Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ теоретические основы налогового контроля и его практическое применение. Особое внимание следует уделить учету налогоплательщиков налоговому контролю за расходами физического лица, действующих в настоящее время в России. При написании данной работы основной упор в ней сделан на одну из основных форм налогового контроля, налоговые проверки, а именно камеральные и выездные, именно они наиболее часто встречаются в практике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Понятие и основные элементы налогового контроля………. 6
§ 1. Методы и формы налогового контроля……………………… 9
§ 2. Понятие, основные элементы и виды учета налогоплательщиков……………………………………………………..
13
Глава 2. Порядок проведения учета организаций и физических лиц... 16
§ 1. Порядок проведения учета организаций………………………….. 17
§ 2. Порядок проведения учета физических лиц……………………… 18
§ 3. Налоговый контроль за расходами физического лица………….... 20
Глава 3. Налоговые проверки: понятия, виды и общие правила проведения налоговых проверок………………………………………..
22
§ 1. Понятия и правила проведения налоговых проверок…………… 22
§ 2. Виды налоговых проверок………………………………………… 26
Заключение ……………………………………………………………… 47
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

      Налоговые проверки могут проводиться налоговыми органами (или иными органами, правомочными проводить такие проверки, в силу предписаний НК РФ), которые подразделяются на камеральные и выездные.

      Налоговый контроль осуществляется непосредственно лицами, имеющими прямое отношение к налоговым органам, то есть должностными лицами.

      Особо следует обратить внимание на такую  форму налогового контроля, как проверка данных учета и отчетности. Анализ этой формы в совокупности с другими  положениями НК РФ не позволяет четко  разграничить данную форму налогового контроля и налоговые проверки. Правоприменительная практика также не разделяет указанные действия. В связи с эти выделение законодателем проверки данных учета и отчетности в самостоятельную форму налогового контроля представляется не вполне обоснованным.

      Должностные лица налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки имеют право проводить осмотр территорий, помещений, проверку документов и предметов налогоплательщика. Возможностей для осмотра территорий, помещений, проверки документов и предметов плательщика сбора или налогового агента не предусматривается.

      Осмотр  территорий, помещений, проверка документов и предметов налогоплательщика  должностным лицом налогового органа, проходящего выездную налоговую  проверку - это комплекс процессуальных действий имеющих целью выяснение обстоятельств. Значимых для полноты проводимой налоговой проверки.

      Среди основных задач осмотра можно  выделить следующие: обнаружение фактов налогового правонарушения; обнаружение  объектов. Прямо или косвенно свидетельствующих  о факте налогового правонарушения; обнаружение иных фактов или обстоятельств, которые могут иметь значение для производства налогового контроля.

      Значимость  данного процессуального действия заключается в том, что при  его проведении возможно получение  данных, которые не могут быть выяснены посредством совершения других действий налогового контроля. Результатом совершения названного действия получение данных, которые позволяют должностному лицу налогового органа непосредственно сделать выводы или инициировать другие действия налогового контроля (например, проведение экспертизы).

      Обязательным  условием проведения осмотра является присутствие при нем понятых, а также составление протокола. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. При проведении осмотра в праве присутствовать проверяемое лицо, а также специалисты. Протокол составляется на русском языке.

Другие  формы

      К иным формам налогового контроля следует  отнести в первую очередь налоговый  контроль за расходами физического  лица.

      Контроль  за соответствием расходов физических лиц их доходам представляет собой контроль за полнотой уплаты налогов физическими лицами путем сопоставления данных об их доходах, указанных в представленных в налоговые органы декларациях, с данными о фактически произведенных ими расходах. По сути, данный контроль представляет не что иное, как камеральную проверку деклараций о доходах физических лиц, но в силу ряда специфических особенностей мы выделяем его в самостоятельную форму налогового контроля. Требующего соответствующего законодательного  и организационного обеспечения.2

      В соответствии с п. 4 ст. 82 НК РФ при  осуществлении налогового контроля категорически запрещается распространение и разглашение любой информации, касающейся деятельности налогоплательщиков, плательщика сборов или налоговых агентов.

      Запрет  на сбор (получение), хранение, использование  и распространение информации ограничено вписывается в принцип допустимости доказательств, закрепленный в Конституции  РФ, а также в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном и арбитражном процессуальном законодательстве. Суд и следствие, оценивая доказательства, имеют четкий критерий их допустимости: наличие (отсутствие) нарушений федерального запрета при получении доказательств. Установление законодателем подобного запрета в отношении достаточно расплывчатого принципа сохранности информации неминуемо породит споры вокруг различного понимания сути данного принципа, что в свою очередь, поставит серьезные проблемы перед следствием и (или) судом, усилит влияние субъективного фактора при вынесении судебных актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Понятие, основные элементы и виды учета налогоплательщика 

      В Налоговом кодексе РФ впервые представлены системой общие положения учета налогоплательщиков. Учет налогоплательщика является той основой, на которой начинают строиться отношения между налогоплательщиком и налоговыми органами, так как без постановки на учет, т.е. при отсутствии в налоговых органах необходимой информации о налогоплательщике, они не могут осуществить контрольные мероприятия в отношении налогоплательщика мероприятия и, соответственно, привлечь налогоплательщика к ответственности. Итак, налоговые органы для проведения налоговых проверок получают следующую информацию: адрес проживания налогоплательщика (фактический), юридический адрес организации-налогоплательщика, информация о руководстве и организационно-правовой форме предприятия и т.д.

      Учет  налогоплательщиков это такой комплекс мероприятий, который осуществляют налоговые органы с целью регистрации всех налогоплательщиков в налоговых органах и ведении сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

      Следует учесть, что учету подлежат только налогоплательщики и налоговые агенты. Плательщики сборов освобождаются от регистрации в налоговом органе, в силу того, что они не являются самостоятельными налогоплательщиками.

      При проведении налогового учета налоговые  органы должны применять в работе следующие принципы:

    1. Принцип единства налогового учета на всей территории России;
    2. Принцип множественности налогового учета;
    3. Принцип «территориальности» налогового учета;
    4. Заявительный принцип налогового учета;
    5. Соблюдение налоговой тайны в отношении сведений, получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за исключением сведений об ИНН);
    6. Всеобщность налогового учета.

      Учет  налогоплательщиков можно разделить  на виды в зависимости от объектов учета:

- Учет  организаций;

- Учет  физических лиц.

Основные  составляющие элементы учета налогоплательщиков:

  1. Субъекты учета;
  2. Объекты учета;
  3. Основания учета;
  4. Место постановки на учет налогоплательщиков;
  5. Порядок и сроки постановки на учет, переучет и снятие с учета;
  6. Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщика.

      Субъектами учета являются налоговые органы, наделенные соответствующими полномочиями в отношении налогоплательщиков (ст. 83, 84 НК РФ).

      Помимо  налоговых органов. Существуют таможенные, которые в пределах своей компетенции  осуществляют налоговый контроль, также как и налоговые органы. Следует отметить, что таможенные органы по закону не наделены полномочиями проводить налоговый учет.

      Объектом  учета являются определенные действия организаций и физических лиц по предоставлению необходимой информации, которая нужна для постановки на налоговый учет, а также переучет и снятие с налогового учета. Кроме этого информация, представленная налогоплательщиком в налоговый орган необходима для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков.3

      Существует  очень много оснований для  учета налогоплательщиков. Среди  них основными являются: регистрация по месту жительства физических лиц, государственная регистрация юридических лиц, создание филиалов, представительств, обособленных подразделений, выдача лицензий физическим лицам на право частной деятельности, рождение физического лица и так далее.

    Основаниями для переучета и снятия с учета  налогоплательщика являются ликвидация или банкротство организации, ликвидация обособленных подразделений и представительств, прекращение действия лицензии на право  заниматься частной деятельностью, утрата права собственности на недвижимость, транспортные средства, подлежащие налогообложению, ликвидация статуса ПБОЮЛ, изменение юридического адреса и т.д. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 2. Порядок проведения учета организаций и физических лиц 

      Порядок проведения учета налогоплательщиков представляет собой последовательные действия налоговых органов, установленные налоговым законодательством по осуществлению операций. Связанных с регистрацией перерегистрацией или снятии с учета налогоплательщиков 

Порядок проведения учета налогоплательщиков состоит из следующих частей: постановка на учет, переучет, снятие с учета налогоплательщика.

      Порядок проведения учета налогоплательщиков включает в себя место осуществления учета; сроки осуществления учета; перечень и формы документов, которые предоставляются для учета налогоплательщиков и так далее.

      В соответствии с налоговым законодательством  РФ, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, связанных с уплатой конкретного налога Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в налоговые органы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Порядок проведения учета организаций 

      Организации, как и физические лица должны встать на учет в налоговых органах по месту их регистрации, по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств которые принадлежат организации на праве собственности подлежат налогообложению по месту нахождения его обособленных подразделений. Данная норма установлена налоговым законодательством РФ.

      Если  организация и ее обособленные подразделения находятся на территории РФ, то постановка на учет в налоговом органе производится по месту нахождения самой организации, а также по месту нахождения всех обособленных подразделений и принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, которые подлежат налогообложению. Налоговый кодекс РФ обязывает организации-налогоплательщика в письменной форме сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, которые созданы на территории России. Срок подачи – 1 месяц со дня создания филиала или подразделения.

      Заявление организации о постановке на налоговый  учет недвижимости или транспорта подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в срок, установленный Налоговым кодексом РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Порядок проведения учета физических лиц 

      Физические  лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями  без образования юридического лица; занимающиеся частной практикой  и имеющие лицензию, а также  иные физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства или по месту нахождения недвижимости и транспорта, которые принадлежат им на праве собственности и подлежат налогообложению.

      Место жительства физического лица – это то место, где указанное лицо преимущественно проживает4. В настоящее время институт прописки отменен и введена регистрация физических лиц по месту жительства5

      Основным  недостатком является неурегулированность  вопроса, связанного с учетом физических лиц, которые занимаются предпринимательством вне места жительства. Разделение в законодательстве понятий «место жительства» («место регистрации» и «место осуществления деятельности» («место реализации товаров, работ, услуг») позволяют привлекать к налогообложению физических лиц, осуществляющих деятельность (реализацию товаров, работ, услуг) вне места жительства (регистрации) на территории субъектов РФ с менее благоприятным налоговым климатом6. Наиболее типичный пример – взимание налога с продаж физических лиц, зарегистрированных в Ленинградской области (где налог с продаж не введен) и реализующих товары, работы, услуги в Санкт-Петербурге (где налог с продаж взимается с 1 января 1999 г.). Однако отражение учета уплаченных (взысканных) сумм налога связано для налоговых органов с определением сложности, поскольку платежи поступают от лиц, не состоящих на налоговом учете и не представляющих налоговые декларации (силу подп. 4 п.1 ст. 23 НК РФ налоговые декларации представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета).

Информация о работе Налоговый контроль