Государственный финансовый контроль в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7
Сущности финансового контроля его значения…………………...7
Развитие финансового контроля в России………………………....8
Органы финансового контроля их задачи и функции……………12
2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23
2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23
2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26
2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля
в России………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая работа финансы Регина.docx

— 80.88 Кб (Скачать)

  - управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

        - законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством Российской Федерации от иностранных государств и финансовых организаций;

- эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;

- предоставлением государственных кредитов, а также средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Средства на содержание Счетной  палаты предусматриваются в федеральном  бюджете отдельной строкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Использование зарубежного опыта организации финансового контроля в России.

Россия стремится к интеграции в мировое экономическое и  правовое сообщество, и очевидно, что  система финансового контроля должна соответствовать положениям Лимской декларации о руководящих принципах контроля, принятой еще в 1977г. IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Кроме того, Декларация XX Конгресса ИНТОСАИ также призывает всех членов Международной организации высших органов финансового контроля использовать стандарты ИНТОСАИ в качестве основы при разработке собственных стандартов. Именно из этого необходимо исходить при любом законодательном реформировании финансового контроля.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития России требует дальнейшего  углубления реформ на уровне отдельных  направлений государственной политики. Реформа государственного и муниципального финансового контроля, новый виток  которой наблюдаем в настоящее  время, в свою очередь, должна стать  одной из наиболее важных составляющих в комплексе российских экономических  реформ.

Контроль государства в сфере  управления финансами — один из наиболее действенных инструментов, в рыночных отношениях обеспечивающий эффективность управления государственными финансовыми ресурсами. Ответы на современные  вопросы, связанные с необходимостью реформирования модели государственного финансового контроля, Россия должна искать, опираясь, в том числе  и на опыт организации финансового  контроля в других странах в целях  использования их положительного опыта  в данной сфере.

Во всех странах с устоявшимися демократическими формами управления и с развитой рыночной экономикой действует эффективная система  государственных контрольно-ревизионных органов — парламентских и правительственных.

Организация контроля рассматривается  не как самоцель, а как неотъемлемая часть управления общественными  финансами и материальными ресурсами. Исполнение государственного бюджета  охватывает все фазы бюджетного процесса от планирования бюджета, осуществления  расходов и получения доходов  через ведомства и учреждения исполнительной власти (включая органы внутриведомственного контроля) до внешнего государственного финансового контроля со стороны высшего органа финансового  контроля (ВОФК).

Опыт стран с развитой экономикой, имеющих давние традиции государственного финансового контроля (Франция, Германия, Великобритания, Австрия, США, Япония) свидетельствует о том, что структурная  организация органов финансового  контроля обусловлена прежде всего разграничением объектов контроля и необходимостью создания архитектуры горизонтальных и вертикальных властных отношений на основе четкого разграничения контрольных полномочий.

Общепринятыми функциями органов  государственного финансового контроля (ГФК) в зарубежных странах являются:

- контроль доходных источников бюджета;

- контроль за бюджетными расходами;

- контроль за эффективностью и законностью использования налоговых льгот;

- анализ разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов на предмет их соответствия бюджетному законодательству.

При этом общая тенденция в модернизации функционала контрольно-ревизионных  органов — повышение эффективности  «управления публичными финансами» (Франция, Австрия, Бельгия, Швеция, Румыния  и др.). Следствием роста авторитета ВОФК являются повышение ответственности  и усложнение их профессиональных задач.

Финансовый контроль в государственном  и муниципальном секторах в зарубежных странах выстраивается по различным  моделям, но в целом для развития этой системы характерна тенденция  децентрализации и выделения  аудита или его элементов в  самостоятельное направление контрольной  деятельности, в процессе осуществления  которой определяются эффективность  деятельности органов власти по сбору, надлежащему распределению доходов  и расходования средств бюджетов, выполнению принятых решений и положений  соответствующих законодательных актов.

Совершенствование системы внутреннего  финансового контроля содействует  более широкому использованию его  результатов в работе ВОФК. Представляется, что данный опыт необходимо учесть в России и наделить орган, которому будут предоставлены полномочия ВОФК, правом разработки методологии  качества внутренних проверок в правительственных  министерствах и ведомствах.

Основными формами и методами осуществления  финансового контроля сегодня являются проверки и ревизии, особое внимание при проведении которых уделяется  целесообразности и экономической  эффективности затрат. На основе анализа  финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов вырабатываются конструктивные предложения и рекомендации по сокращению нерациональных расходов.

В Лимской декларации 1977 г. в ст. 1 справедливо подчеркнуто, что контроль — это не самоцель, а неотъемлемая часть общегосударственной системы регулирования общественных отношений, вскрывающая допущенные отклонения от принятых стандартов и имевшие место нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять соответствующие корректирующие меры3.

Однако сегодня Счетная палата РФ, как и многие ВОФК других стран, не выполняет предупредительно-профилактических функций, а выступает «регистратором»  нарушений бюджетного законодательства (информирует правоохранительные органы о допущенных нарушениях).

Сегодня в свете реформы государственного и муниципального финансового контроля в России одной из сложнейших проблем  является проблема контроля за деятельностью  ВОФК, «поскольку орган, осуществляющий контрольные функции, не может, во-первых, оставаться бесконтрольным со стороны  иных государственных органов и  должностных лиц, во-вторых, должен взаимодействовать с другими  органами и должностными лицами, осуществляющими контрольные функции».

Бюджетная независимость должна уравновешиваться прозрачностью в деятельности органов  внешнего аудита. Для обеспечения  дальнейшего укрепления независимости  Счетной палаты РФ целесообразно  рассмотреть возможность создания в структуре аппарата Государственной  Думы комиссии для оценки и утверждения  ежегодного бюджета Счетной палаты и определить независимый орган  для проведения аудита самой Счетной  палаты РФ.

Проведенный анализ свидетельствует, с одной стороны, о наличии  различных форм осуществления контроля (внешний и внутренний /внутриведомственный), а с другой — о единстве и общности объекта и содержания форм и методов осуществления финансового контроля. В подобных условиях организации контроля коммуникативная функция становится базовой для проявления производных функций государственного финансового контроля — превентивной и аналитической. Контроль, осуществляемый подведомственными Министерству финансов РФ исполнительными органами в отношении распорядителей и получателей федеральных бюджетных средств, по своему содержанию можно определить как внешний.

Критический анализ зарубежных моделей  организации финансового контроля позволяет сделать вывод:

- о наличии единых задач и общих принципов в организации работы органов контроля с учетом национальных особенностей, экономических условий и исторического развития;

- об отсутствии единого подхода к проблемам организации и проведения аудита государственных финансов в современном мире.

 

Таким образом, основными императивами при проведении модернизации отечественной  системы государственного и муниципального контроля должны стать положительные  моменты зарубежного опыта, а  именно:

- контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов при расходовании бюджетных средств и использовании государственной (муниципальной) собственности. Поэтому необходимо кардинально изменить подходы к осуществлению государственного и муниципального контроля. Его содержание должно состоять не только в фиксации факта расходования средств, но и в подтверждении достижения эффекта, на который рассчитывали при выделении финансирования;

- расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень финансовой дисциплины;

- независимость, информационная открытость (в пределах, не составляющих материалы ДСП), эффективность, качество в работе контрольных органов, четкое разграничение полномочий и ответственности органов государственного и муниципального контроля, устранение параллелизма и дублирования в их работе.

В целом необходимо признать, что, невзирая на пробелы и недостатки, отечественная система государственного и муниципального финансового контроля развивается в направлении, соответствующем  международной практике.

Адаптация положительного мирового опыта  функционирования системы государственного финансового контроля позволит значительно  повысить результативность контрольной  работы, создать более мощный инструмент обеспечения государства и общества качественной, независимой информацией, необходимой для повышения эффективности  государственного управления и принятия важнейших управленческих решений  на всех уровнях управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Автономов А.С. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран. [Текст] : учебник / Автономов А.С. - M.: TK Велби, изд-во «Проспект», 2007.

2. Брайчева Т.В. Государственные финансы. [Текст] : учебник / Брайчева Т.В- СПб: Питер, 2009.

3. Бромхед П. Эволюция Британской Конституции. [Текст] : учебник / Бромхед П. -М, 1978.

4. Тосунян Г.А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. [Текст] : учебник / Тосунян Г.А. -М, «Дело», 2007.

5.  Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. [Текст] : учеб. пособие. / Рудый К.В. - М.: Новое знание, 2003. – 301 с.

6. Маренков Н.Л. Ревизия и контроль. [Текст] : учеб. пособие. / Маренков Н.Л. - М.: Феникс, 2008

7. Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. [Текст] : учеб. пособие. /  Петрунина О.Е. - М.: Аспект Пресс, 2008.

8. Поляк Г.Б. Финансовый контроль. [Текст] : учеб. пособие. / Поляк Г.Б.- М.: ЮНИТИ, 2007.

9. Рассолова М. М. Финансовое право. [Текст] : учебник / Рассолова М. М. -Москва, 2009.

10.     Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран. [Текст] : учеб. пособие. / Рудый К.В.- М.: Новое знание, 2003. – 301 с.

11.     Соменков А.Д. Бюджетный контроль в зарубежных странах. В трех книгах [Текст] : учеб. пособие. / Соменков А.Д. – М., 1999 г.

12. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. [Текст] : учебник / Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. - ЮНИТИ, Москва, 2008.

13. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль. [Текст] : учеб. пособие. / Родионова В.М., Шлейников В.И.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008.

14. Дробозиной Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. [Текст] : Учебник под ред. Дробозиной Л.А. – Москва, «Финансы», 2008.

15. Миляков Н. В. Финансы. [Текст] : Курс лекций / Миляков Н. В. – Москва, «Инфра-М», 2008.

16.     Прокофьев С.Е. Бюджетное администрирование в Германии. / [Текст] // Финансы, 2002 г., № 9.

17. Бурмистров А. С. Государственный контроль финансов — проблемы правового и организационного обеспечения/ [Текст] // Российская юстиция. 2010. № 6. С. 2—3.

18. Васильева М. В. Особенности контрольно-счетных систем зарубежных стран и опыт их интеграции / [Текст] // Финансы и кредит. 2009. № 6 (343). С. 70—80.

19. Лимская декларация «О руководящих принципах финансового контроля».

20. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.11.2010 № 1996-р). См. также: проект федерального закона № 806847-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части усиления контроля и надзора за использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; проект федерального закона № 64776-5 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»; проект федерального закона № 433144-5 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

 

 

 

 


Информация о работе Государственный финансовый контроль в зарубежных странах