Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Работа содержит основные методы активизации позавательной деятельности : метод проектов ,применение презентации, ппроблемного изложения, использование исторических задач, ролевых игр.

Оглавление

Введение
Глава I. Общие основы активизации учебной деятельности учащихся.

1 Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса.
2. Формы активизации познавательной деятельности на уроках истории.
2.1 Использование исторических задач и проблемного обучения в преподавании истории и обществознания.

2.2 Познавательные задачи, познавательные задания, как средство активизации познавательных процессов в деятельности учащихся на уроках истории и обществознания.

2.3 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках, путем применения исследовательского методов.
2.4 Использование информационных технологий на уроках истории и обществознания
Глава II. Практическое использование игры на уроках истории.
1. Игры при изучении нового материала на уроках истории.
2. Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение исторического материала.
Заключение
Методические приложения
Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

первая группа – для детей старшей группы детского сада;

вторая группа – для школьников 5-го класса;

третья группа – для студентов вуза;

четвертая группа – для иностранных туристов.

После отведённого на подготовку времени (10 минут), от каждой группы выделяется представитель, который «проводит» такую экскурсию у доски, где вывешено изображение данного экспоната, а три – четыре человека из его группы играют роль экскурсантов.

Так, например, при изучении архитектуры второй половины XIX века, в основу игры могут лечь изображения Ленинградского (Николаевского) или Московского вокзалов, построенные К.А.Тоном. Учитель отсылает учащихся к тексту учебника, который содержит не конкретную информацию об этих постройках, а лишь обобщённые сведения о характерных особенностях архитектурных стилей того времени. Это ставит школьников в условия, в которых изображение вокзала используется как необходимый источник информации, на основе которого, в совокупности с тестом учебника, и выстраивается текст экскурсии.

Практическая работа на уроке используется не так часто в школьной практике. Обычно она занимает часть урока, реже – целый урок. Примерами практической работы могут быть: работа с контурной картой, конструирование макета или модели и др. Практические работы могут осуществляться с видеорядом и с компьютерными программами.

Игра и практическая работа соединяются в игре «Творческая лаборатория». В игре учащиеся делятся на 4 группы. Учащиеся получают игровые задания, выполняя которые они становятся сценаристами и актёрами, журналистами, художниками-иллюстраторами, историками-картографами. Группы получают карточки с соответствующими заданиями. Например, по теме «Движение декабристов» задания могут выглядеть следующим образом:

       создание мини-видеофильма (спектакля) – комментария по теме;

       создание исторического альманаха;

       создание исторической карты;

       написание сообщения о восстании, предназначавшегося для воображаемого помещения в газеты и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года иностранным государствам).

Желательно, чтобы темы этих четырёх заданий для 4 групп относились к разным историческим периодам декабристского движения. Например:

1.                  Видеофильм «Собрание тайного общества «Союз благоденствия». Сюжетом к фильму может стать эпизод, когда члены Союза принимают решение о самороспуске, замышляя освободиться от умеренных, колеблющихся, случайно попавших в общество людей, а после этого создать новую организацию, которая смело пойдёт на революционные преобразования. Фильм учащиеся могут снимать за пределами школы – в интерьерах изысканной обстановки музея, чьей-либо квартиры, в развалинах старого здания, на фоне пейзажей, передающих дух эпохи первой половины XIX века. Учащиеся могут подумать о костюмах согласно моде этого периода, сами создать сценарий видеофильма. На уроке они показывают видеокассету классу (если нет видеокамеры, то это может быть небольшая сценка).

2.                  Создание исторического альманаха, посвящённого самому восстанию или периоду, начиная со времени организации Северного и Южного обществ до 14 декабря.

Перед тем, как подобное задание будет предложено учащимся, учителю целесообразно ознакомить их со следующей справкой.

Из  Энциклопедического словаря. «Книговедение» - Альманахом называют:

а) непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д.;

б) сборники литературных произведений, часто объединённые по какому-либо признаку.

Из Словаря иностранных слов  (сост. Михельсон, 1883. С. 41):

Альманах - … периодический сборник статей в прозе и стихах, с картинками. В России альманахи появились в конце XVIII века, особенно популярны стали в XIX веке. С 1823 по 1825 годы декабристами Рылеевым К.Ф. и Бестужевым А.А. издаётся альманах «Полярная звезда».

Примером современного исторического альманаха может служить «Книга исторических сенсаций», - М., 1993.

3. Историческая карта может быть посвящена ссылке декабристов. На карте России необходимо будет указать стрелками  пути следования декабристов в Сибирь, а кружками разного цвета или мелкими фигурками:

а) города, через которые декабристы следовали в Сибирь;

б) места отбывания декабристами каторжных работ;

в) основные места, где жили декабристы на поселении и т.д. по усмотрению учащихся.

4. Этот вид работы учащихся может быть самостоятельной игрой «Проблемная ситуация». С её помощью происходит мотивация для работы с документальным материалом. Игра строится на создании проблемной ситуации для школьников. При изучении восстания декабристов в качестве проблемной может выступать ситуация, представленная учителем, следующим образом: «Представьте себе, что вы журналисты газеты «Санкт-петербургские ведомости». На дворе 14 декабря 1825 года. Вам нужно написать сообщение о восстании, предназначающееся для помещения в газету и для дипломатических представителей за границей (как правительство Николая I могло представить события декабря 1825 года за рубежом)».

Важно поставить проблему, довести до сведения ребят, в каком сложном положении оказался Николай I, которому не так просто было представить события, произошедшие в первый день его правления, за рубежом. После представления работ учащихся можно прочитать действительное сообщение Николая I.

После этого можно рассказать, что буквально через 3 дня властями было дано совсем другое толкование событий, и, таким образом, игра может вывести на серьёзную работу с документами. Игра, в данном случае, будет хорошей подготовительной и мотивационной основой.

Работа заканчивается обсуждением и выяснением научной значимости документов. При этом могут быть заданы следующие вопросы:

- Адекватно ли представлены события 14 декабря 1825 года в первом документе?

- Почему Николай I преуменьшает роль и размах событий?

- Какими мотивами это можно объяснить?

- Что говорится в первом документе о численности восставших?

- В ком «бунтовщики» нашли себе поддержку?

- Говорится ли в документе о главных героях восстания?

- Какие цели ставили перед собой восставшие на самом деле?

- Известны ли были они правительству (хотя бы в общих чертах)?

- Как вы думаете, поверили ли этому сообщению иностранные дипломаты?

- Есть ли какие – то изменения в следующем документе?

- Что объявляется главной причиной «заговора»?

- Как можно понять фразу о «заразе, извне к нам занесённой»? Какие события проходили в Европе, на которые мог ссылаться Николай I?

- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?

 

 

 

Применение нетрадиционных форм урока.

 

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки - деловые игры; уроки - пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки - творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки - ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.

В процессе обучения истории: при подготовке учащихся к усвоению нового материала, при изучении новой темы и закреплении первоначально усвоенного, при проверке выполнения домашнего задания, при различного рода повторениях, использую тесты и тестовые задания.( см. приложение ).

Например, при изучении темы «Древняя Греция» «Парфенон находится в Афинах».

Первый вариант«Где находится Парфенон?» — а) Коринф; б) Спарта; в)Афины; г) Олимп

Второй вариант.

Учащемуся предлагается изображение Парфенона и тестовое задание «Где находится изображенный на рисунке греческий храм?»; варианты ответов — те же.

Третий вариант

Учащемуся предлагается изображение Парфенона и фрагмент контурной карты, на которой цифрами обозначены: 1. Коринф; 2. Спарта; 3. Афины; 4. Олимп. Задание то же, что и во втором варианте.

Первый вариант тестового задания констатирует знание факта, второй позволяет судить о знании факта и умении определить памятник культуры по внешнему виду, третий позволяет сделать вывод о владении фактом, умении определить памятник культуры и соотнести с историче¬ской картой.

Смена деятельности, разумное сочетание «лёгких» и «сложных» заданий, игровых и «серьёзных» форм работы, позволяют сделать урок не только насыщенным содержательно, но и

интересным для ребёнка, стимулирующим его увлечение историей, а процесс учения –приятным.

 

      Урок – рассказ

 

В 6 –ом классе при изучении темы « В рыцарском замке» детям даю опережающее задание на дом: изучить параграф, нарисовать замок и герб и подготовить рассказ о своем замке. В этом параграфе много терминов. Как дети усвоили термины, проверяю в форме игры « Поле чудес».                       

       Урок – самостоятельное изучение темы

 

Такой урок проводится в 8 – ом классе при изучении темы « Отмена крепостного права»

 

Цель урока: выяснить, как шла подготовка к отмене крепостного права

 

С этой целью детям даются этапы подготовки крестьянской реформы, которые перепутаны и дети, читая учебник, должны правильно определить последовательность этапов подготовки крестьянской реформы.

 

Задание:

 

Последовательность этапов подготовки крестьянской реформы:

 

а) создание редакционных комиссий

 

б) создание Секретного комитета

 

в) создание губернских комитетов

 

г) выступление Александра II перед В.И. Назимовым с предложением подготовить предложения об отмене крепостного права

 

д) рассмотрение проекта в Главном комитете

 

е) приезд в Петербург проекта « второго созыва»

 

ж) рассмотрение проекта В Госсовете

 

з) речь Александра II перед московским дворянством

 

и) приезд в Петербург депутатов « первого созыва»

 

к) подписание Александром II окончательного проекта реформ

 

Деловая игра «Мозговой штурм»

 

Правила "мозговой атаки".

 

1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников.

 

2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров.

 

3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не относится к экспертам.

 

4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей.

 

5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма.

 

6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников.

 

7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде.

 

8. Оптимизм и уверенность.

 

Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма».

 

I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5). Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо назначает учитель, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою позицию.)

 

II. Экпресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и проверяют свой интеллектуальный потенциал

III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных заранее правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его завести на определенное время). В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого, соблюдение ими правил. "Штурм" проблемы в группах длится 10-15 минут.

 

IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп.

 

V. Отбор и оценка наилучших идей.

 

VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).

 

VII. Публичная защита наилучших идей.

 

Перечень примерных заданий для «Мозгового штурма».

 

1. Сравните культуру европейского и русского крестьянства. Найдите отличия между ними.

 

2. Л.Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига Руси не существовало. Приведите аргументы "за" и "против" данной точкой зрения. Аргументируйте свою позицию.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории, путем применения исследовательского и проблемного методов