Государственный финансовый контроль в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7
Сущности финансового контроля его значения…………………...7
Развитие финансового контроля в России………………………....8
Органы финансового контроля их задачи и функции……………12
2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23
2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23
2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26
2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля
в России………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая работа финансы Регина.docx

— 80.88 Кб (Скачать)

Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетногокомитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях  ниот Правительства РФ, ни от администрации  Президента РФ. В настоящее времяосновная  часть его функций передана Комитету Государственной Думы побюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которогопроводят экспертно-аналитические работы по всем финансовым вопросам. Так,подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другиеподкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений соответственно повопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

Особое место в системе  финансового контроля со стороны  органов представительнойвласти принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяетсяФедеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от ПравительстваРФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля,наделенный широкими полномочиями и -подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфераполномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности и расходованияфедеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица —государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фондыи ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, атакже другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации —в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средствфедерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральнойсобственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот,предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной палатыРФ поставлены следующие задачи:

- организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочениюбюджетного процесса;

- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных

- средств, в том-числе предоставленных на возвратной основе, и использованияфедеральной собственности;

- определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета ивнебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия

федеральных законов для  бюджета; контроль поступления и  движения бюджетныхсредств на счетах банков;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации оходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления в федеральный бюджетденежных средств от приватизации государственной собственности, продажи иуправления ею. Счетная палата обязана также контролировать состояниегосударственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельностьЦентрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективностьиспользования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займови на безвозмездной основе иностранным государствам и международныморганизациям.

 

Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематическиепроверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, втом числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства ибесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителюпроверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно бытьрассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушенийзаконности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или принесоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты онаимеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случаеесли предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию сГосударственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых,платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание можетбыть обжаловано в судебном порядке.

По закону деятельность Счетной  палаты является гласной: результаты должныосвещаться в средствах массовой информации.

Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписанияфедеральных законов;назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представленияГосударственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателяЦентрального банка.

Определенные функции  финансового контроля выполняет Главное контрольноеуправление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. Какструктурное подразделение Администрации Президента оно подчиняетсянепосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органамиисполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органовконтроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделенийАдминистрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителейгосударственных органов, организаций и предприятий (независимо от формысобственности) представления документов, материалов и любой информации,необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов ипредставителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрениеПрезидента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлятьпредписания об устранении финансовых нарушений, которые должны бытьрассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применятькакие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контрольнепосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют иконтролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в томчисле финансовых.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О СоветеМинистров — Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролируетпроцесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единойполитики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует ирегулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляетдеятельность подведомственных ему органов финансового контроля. ПравительствомРФ утверждены положения «О Министерстве финансов» (на основании Положения от 6марта 1998 г.), «О Казначействе» (на основании Постановления от 27 августа 1993г.). При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе  финансового контроля со стороны  Правительства РФзанимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не толькоразрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ееосуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной формеконтролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовыйконтроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление ирасходование бюджетных средств и средств федеральных вне бюджетных фондов;участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление ииспользование государственных инвестиций, выделяемых на основе решенийправительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федеральногобюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконногорасходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчётности;взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, сналожением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются нафинансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФпредусматривает финансовую самостоятельность  субъектов Федерации и органовместного  самоуправления. Они сами несут ответственность  за формирование ииспользование своих  бюджетов и внебюджетных фондов.

 

Оперативный  контроль  использования государственных средств

осуществляет действующий  в рамках Минфина Департамент государственногофинансового контроля и аудита, а также органы Федеральногоказначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина  РФ,созданный Постановлением Правительства  РФ от 6 марта 1998 г., являетсяпреемником Контрольно-ревизионного управления Минфина  РФ. Департамент и еготерриториальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии итематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использованиясредств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиямправоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектовРФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственнуюбюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономногоиспользования  государственных средств.

На него возложены следующие  задачи:

- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе егоисполнения;

- контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшиморганам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовыхоперациях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

- контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего ивнутреннего долга РФ;

- контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовыхотношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют  право производить проверки различных  денежныхдокументов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятияхвсех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  ивнебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Ониимеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядкегосударственных средств, с наложениемштрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка России, атакже налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данномбанке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства  РФ переход на казначейскую систему  исполненияфедерального бюджета, который  должен закончиться в 1999 г., призванзначительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в частифедерального  бюджета.Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезнойадминистративной или уголовной ответственности за нецелевое использованиебюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственногофинансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные пофактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведеныдо суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «ОГосударственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующиесанкции и механизм их применения.

 

Финансовый контроль со стороны специализированных органов. Помиморассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует рядспециализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которыхявляется конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства  при переходе к рыночнойэкономике  стало необходимым выделение  органов налоговой службы в особуюсистему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системыконтроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления,полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральнуюналоговую службу, а также  государственные налоговые инспекции  в субъектах РФи органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские ирайонные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляютнепосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В своюочередь Федеральное налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящихналоговых органов Координирует взаимодействие органов налоговой службы сдругими контролирующими и правоохранительными органами.

Налоговые органы имеют право  в соответствии с налоговым законодательствомпроверять любые денежные документы у юридических  и физических лиц, включаясовместные  предприятия, иностранных граждан  и лиц без гражданства; получатьот них необходимые справки; и сведения (за исключением составляющихкоммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектаминалогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследоватьлюбые используемые для  извлечения доходов производственные, складские иторговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношениидолжностных лиц и граждан, включая изъятие  соответствующих документов иприостановление операций по счетам в банках. Налоговые  инспекции также имеютправо наложения  административных штрафов и принудительного  взыскания недоимокпо налогам в  бюджет.

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственнойдисциплины  в области налоговой дисциплины созданы органы налоговой полиции,ее территориальные и местные подразделения.

          Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:

- выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений;

- защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при

исполнении ими служебных обязанностей;

Информация о работе Государственный финансовый контроль в зарубежных странах