Государственный финансовый контроль в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с применением специфических форм и методов.
Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...5
1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7
Сущности финансового контроля его значения…………………...7
Развитие финансового контроля в России………………………....8
Органы финансового контроля их задачи и функции……………12
2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23
2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23
2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26
2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28
3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля
в России………………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………...45

Файлы: 1 файл

курсовая работа финансы Регина.docx

— 80.88 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...5

1 Теоретические основы государственного финансового контроля………7

    1. Сущности финансового контроля его значения…………………...7
    2. Развитие финансового контроля в России………………………....8
    3. Органы финансового контроля их задачи и функции……………12

2 Анализ организации финансового контроля в зарубежных странах…23

        2.1 Финансовый контроль Германии………………………………….23

        2.2 Финансовый контроль Испании……………………………………26

       2.3 Финансовый контроль Франции…………………………………...28

3 Использование зарубежного опыта организации финансового контроля

в   России………………………………………………………………………..39

Список используемой литературы…………………………………………...45

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними вопросов с  применением специфических форм и методов.

Государственный финансовый контроль — контроль законодательных и  исполнительных органов власти, а  также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических  субъектов с применением особых методов. Он включает в себя контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования бюджетных средств, оценку экономической эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

    Государственный финансовый контроль используется всеми странами (даже с самой развитой рыночной экономикой) в той мере, в какой это диктуется их политическими и экономическими задачами. Мало того, в условиях рыночной экономики финансовые аспекты деятельности государства не только не упрощаются, а наоборот усложняются. В том числе и в связи с активным привлечением к удовлетворению общественных нужд коммерческих структур, использованием так называемых уполномоченных коммерческих банков и инфраструктуры других финансово-кредитных учреждений для обслуживания государственных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Ведь рыночные отношения не отменяют необходимости принятия мер по устранению недостатков и предупреждению финансовых нарушений. Для чего необходимо систематически проводить ревизии или проверки финансовой деятельности органов государственной  власти, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, которые используют государственную собственность, расходуют  бюджетные средства, пользуются налоговыми льготами или уплачивают налоги в  государственный бюджет. Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами  порядке всей системой органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов  и граждан.

Именно этим и объясняется  актуальность данной работы. Цель работы – рассмотреть систему государственного финансового контроля на примере Германии, Испании и Франции. Выявить, как финансовый контроль в зарубежных странах применяется в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы государственного финансового контроля.

    1. Сущности финансового контроля его значения.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль включает в  себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов. 
 
           Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового  контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и  его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы. 
 
         Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. 
 
        Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

    1. Развитие финансового контроля в России.

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов - Русской Правде (11век). Именно в этом документе в ст. 35,36.37 закреплялось право высшего  должностного лица - князя на денежный контроль. В целом нормы Русской  Правды были направлены на обеспечение  справедливого по тем временам баланса  между общинами и государством. Созданный  Владимиром Мономахом Устав (12 век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий  и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (12-14век) контроль над управлением  финансами государства оставался  важнейшей функцией веча.

В правление Ивана III для  управления государством были созданы 25 учреждений - Приказов, и практически  все приказы имели отношение  к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну - общегосударственное  ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины 16 века на Руси не существовало единой систем налогообложения, лишь при  Иване Грозном была проведена  перепись земель и введена единица  податного обложения - "большая  соха", тем самым установлена  единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства. Первый орган государственного финансового контроля России - Большая Казна - действовал с конца 15 века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой  казны (Счетного Приказа), положившего  начало государственному финансовому  контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России. Приложение № 1.

Реформы Петра 1 изменили организацию  государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр 1 возложил на Сенат  обязанности контроля. Если Ближняя  канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности  и хозяйственности государственных  расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов. В 1718г. для счета всех государственных  приходов и расходов была учреждена  Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В 18 веке организация финансового  контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных  органов тормозило развитие. Лишь в 19 веке при реформах М. Сперанского  государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены  широчайшие полномочия. А одной из обязанности было "усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях". Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого  независимого ведомства привели  к позитивным изменениям.

Ведомственный контроль был  сохранен, но утратил свое самостоятельное  значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения  были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля - осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные отделения  Казенных палат появились во всех губерниях. Значительно расширились  штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских  стран, он предложил проект реформы  государственного контроля, в которой  были развиты идеи о независимости  финансового контроля. К сожалению  не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась  система контроля, в основу которой  легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось  наведение должного порядка в  системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета  и единства кассы, закрепленных законом в 1862г. С этого же года роспись государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться. Введение новой контрольно-ревизионной системы позволило создать в губерниях независимые от местных властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

В 1892г. в России был принят Закон о Государственном контроле. Высший орган государственного финансового  контроля - Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале 20 века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали  контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной  деятельности. С целью обеспечения  подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости  контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Временное Правительство  предоставило Госконтролю широкие  полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был  принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время контрольные  органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при  которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных  республиках. Эти структуры функционировали  под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993г. Конституция РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в ст. 101 п.5 Конституции указано, что "для  осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом". В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон "О Счетной палате РФ" и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.

Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные  органы были образованы почти во всех субъектах РФ.

 

1.3 Органы финансового контроля их задачи и функции.

 

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и  конституциях(уставах) субъектов Федерации, предусматривает контроль финансовойдеятельности органов исполнительной власти со стороны  Президента и органовпредставительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, прирассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов,государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утвержденииотчетов об их исполнении.

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этойцелью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации иГосударственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектовРФ.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в зарубежных странах