Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретические основы налогового контроля и его практическое применение. Особое внимание следует уделить учету налогоплательщиков налоговому контролю за расходами физического лица, действующих в настоящее время в России. При написании данной работы основной упор в ней сделан на одну из основных форм налогового контроля, налоговые проверки, а именно камеральные и выездные, именно они наиболее часто встречаются в практике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и основные элементы налогового контроля………. 6
§ 1. Методы и формы налогового контроля……………………… 9
§ 2. Понятие, основные элементы и виды учета налогоплательщиков……………………………………………………..
13
Глава 2. Порядок проведения учета организаций и физических лиц... 16
§ 1. Порядок проведения учета организаций………………………….. 17
§ 2. Порядок проведения учета физических лиц……………………… 18
§ 3. Налоговый контроль за расходами физического лица………….... 20
Глава 3. Налоговые проверки: понятия, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………………………..
22
§ 1. Понятия и правила проведения налоговых проверок…………… 22
§ 2. Виды налоговых проверок………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………… 47
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

      При необходимости уполномоченные должностные  лица налоговых органов, имеют право проводить инвентаризацию имущества, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с которые налогоплательщик использует для извлечения дохода.

      Цель  проведения такого осмотра – установить соответствие документов с фактическими данными осмотра.

      Перед проведением инвентаризации материально  ответственные лица должны дать расписки о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные  документы сданы в бухгалтерию, все ценности оприходованы. А выбывшие – списаны. Инвентаризация проводится путем обязательного подсчета и обмера имущества налогоплательщика. В обязательном порядке должна быть составлена опись всего имущества, которое инвентаризируется. К инвентаризации разрешается привлекать специалистов-экспертов.

Истребование  документов у налогоплательщика.

      Истребование  документов представляет собой письменное требование налогового органа о направлении  или выдаче документов. Право истребовать  документы при проведении выездной проверки у налогоплательщика предоставлено должностному лицу налогового органа, который проводит эту проверку. Документы должны быть направлены в соответствии с требованием в пятидневный срок. Если налогоплательщик отказывается предоставить испрашиваемые документы, то этот факт будет считаться налоговым правонарушением, которое влечет за собой взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый документ.

      Отметим, что должностное лицо налогового органа. Проводящего налоговую проверку, вправе потребовать документы в письменной или устной форме. Правда, если письменное требование отсутствует, то проверяющий практически теряет возможность проводить выемку после отказа представить документы. Поэтому целесообразней направлять налогоплательщику письменный запрос или вручать требование под расписку.

      Если  у налогоплательщика возникают  сложности с предоставлением  помещения для проведения проверки, то целесообразно оформить акт добровольного представления документов по месту проведения проверки. В акте следует прописать подробно полную характеристику передаваемых в налоговый орган документов. После проведения проверки все документы, перечисленные в акте возвращаются налогоплательщику (в случае отсутствия факта правонарушений). Если установлен факт совершения правонарушений, то проверяющий обязан изъять документы, которые свидетельствуют об этом факте.

      Документы предоставляются налогоплательщиком в том объеме, который был затребован налоговым органом. Если налогоплательщик не представил все документы в соответствии с требованием, то налоговый орган вправе проводить выемку непредставленных документов самостоятельно.

Выемка (изъятие) документов.

      Выемка  или изъятие документов – это  административно-правовая мера воздействия  по получению подлинников (копий) документов и предметов на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку.

Налоговое законодательство дает нам определение  и выемки и изъятия, которые существенно  различаются между собой. Выемка – это получение копий документов налогоплательщика по месту его нахождения, а изъятие – принудительное лишение налогоплательщика подлинных документов и предметов проверки.

      Если  проверяющий полагает, что документы, которые свидетельствуют о правонарушениях, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, то он производит изъятие документов. На данную операцию обязательно составляется акт. В акте об изъятии документов прописывается необходимость изъятия и приводится перечень изымаемых документов.

      Изымаемые документы можно условно подразделить на три группы:

- легко  восстановимые (документы синтетического  учета, сводной отчетности) –  такие документы в большинстве  случаев изымаются последними, поскольку  их реальное содержание может  быть восстановлено налоговыми органами самостоятельно;

-трудно  восстановимые (платежные документы,  акты выполненных работ, товарно-транспортные  накладные и т.д.) – их восстановление  теоретически возможно при проведении  встречных проверок, снятии свидетельских показаний;

- практически  не восстановимые документы (договоры  – из-за порчи документа невозможно  определить контрагента) – восстановление  практически невозможно по причине  огромных материальных затрат.

      Документы могут изыматься в любой период проведения выездной налоговой проверки (в начале проверки; после вручения требования налогового органа в случае непредставления в пятидневный срок документов или в случае отказа; во время проверки (установление фактов правонарушений); по завершении проверки (до подписания справки проверяющими))

      Налогоплательщик  имеет право при изъятии документов вносить свои замечания, которые должны прописываться по требованию. Изъятые документы должны в обязательном порядке нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью налогоплательщика. Если налогоплательщик по каким-то причинам отказывается скреплять печатью изъятые документы, то в акте делается запись об этом.

      Отметим, что налоговым законодательством  РФ запрещено производить изъятие (выемку) документов в ночное время. Выемку можно проводить до 22.00. Если выемка к этому времени была не закончена, то ее приостанавливают, а помещения, где производилась выемка документов опечатываются (в исключительных случаях выставляется охрана).

      По  результатам проверки составляется акт, в котором проверяющие сотрудники налоговой инспекции отражают, все претензии к налогоплательщику по выявленным нарушениям налогового законодательства и права ведения бухгалтерского учета. По каждому конкретному нарушению указываются последствия в виде суммы занижения или сокрытия налогооблагаемой базы и налогов, причем раздельно по каждому налогу. Каждый пункт акта должен содержать ссылку на соответствующий нормативный документ. Кроме того акт должен содержать требование к налогоплательщику по устранению отмеченных нарушений. Акт подписывается всеми проверяющими лицами, а также должностными лицами проверяемой организации-налогоплательщика. Если полномочные представители проверяемой организации не согласны с отдельными положениями и выводами акта, то они должны составить мотивированное возражение по всем пунктам разногласий, однако акт подписать обязаны. В случае отказа от подписи под актом, проверяющие делают надпись «Налогоплательщик от подписи отказался без объяснений и обоснования мотива отказа».

      Материалы проверок должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции в специальном  журнале.

      Ответственность налогоплательщика за нарушение  налогового законодательства определена Налоговым кодексом РФ и классифицирован  в соответствии с видом допущенного нарушения. Она также может быть представлена следующими видами: административная, финансовая, уголовная. В отдельный вид нарушений, а соответственно и ответственности за них, могут быть выделены нарушения, установленного законом порядка денежного обращения в стране.

Оформление  результатов проверки. Результаты документальной проверки должны оформляться актом проверки. При отсутствии нарушений налогового законодательства проверяющий составляет справку с указанием наименования предприятия, его подчиненности, даты проверки, перечня вопросов. Периода, за который производилась проверка. Справка подписывается должностным лицом государственной налоговой инспекции, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия. Если выявлены нарушения, то налоговый инспектор оформляет результаты проверки актом, который также подписывается должностным лицом государственной налоговой инспекции. И соответственно, руководителем предприятия и главным бухгалтером. При несогласии с данными, изложенными в акте проверки, руководитель и главный бухгалтер вправе произвести запись о возражениях, прилагая письменные объяснения и документы. Акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями. В отдельных случаях – протоколом изъятия документов.

Экспертиза.

      Экспертиза – это процессуальное действие, проводимое экспертом по вопросам, требующим специальных познаний в науке, технике, искусстве. Налоговая экспертиза назначается постановлением налогового органа, а в частности должностного лица, который непосредственно проводит проверку. Привлечение к проведению проверки эксперта лучше согласовывать с руководством, так как его услуги могут быть оказаны только на договорной основе и имеют платный характер.

      Вопросы, которые ставятся перед экспертом  не должны выходить за пределы специальных знаний эксперта и могут касаться определения рыночной стоимости товара, работ, услуг и имущества; определения подлинности документов; объема и характера фактического выполнения работ; объема выпускаемой продукции и т.д.

      В случае принятия руководством налогового органа положительного решения по вопросу привлечения эксперта к проведению проверки, ему предоставляется право ознакомиться с материалами проверки, заявить ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Он предупреждается об ответственности за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения и утрату документов.

      Экспертное  исследование состоит из нескольких стадий:

- подготовительной;

- исследовательской;

- фиксации  результатов исследования.

      Перейдем  непосредственно к заключению эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме, где излагаются проведенные  им исследования и выводы по проведенной  работе. Также даются обоснованные ответы на поставленные вопросы. Эксперт  вправе включить дополнительные вопросы в свое исследование, если этого требуют обстоятельства, непосредственно относящиеся к делу. Бывают случаи, когда эксперт не имеет возможности сделать выводы по проведенному исследованию, в такой ситуации он обязан в письменной форме направить в налоговый орган соответствующее сообщение с информацией о невозможности дать экспертное заключение. В данном случае может быть назначена дополнительная экспертиза, которая поручается либо тому же эксперту, либо другому.

      Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в правильности заключения и поручается другому эксперту.

      Выводы  экспертов могут быть категоричными  или вероятными, альтернативными  или условными. Категоричные выводы должны быть использованы для подтверждения или отрицания позиций налогового органа. Вероятные, альтернативные или условные выводы могут использоваться для проведения дальнейших мероприятий налогового контроля.

Заключение 

      Налоговая система за время своего существования (а это больше 10 лет) в полной мере таки и не оправдала своего назначения, привела к неуплате действующих налогов, уклонению от налогов и многим другим расчетам, что потребовало в корне пересмотреть ряд законодательных аспектов в области налогообложения. Что и было сделано в конце 2000 года. Основные разделы налогового кодекса должны устанавливать общие принципы налогообложения и сборов, систему различных органов налогового регулирования и налогового контроля. Обеспечивать соответствие актов налогового законодательства. Конституции РФ, федеральным налоговым законам. Налоговая система должна работать в соответствии с основными принципами налогового права: принцип, определяющий основы налоговой политики и налоговых отношений между государством и ее субъектами; принцип единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории России, принцип конституционности актов налогового законодательства и другие. Только тогда налоговую систему будет можно охарактеризовать как действующую и здоровую, способную регулировать отношения между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками. Правовое регулирование налоговой системы РФ, в настоящее время вызывает справедливые многочисленные нарекания как исследователей, так и правоприменителей. При наличии пробелов в налоговых законах, их противоречивости отсутствует единый подход к понятиям, которые составляют категорийный аппарат любого регулируемого явления, в том числе и налогового контроля. Более чем 10 летний опыт функционирования налоговой системы РФ выявил настоятельную необходимость в разработке понятийной основы, дающей возможность совершенствовать действующее законодательство.

      Анализ  правовой основы регулирования налогового контроля позволяет сделать вывод, что данные отношения регулируются Налоговым кодексом, большим количеством нормативных актов различного уровня. Эти отношения касаются вопросов проведения налоговых проверок, учета налогоплательщиков. Учета за расходами физических лиц. Существует также, так называемые, пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы налогового контроля. Субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ. Но в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы в частности исполнения этой обязанности пока оставляет желать лучшего. Причем уклонение от уплаты налогов осуществляется законными и незаконными способами, что свидетельствует о несовершенстве налогового законодательства. Но следует помнить, что налоговое право еще сравнительно молодо и сейчас оно находится в процессе активного развития, многие проблемы, обсуждаемые в настоящий, момент через какое-то время будут решены, некоторые пробелы в законодательстве буду восполнены.

Информация о работе Налоговый контроль