Государственный финансовый контроль в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7
Сущности финансового контроля его значения…………………...7
Развитие финансового контроля в России………………………....8
Органы финансового контроля их задачи и функции……………12
2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23
2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23
2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26
2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля
в России………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая работа финансы Регина.docx

— 80.88 Кб (Скачать)

К числу основных факторов, влияющих на эффективность контроля могут быть отнесены:

- наличие обширной законодательной и нормативной базы;

- информационное обеспечение, отвечающее аналитическим целям   контроля;

- широкая гласность принятия решений и исполнения бюджета;

- наличие высокоспециализированного персонала.

Контроль за исполнением бюджета во Франции осуществляется согласно двум принципам:

- разделение административных и счетных функций во избежание возможности злоупотреблений, т.е. между администраторами - распорядителями кредитов и теми, кто реализует действия по совершению конкретных платежных операций;

- обеспечение тройного контроля - системы блокировок неэффективного использования бюджетных средств, включающей финансовый контроль, контроль юридического характера, политический контроль парламента. В соответствии с этими принципами различают контроль административного и счетного исполнения бюджета. Контроль административного исполнения бюджета в свою очередь состоит из административного, судебного и парламентского.

Главная задача административного  контроля заключается в осуществлении  предварительного контроля проекта  по расходам: законности документации, точности процедуры получения кредитов, правильности классификации статей целевого назначения расходов, четкого  соблюдения правил государственного учета  и отчетности. Контроль ведется независимыми представителями бюджетного управления министерства бюджета, и бухгалтерами - представителями управления национального  счетоводства.

Счетный контроль проводится Счетной палатой. Если в ходе контроля аудиторы Счетной палаты установят  факты, служащие основанием для уголовного дела, генеральный прокурор счетной  палаты информирует об этом соответствующего министра, министра юстиции, министра бюджета.

Парламентский контроль осуществляется через посредство парламентских  комиссий по расследованию и контролю. Контроль исполнения бюджета также делится на административный, судебный, парламентский. Административный контроль ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами, в конечном счете, подчиняются главному казначею. Во Франции действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой корпорацию финансовых инспекторов - контролеров, связанную с кабинетом министра бюджета, но не входящую ни в одно из управлений этого министерства.

Судебный контроль осуществляется счетной палатой, которая проверяет  состояние учета и отчетности в той или иной организации, ведущей бюджетные счета и выносит решения о нем. Юрисдикция Счетной палаты распространяется на главные бухгалтерии основных распорядителей кредитов.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия закона об исполнении бюджета на основании  доклада Счетной палаты и общей  декларации о соответствии центральных счетов органов учета и отчетности отдельных министерств, исполнявших бюджет.

Во Франции Счетная  палата, вопреки распространенному  обычаю, является органом исполнительной власти, и при этом пользуется независимостью от правительства.

В пользу использования такого опыта в системе государственного финансового контроля в России, говорит  тот факт, что уже давно стоит  вопрос о создании органа государственного контроля, обслуживающего исполнительную власть, ее высший орган - Правительство  Российской Федерации. Получилось так, что орган государственного финансового  контроля, осуществляющий в соответствии с Конституцией контроль за исполнением федерального бюджета - Счетная палата, подотчетен только Федеральному Собранию страны.

Наряду с указанными контрольными органами, во Франции существует ряд  других специализированных государственных  учреждений с контрольными функциями: Центральная служба кредитного надзора, центр проверки балансовой отчетности, Палата бюджетной дисциплины. Таким  образом, во Франции используется целостная  система финансового контроля, охватывающая все стороны и стадии бюджетного процесса.

Создание и приспособление подобной системы контроля к условиям России - весьма сложная задача, требующая  длительного времени. Однако принципиальная необходимость использования зарубежного  опыта не вызывает сомнений.

Весьма своевременным  могло бы быть создание специализированных судебных органов для проверки балансовой отчетности административных учреждений, а также предоставление в законодательном  порядке широких судебных полномочий. Счетной палате, являющейся не только во Франции, но и во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля бюджетных средств.

В настоящее время органами государственного финансового контроля в России являются Министерство финансов, Федеральное казначейство и Счетная палата Российской Федерации. 
Принят Бюджетный кодекс. Для специалистов финансового контроля, аудиторов, бухгалтеров Бюджетный кодекс важен тем, что он непосредственно регулирует бюджетный процесс. Настоящий Кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования взаимоотношений бюджетов различных уровней, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, а также виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. 

Четко определены контрольные  функции Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства. На Минфин возложено, в частности, осуществление  контроля за соблюдением бюджетного законодательства не только распорядителями и получателями бюджетных средств, но и кредитными организациями. Принципиально и то, что в установленных Кодексом случаях Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, за получением финансовой помощи из федерального бюджета. Если субъект РФ получает помощь в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия такого бюджета проводится в обязательном порядке. Назначается ревизия и исполнение бюджета субъекта Федерации переходит под контроль Минфина и в случаях, когда субъект не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств. Наиболее интересными, с точки зрения бюджетных учреждений, являются статьи Кодекса, касающиеся непосредственно бюджетных учреждений. Согласно Кодексу, бюджетное учреждение - организация, созданная государственными органами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических, или иных функций некоммерческого характера, содержание которого финансируется из соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда) на основе сметы доходов и расходов. 
 
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной (муниципальной) собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. 
 
Бюджетное учреждение осуществляет использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, осуществляет использование бюджетных средств исключительно через лицевые счета бюджетных организаций, которые ведутся Казначейством Российской Федерации. 
 
К основным правам бюджетополучателей относятся: 
        - право своевременно получать и пользоваться бюджетными средствами согласно утвержденному в перечне бюджетных расходов размеру с учетом сокращения и индексации;

         - право на своевременное информирование об утвержденном размере причитающихся им бюджетных средств;

- право на возмещение реального ущерба, причиненного неполным либо несвоевременным финансированием. Получение упущенной выгоды за счет бюджета не допускается.

Бюджетополучатели обязаны: 
          - своевременно подавать бюджетную заявку или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

- эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

- своевременно и в полном объеме вернуть бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

- своевременно и в полном объеме внести плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

- своевременно представить отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

 
         Понятие целевого назначения бюджетных средств получило в Кодексе предметную расшифровку в виде перечня расходов бюджетного учреждения и прямого запрета расходовать эти средства на иные цели. При этом все закупки товаров, работ и услуг бюджетными учреждениями на сумму 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов с обязательным ведением реестров закупок. 

Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства: 
              - предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджета;

    - блокировка расходов;

- изъятие бюджетных средств;

- приостановление операций по счетам в банках;

- наложение штрафа;

- начисление пени;

- иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Согласно Кодексу, органы государственного и муниципального финансового контроля признаются полноправными  участниками бюджетного процесса. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. 
 
           В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате РФ», другими законами Российской Федерации.

 

Задачами Счетной палаты являются: 
         - организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Феде-рации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются на все государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, или управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в  части, связанной с получением, перечислением  или использованием ими средств  федерального бюджета, использованием федеральной собственности и  управлением ею, а также в части  предоставленных федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. 
           Отказ или уклонение должностных лиц указанных органов, предприятий, учреждений и организаций от своевременного представления необходимой информации или документации по требованию Счетной палаты, а также предоставление ложной информации влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения закона, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. 
              Счетная палата также осуществляет контроль за: 
             

Информация о работе Государственный финансовый контроль в зарубежных странах