Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретические основы налогового контроля и его практическое применение. Особое внимание следует уделить учету налогоплательщиков налоговому контролю за расходами физического лица, действующих в настоящее время в России. При написании данной работы основной упор в ней сделан на одну из основных форм налогового контроля, налоговые проверки, а именно камеральные и выездные, именно они наиболее часто встречаются в практике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и основные элементы налогового контроля………. 6
§ 1. Методы и формы налогового контроля……………………… 9
§ 2. Понятие, основные элементы и виды учета налогоплательщиков……………………………………………………..
13
Глава 2. Порядок проведения учета организаций и физических лиц... 16
§ 1. Порядок проведения учета организаций………………………….. 17
§ 2. Порядок проведения учета физических лиц……………………… 18
§ 3. Налоговый контроль за расходами физического лица………….... 20
Глава 3. Налоговые проверки: понятия, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………………………..
22
§ 1. Понятия и правила проведения налоговых проверок…………… 22
§ 2. Виды налоговых проверок………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………… 47
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

      Документальной  проверкой считается налоговая  проверка с выходом на предприятие и изучением всех документов, относящихся к предмету проверки. Такие проверки проводятся по утвержденному плану работы налоговой инспекции на год. В развитие годового плана проверок разрабатываются квартальные графики по каждому участку работы. Один и тот же налогоплательщик проверяется не чаще одного раза в год. В первую очередь проверкам подвергаются организации, получившие прибыль в значительных размерах, или, наоборот, допустившие убыточность своей деятельности. Кроме того, проверяются организации и предприниматели, допускающие грубые нарушения налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета. Выездная налоговая проверка, которая проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может осуществляться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

      Руководитель  налоговой инспекции назначает  ревизионную группу и устанавливает  срок проверки с учетом размеров предприятия, особенностей его деятельности и объема проверяемых объектов. Предельный срок проведения документальной проверки – два месяца, но он может быть продлен в исключительных случаях руководителем налоговой инспекции или его заместителем до трех месяцев. При проведении документальных проверок организаций, которые имеют филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала или представительства. Филиалы и представительства могут проверяться независимо от проверки самого налогоплательщика. Отметим, что в срок проведения проверки не засчитываются периоды между вручением требования о представлении документов по ст. 93 налогового законодательства и предоставлением документов, которые запрашиваются при проведении проверки.

      Проверка  может проводиться в любой  день недели. Исключения составляют выходные и праздничные дни. Проведение проверки не может быть приостановлено из-за отсутствия должностных лиц организации  или проведения в ней дополнительных свободных от работы дней .

      Перед проверкой разрабатывается программа  ее проведения с учетом имеющейся  информации о допускаемых нарушениях налогового законодательства, о финансовом состоянии налогоплательщика, материалов прошлых проверок и другой информации. Данная программа подлежит утверждению руководства налоговой инспекции.

      По  результатам проверки ревизионная  группа составляет акт, в котором  излагаются все нарушения с классификацией их в соответствии с действующим  законодательством. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства по налогам и сборам. После представления акта руководитель налоговой инспекции определяет меру ответственности налогоплательщика за допущенные нарушения.

      Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующем о дате его получения налогоплательщиком. В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

      Если  по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что налоговая проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.

      Налогоплательщик  вправе в случае несогласия с фактами. Изложенными в акте проверки, а  также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган мотивированные возражения в письменном виде по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки.

      По  истечении двухнедельного срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа или его заместитель рассматривает акт налоговой проверки, в котором зафиксированы налоговые правонарушения и предложения проверяющих лиц по устранению выявленных нарушений и применению соответствующих санкций, документы, изъятые у налогоплательщика, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

      В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы  проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган налоговый орган должен сообщить налогоплательщику заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился в налоговый орган, то материалы проверки, включая возражения налогоплательщика-организации, объяснения, иные документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

      Анализируя  вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что выездная (документальная) налоговая проверка является более сложной формой проверки в отличие от камеральной. Именно поэтому необходимо четко представлять себе порядок проведения документальных проверок и методы, с помощью которых данные проверки проводятся. Рассмотрим более детально методы и порядок проведения документальных проверок.

      Методы  проверок. При документальных проверках  налоговый инспектор сталкивается со значительной трудоемкостью проводимой работы. Большой объем переработки информации вызывает необходимость оптимизации методов проверок: определение центров ответственности, исследование движения потоков информации, нахождение ключевых точек контроля и так далее. На время проверки налоговый инспектор становится экономическим следователем, который от предложения об имеющемся правонарушении подходит к его обнаружению и документальной фиксации на основе прав, предоставленных ему налоговым законодательством России.

На сегодняшний  день можно выделить четыре основных метода проведения выездных проверок:

  1. бухгалтерский – сопоставление показателей первичных документов с показателями сводной бухгалтерской отчетности и налоговыми декларациями;
  2. выборочный – когда проверяются те вопросы, при проверке которых допускается наибольшее количество правонарушений;
  3. версионный – проведение проверки на основании предположений о возможных путях совершения правонарушений и способах установления фактов этих правонарушений;
  4. информационный – проверка проводится на основании данных свидетельских показаний или из сторонних источников.
  5. Отметим, что при проведении выездной проверки все эти методы могут применяться комплексно.

      Необходимость проверки и анализа большого количества документов за отпущенный небольшой  срок требует применения статистических методов оценки риска необнаружения ошибок и нарушений.

      При документальных проверках используются методы сплошной и выборочной проверки. Как правило данные методы сочетаются друг с другом. Некоторые объекты  учета проверяются сплошным методом, то есть проверяются все записи и документы в регистрах бухгалтерского учета. Другие подвергаются выборочной проверке, то есть проверяется часть первичных документов в каждом проверяемом месяце или за несколько месяцев проверяемого периода.

      По  сложившейся в нашей стране практике контрольно-ревизионной работы сплошным проверкам подвергаются кассовые и банковские операции. К остальным операциям этот метод применяется в случае обнаружения при проведении выборочной проверки серьезных нарушений налогового законодательства или правил ведения бухгалтерского учета, которые привели к занижению налоговых платежей. В необходимых случаях снимаются копии документов или документы, свидетельствующие о злоупотреблениях, сокрытии или занижении налогооблагаемых доходов, изымаются с составлением описи изъятых документов. При проведении выборочной проверки наиболее сложный вопрос – выявление представительной выборки, то есть научный поход к определению количества выборочно проверяемых документов с целью обнаружения ошибок, искажений и злоупотреблений при проведении бухгалтерского учета. Для снижения риска пропуска ошибок и злоупотреблений при выборочной проверке применяются методы теории вероятности и математической статистики.

      Выборочная  проверка – это техника, состоящая  в проверке части множества и позволяющая делать из этого выводы , распространяющиеся на все множество. При этом используются статистические и эмпирические методы. Статистическая выборочная проверка позволяет количественно определить риск принятия ошибочного решения. Накопленный налоговыми инспекциями при документальных проверках опыт позволяет в значительной мере использовать метод эмпирической выборочной проверки.

      Исследуя  большое количество документов, проверяющий  использует те или иные методы проверок.

      Методы проверки различных операций определяются проверяющими лицами самостоятельно и должны преследовать цель объективной оценки достоверности и законности бухгалтерского учета, отчетности и расчетов по налогам.

      Достоверность хозяйственных операций определяется с помощью формальной и счетной проверки документов или специальных приемов документального и фактического контроля.

      Формальной  проверкой определяется правильность заполнения всех реквизитов документов. Наличие неоговоренных исправлений, дописок, подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. С помощью арифметической проверки определяется правильность подсчетов итогов в первичных документах, бухгалтерских регистрах и отчетах. Необходимо также использовать методы логической проверки, которая заключается в анализе взаимосвязей счетов, сумм и итогов. Кроме того, арифметическая проверка в совокупности с логической позволяет удостовериться в правильности корреспонденции счетов и увязке показателей в различных формах отчетности.

      Достоверность хозяйственных операций может быть проверена при необходимости проведением встречных проверок на предприятиях-контрагентах, а также запросами в баки и другие организации.

А теперь перейдем непосредственно к порядку  проверки. Период проверки охватывает время, прошедшее с последней документальной проверки, но он не может превышать пяти лет, поскольку это срок хранения бухгалтерских документов, установленный ст. 17 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ.

      Подготовка  к проведению документальной проверки заключается в составлении программы и изучении сведений об объекте документальной проверки. Программа утверждается руководством налоговой инспекции.

      Подготовка  к проверке включает также ознакомление с учредительными документами проверяемого объекта с целью получения сведений о его организационно-правовой форме, учредителях, размере уставного капитала, уставной деятельности, порядке распределения прибыли, образования резервного капитала, покрытия убытков и т.п. Проверяющие также должны предварительно изучить материалы предшествующих проверок, решения по ним о наложенных взысканиях и экономических санкциях. Это тем более необходимо сделать. Поскольку к повторным нарушениям применяются повышенные санкции. Повторными считаются нарушения, допущенные в течение одного года со дня наложения санкции за аналогичное нарушение. В период подготовки к проверке необходимо также изучить динамику налоговых платежей проверяемого объекта и выявить сумму недоимки по данным отчетности.

Рассмотрим  последовательно этапы проведения документальной проверки:

  1. ознакомление с учетной политикой организации, которая должна быть оформлена в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/9818 приказом или распоряжением по предприятию;
  2. сверка показателей бухгалтерской отчетности (баланса и приложения к нему по форме 2 «Отчет о прибылях и убытках») с данными Главной книги или оборотной ведомости (если Главная книга в организации не ведется;
  3. сверка данных Главной книги с данными бухгалтерского учета, отраженных в бухгалтерских регистрах (журналах-ордерах, ведомостях и др.);
  4. сверка данных, отраженных в бухгалтерских регистрах с данными, содержащимися в первичных документах (счетах-фактурах, товарных накладных и т.д.);
  5. ознакомление с условиями договоров, контрактов и других обязательств с целью выявления нарушений этих условий или факта осуществления незаконных сделок;
  6. проверка документов, дающих основание для применения льгот по налогообложению.

Информация о работе Налоговый контроль