Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретические основы налогового контроля и его практическое применение. Особое внимание следует уделить учету налогоплательщиков налоговому контролю за расходами физического лица, действующих в настоящее время в России. При написании данной работы основной упор в ней сделан на одну из основных форм налогового контроля, налоговые проверки, а именно камеральные и выездные, именно они наиболее часто встречаются в практике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и основные элементы налогового контроля………. 6
§ 1. Методы и формы налогового контроля……………………… 9
§ 2. Понятие, основные элементы и виды учета налогоплательщиков……………………………………………………..
13
Глава 2. Порядок проведения учета организаций и физических лиц... 16
§ 1. Порядок проведения учета организаций………………………….. 17
§ 2. Порядок проведения учета физических лиц……………………… 18
§ 3. Налоговый контроль за расходами физического лица………….... 20
Глава 3. Налоговые проверки: понятия, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………………………..
22
§ 1. Понятия и правила проведения налоговых проверок…………… 22
§ 2. Виды налоговых проверок………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………… 47
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

      Органы, которые осуществляют регистрацию физических лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязательно должны информировать налоговые органы о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц и фактов.

      Если  физическое лицо занимается предпринимательством или имеет лицензию на занятие частной деятельностью, то постановка на учет в налоговом органе осуществляется независимо от того, где проживает налогоплательщик.

      К лицам, которые не относятся к  индивидуальным предпринимателям применяется  особый порядок постановки на учет в налоговом органе – эти налогоплательщики  не обязаны подавать в налоговый  орган заявление о постановке на учет и тем более лично являться для этого в налоговые органы. Постановка таких лиц осуществляется налоговыми органами на основе информации о налогоплательщиках, предоставляемой органами, осуществляющими регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет регистрацию имущества и сделок с ним, а также другими органами, предусмотренными налоговым законодательством, в уведомительном порядке. Иначе говоря, на налоговый орган возлагается также обязанность уведомить физическое лицо о постановке на учет. 
 
 
 
 
 
 
 

§3. Налоговый контроль за расходами физических лиц 

      В налоговой системе РФ налог с  физических лиц – это наиболее значительный по суммам поступлений  и кругу плательщиков.

      Введенные с 18 августа 1999 г. В текст НК РФ ст. 86.1-86.3 устанавливают порядок осуществления налогового контроля за расходами физического лица и обязанности организаций (уполномоченных лиц), связанных с проведением налогового контроля.

      Наиболее  существенным отличием налогового контроля за расходами физического лица, предусмотренного НК, по сравнению с утратившим силу Федеральным законом является то, что НК РФ не устанавливает размер расходов физических лиц, признаваемых крупными. Напомним, что в Федеральном законе минимальная сумма покупки, подлежащая государственному контролю. Составляла 1000 МРОТ. В то же время в п. 2 ст. 86.1 НК РФ исключены из сферы государственного контроля любые расходы, связанные с приобретением многолетних насаждений, а также акций и долей участия в уставных капиталах хозяйственных обществ (кроме открытых акционерных обществ) и складочных капиталах хозяйственных товариществ.

      Налоговому  контролю подлежат расходы физического  лица, который является налоговым  резидентом РФ и приобретает в  собственность имущество. Целью  данного контроля является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. Налоговый контроль производят должностные лица посредством получения информации об организаций или уполномоченных лиц, осуществляющий регистрацию имущества (ст. 861 НК РФ).

      К имуществу, расходы, на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся  следующие объекты:

    1. Недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
    2. Механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
    3. Акции открытых акционерных обществ, государственные ценные бумаги;
    4. Культурные ценности;
    5. золото в слитках (п. 2 ст. 861 НК РФ).

      Орган, который осуществляет государственную  регистрацию этого имущества  должен не позднее 15 дней направить  в налоговый орган информацию о зарегистрированных сделках.

      Для физического лица-налогоплательщика  устанавливается единственная обязанность, за исполнение которой в установленный  срок (60 календарных дней) к лицу могут быть приняты меры ответственности  в соответствии со ст. 119 НК РФ – это предоставление специальной декларации (запрос делает налоговый орган путем отправки в адрес налогоплательщика требования). Но ничто не мешает ему в данной декларации указать любые, не соответствующие действительности сведения об источниках средств, израсходованных на приобретение имущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Налоговые проверки: понятие, виды и общие правила проведения налоговых проверок

§ 1. Понятие и правила  проведения налоговых  проверок. Виды проверок.

      Для нормального функционирования налоговой системы необходимо выполнение многих условий. Одним из таких условий является эффективный налоговый контроль, который осуществляется с помощью налоговых проверок.

      Налоговая проверка – одна из наиболее ответственных  и сложных форм налогового контроля. В связи с этим НК РФ не только предоставляет налоговым органам право на проведение налоговых проверок (ст. 31), но и регламентирует их проведение в ст. 87-101.

      Общие правила проведения налоговых проверок регламентируются налоговым законодательством РФ, в соответствии с которым проверка может быть проведена как у юридического, так и у физического лица (ПБОЮЛ), а также у плательщиков сборов налогового агента.

      Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой  администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.

      Общие правила проведения проверок:

  • Проверкой охватываются три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки (ч. 1 ст. 87 НК РФ);

    Буквальное толкование данной нормы ставит под сомнение возможность проведения проверок истекших налоговых периодов текущего календарного года, а также проведения первых налоговых проверок новых налогоплательщиков до истечения трех календарных лет их деятельности.

      По-видимому, данную норму следует толковать  расширительно в корреспонденции  со ст. 88 и 89 НК РФ (как норму, устанавливающую  нижнюю границу «глубины» налоговых  проверок). Буквальное толкование ст. 87 НК РФ приведет к принципиальной невозможности  проведения камеральных проверок налоговых деклараций и истекших налоговых периодов текущего календарного года, для которых ст. 88 НК РФ установлен срок – в течение трех месяцев со дня предоставления декларации и документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты налога.

      Часть 1 ст. 87 НК РФ приводит к выводу, что  указанной нормой установлен нижний предел срока, охватываемого налоговой  проверкой, который не должен выходить за первое января третьего года, предшествовавшего  году проведения проверки. Именно такую смысловую нагрузку несет рассматриваемая норма при ее толковании в системной связи с другими нормами НК РФ, в том числе ст. 88 и 89.

      При разрешении конкретных споров арбитражные  суды указывают. Что ч. 1 ст. 87 НК РФ не регламентирует вопрос о порядке и сроках проведения проверок текущего календарного года, а имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой. Запрета на исключение в проверяемый период отдельных периодов календарного года, в котором проводится проверка (т.е. текущего года), спорная норма не содержит7. Необходимо отметить, что названный поход с начала практического применения НК РФ не был разрешен в названном смысле. Первоначально его практическое применение сводилось к тому, что налоговые органы не могли проводить проверки текущего года проведения проверки. В настоящее время существует разъяснение по названной проблеме ВАС РФ.

      Таким образом, налоговой проверкой может быть охвачено не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, то есть проводится встречная проверка.

      Налоговым кодексом Российской Федерации запрещено проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, которые подлежат уплате или были уплачены налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период. Но есть и исключения: повторная проверка проводится в случае реорганизации или ликвидации организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании их мотивированного постановления.

      Арбитражная практика дает разъяснения, при применении данной нормы следует учитывать, что в силу подпункта 5 п. 2 ст. 36 НК РФ при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, органы налоговой полиции полномочны производить проверки в соответствии с законодательством РФ. Такие проверки, которые включают в себя проверку документов по уплате налогов, получению налогоплательщиком доходов и произведенных расходов, органы налоговой полиции органы налоговой полиции имеют право проводить в соответствии с действующим законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

  • При проведении налоговых проверок налоговыми органами может быть проведена встречная налоговая проверка, которая осуществляется в случаях, если возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, и заключается в истребовании у таких лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого лица (ч. 2 ст. 87 НК РФ).

      Непредставление по требованию (запросу) налогового органа документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика  сбора), признается налоговым правонарушением  и влечет ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ или п. 3 данной статьи, если деяние совершается физическим лицом.

      Основание для проведения встречной проверки является необходимость получения  информации налогоплательщика, имеющего хозяйственные связи с предприятием, которому адресовано требование. Получение такой информации необходимо, к примеру, для установления достоверности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах налогоплательщика либо в случае отсутствия у него документов. Данная проверка не связана с контролем за правильностью исчисления и полнотой и своевременностью уплаты налогов (сборов) организации, у которого запрашиваются такие сведения.

      Следовательно, при проведении встречной налоговой  проверки должны запрашиваться только документы, которые имеют отношение к проверке налогоплательщика. Таким образом, состав правонарушения, предусмотренный п. 2 ст. 126 НК РФ имеется в том случае, когда организация отказалась представить сведения о третьем лице, а не о себе самом8. 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Виды налоговых проверок 

      НК  РФ предусматривает проведение налоговыми органами двух видов налоговых проверок: камеральных и выездных, которые  различаются по месту и методу проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Основные отличительные черты двух видов налоговых проверок приведены в таблице 1.

  Камеральная налоговая проверка Выездная  налоговая проверка
1 Субъект Территориальные налоговые органы Налоговые органы всех уровней
2 Объект Совокупность  финансово-хозяйственных операций только за отчетный период Совокупность  финансово-хозяйственных операций за весь проверяемый период, но не более  трех лет, предшествовавших проведению проверки
3 Основания  для проведения Специального решения не требуется Решение руководителя налогового органа
4 Периодичность Регулярно с  периодичностью представления отчетности Выборочно по мере необходимости
5 Место  проведения Место нахождения налогового органа Место нахождения налогоплательщика
6 Категории проверяемых налогоплательщиков Все налогоплательщики Юридические лица и индивидуальные предприниматели
7 Используемые  мероприятия Мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщиков Любые установленные  НК РФ мероприятия

Информация о работе Налоговый контроль