 

1)      уточнить понятия «этнос» и «нация».

2)      Понять важность толерантности в современных условиях.

3)      Определить собственную гражданскую позицию по вопросу о перспективах национальной государственной политики.

4)      Тренировать навыки работы в группах, умение делать выводы, умение работать с источниками

5)      Определить возможные  варианты решения проблем.

 

 

Методическое оснащение:

   1) учебник Л.Н. Боголюбова «Человек и общество» 10-11 класс

   2)школьный юридический словарь  А,Ф.Никитина

   3) учебник А.Ф.Никитина «Основы государства и права»

 

Ход занятия:

1.       Мотивация

2.       Целеполагание

3.       Предоставление информации в виде проблемной мини – лекции на тему разных точек зрения по проблеме преодоления межэтнических конфликтов.

4.       Интерактивное упражнение. Ролевая игра «Презентация проектов»

5.       Рефлексия.

 

 

1 Мотивация

 

   1)Мини соц. орпос учащихся в классе (по рабочему листу):

              а) знаю, могу поделиться информацией

              б) наслышан, но информации не достаточно

              в) не знаю, не знаком с проблемой

 

   2) Дети составляют из предложенного пакета слов и словосочетаний определение нации и этноса. (Класс предварительно произвольно разделен на две группы).

  3) Уточнение определений: работа групп по словарю. (идет корректировка определений составленных учащимися)

 

2 Целеполагание.

Объявление целей занятия.

 

3 Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения двух точек зрения по проблеме с использованием опорного конспекта:

 

    а) создание меганации (россияне - все остальное этносы, в рамках культурноэтнической  автономии)

 

   б) многонациональное государство (т.е. существование различных наций, этносов в составе федерации)

 

4 Ролевая игра.

 

1)      составление экспертных групп (из числа учащихся, получающих карточку – инструктаж, для дальнейшей работы)

                     а) психологи

                     б) социологи

                     в) политологи

 

2)      Остальные учащиеся произвольно делятся учителем на две группы (по количеству точек зрения на проблему) с заданными ролями.

На основе дальнейшей работы в группах определяются «+» и «-» доставшейся группе для обсуждения теории.

  

      3) Презентация проектов групп, с высказыванием мнения специалистов

          (не прозвучавшие у группы «+» и «-»)

 

3)      Специалисты эксперты дают оценку работе группы ( чья защита оказалась   

более убедительной) – как подведение итогов работы.

 

 

5 Рефлексия.

 

       1) Возвращение к мини соц. Опросу (повторное его проведение с   использо-

           ванием рабочего листа). – с комментариями учителя.

 

       2) Как завершающий этап урока – написание индивидуально каждым

           учащимся «7 строк» - метода рефлексии (без озвучания в классе, для

            учителя).

            Приложение                 1. Я думаю что….

                                                  2.Потому что, этому способствует…

                                                  3.Значит….

 

 

 

Приложение №6

 

 

 

Урок по истории России для 11класса (с применением активных методов – работы в группах)

 

Проблемная лекция

 

Тема: «Развитие Советского общества в середине 1950-х первой половине 1960-х гг.» Цель: Показать что Н.С.Хрущев – крупная, незаурядная личность, чрезвычайно противоречивая, в полной мере несшая в себе черты своей эпохи; доказать противоречивость и незавершенность попыток демократического обновления общества.

 

1.       Подготовительный этап

        а) Плакаты из серии «Лозунги эпохи»

        б) Иллюстрации из серии «Лица эпохи 20 век»

 

2.   Основной этап.

Проблемный вопрос: при Сталине хоть порядок был, бюрократов сажали, цены снижались. А чем Хрущев лучше Сталина? (Распространенное суждение)

 

        а) Беседа учителя о личности Хрущева с использованием воспоминаний и суждений Ф.Бурлацкого, О. Волобуева, С.Кулешова, А.Фадеева.

 

        б) Скульптор Эрнст Неизвестный – автор надгробия Хрущеву на Новодевичьем кладбище – изобразил его так: бронзовая голова на фоне черного и белого мрамора. Случайно ли это? В чем символика памятника? (Беседа с учащимися.)

 

        в) Работа в группах по домашнему заданию (дано на предыдущем занятии)

       1-я группа – показать «белое» и «черное» в политике нового лидера.

       2-я группа- показать сложность и противоречивость личности Хрущева Н.С., используя материалы «Основные направления в деятельности Н.С,Хрущева».

 

        г) Изложение нового материала в форме лекции с использованием сообщений учащихся, подготовленных заранее:

      -« Иди – стоп – назад»: реформы Хрущева   в социально – экономической области в конце 1950- 1960-х гг.;

        - эра научно-технической революции;

        - попытка децентрализации системы управления народным хозяйством, совнархозы (сокращение административно-управленческого аппарата, закрытие дублирующих мелких производств, ускорение процесса технической реконструкции и др.)

         - сообщение учащихся об этом периоде на основе собранного ими материала по Кемеровской области.

         - аграрное производство (рекордный урожай на целинных землях, ликвидация МТС, передача техники колхозам, низкие цены на сельхозпродукцию, ухудшение отношения к технике, потеря кадров механизаторов и ремонтников, «кукурузная эпопея»)

        - сообщение учащихся «Кострома - не Айова»;

        - 21 съезд КПСС (замена пятилетнего плана семилетним, в кротчайшие сроки догнать и перегнать развитые капстраны по производству продукции на душу населения);

       - общественно-политическая жизнь в конце 1950-х начале 1960-х гг. («…В вопросах культуры  я сталинист»; гонения на Пастернака и др).

       - 22 съезд КПСС. Новые программа и устав партии. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»;

        - события в Новочеркасске (сообщение учащихся в форме журналистского расследования);

        - последние попытки обновления общества. Октябрьский пленум ЦК КПСС 1964г. Отставка Н,С,Хрущева;

        - доказать или опровергнуть: отставка Хрущева – историческая неизбежность, вытекающая из его политики (задание для учащихся).

 

   3. Закрепление нового материала:             

       - тестирование;

       - работа в группах по проблеме: можно ли считать строки А.Блока: «Что же? В России опять черно и будет чернее прежнего?» - соответствующими эпохе? Почему?

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов