Теоретическое обоснование учёта материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопросов, связанных с организацией учета материалов на предприятии и эффективным управлением ими, обусловлена тем, что состояние материалов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запаса готовой продукции, запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции незавершенного производства и других ресурсов, необходимых для непрерывного и ритмичного функционирования производственного процесса.

Файлы: 1 файл

учёт материалов (ООО Алмак).doc

— 661.50 Кб (Скачать)

Вместе с отгрузкой продукции поставщик высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы - счет-фактура, товаротранспортные накладные, (железнодорожная накладная, квитанция к железнодорожной накладной. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают ответственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения ООО «Алмак» по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и другими договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном документе делают отметку о полном или частичном акцепте. Кроме того, отдел снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в отделе снабжения ведут журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

На прибывший материал на склад ООО «Алмак» составляют акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику, в тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика. В составе комиссии должен быть представитель поставщика или представитель незаинтересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах:

первый - служит основанием для списания материалов у грузоотправителя;

второй - для оприходования материалов получателем;

третий - для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей;

четвертый - является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу.

При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика материально-ответственное лицо выписывает приходный ордер, которые выписывают цехи - сдатчики в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с цеха - сдатчика, второй - направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Материалы отпускают со складов ООО «Алмак» на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов.

Порядок документального оформления отпуска материалов зависит, прежде всего, от организации производства, направления расхода и периодичности их отпуска.

При этом все службы предприятия должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляются лимитно-заборными картами. Их выписывает плановый отдел или отдел снабжения ООО «Алмак» в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и как правило, сроком на один месяц. В них указывают: вид операций, номер склада, отпускающего материал, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемого материала, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственной программой на месяц и действующими нормами расхода.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой - складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в экземпляре цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со складов ООО «Алмак» производится в пределах установленного лимита.

Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. Расчеты лимитов и выписка лимитно-заборных карт отделом снабжения ООО «Алмак» на современных вычислительных машинах позволяет повысить обоснованность исчисляемых лимитов и уменьшить трудоемкость составления карт.

При выписке лимитно-заборных карт существует один недостаток, а именно, зачастую при оформлении лимитно-заборных карт отделом снабжения ООО «Алмак» номера карт меняют в каждом месяце, что приводит к ошибкам со стороны кладовщиков, при выписке и нумерации дубликатов на ежедневный отпуск материала. В связи с этим предлагаю закрепить единые номера лимитно-заборных карт для каждого цеха и наименования не изменяющиеся в каждом последующем месяце, что существенно облегчит работу кладовщиков и бухгалтеров.

Если материалы со склада отпускают нечасто, то их отпуск оформляют одно - или многострочными накладными - требованиями на отпуск материалов, которые выписываются цехом - получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, с распиской получателя - у кладовщика.

Отпуск материалов сторонним организациям оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

Первичными документами, подтверждающими финансовые вложения организации в виде вклада в уставный капитал другой являются:

  • решение общего собрания учредителей и учредительный договор, в которых отражается денежная оценка имущества (материалов), вносимого учредителями в счет вклада в уставный капитал другой организации;
  • документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с передачей имущества в уставный капитал другой организации;
  • платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов и др.

Передача материалов безвозмездно осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.).

Для учета движения материалов внутри ООО «Алмак» применяют однострочные или многострочные накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов. Накладные составляют материально-ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию ООО «Алмак», регистрируя в книге приемки - передач документов. Все первичные документы после соответствующего контроля нормируются в пачки. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии осуществляют контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену).

Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведётся сальдовым методом. Бухгалтерия использует в качестве регистров аналитического учета карточки складского учета материалов, ведущиеся на складах.

Ежедневно работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек складского учета в сальдовую ведомость. После проверки и визирования работником бухгалтерии сальдовую ведомости передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по твердым учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.

На основании указанных сальдовых ведомостей составляют сводную сальдовую ведомость, в которую переносят итоги сальдовых ведомостей складов и подразделений по группам материалов, по cy6счетам, синтетическим счетам, складам, подразделениям.

Сальдовые ведомости и сводные сальдовые ведомости ежемесячно сверяются с данными синтетического учета материалов.

Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). Они составляются по каждому складу (подразделению) отдельно по приходу и расходу материалов, и учет в них может осуществляться по фактической себестоимости материалов или их учетным ценам. По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.

Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

Данные сводной ведомости движения материалов и накопительных ведомостей ежемесячно сверяются с показателями аналитического учета, т.е. с оборотными и сальдовыми ведомостями.

Проведение инвентаризации материалов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 г. № 88. Инвентаризация производится инвентаризационной комиссией, назначаемой приказом Генерального директора, в присутствии материально ответственного лица и всех членов комиссии. До начала инвентаризации материально ответственное лицо обязано сделать все записи в карточках складского учета материалов, сдать в бухгалтерию приходно-расходные документы и дать расписку об этом в инвентаризационной описи.

В процессе инвентаризации все материальные ценности пересчитываются, перемериваются, взвешиваются и записываются в инвентаризационные описи по форме № ИНВ-3. Инвентаризационные описи составляются по местам хранения и материально ответственным лицам. Затем бухгалтерия проставляет в ведомостях цены, производит таксировку и запись фактических остатков ценностей по учетным данным.

Данные инвентаризационных описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей составляются сличительные ведомости по форме № ИНВ-19 Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.

Для отражения результатов инвентаризации в учете составляется ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией по форме № ИНВ-26.

Инвентаризационная комиссия получает объяснения по расхождениям от материально ответственных лиц и формулирует свои рекомендации о порядке их регулирования. Они рассматриваются постоянно действующей инвентаризационной комиссией предприятия. Принятые решения утверждаются руководителем предприятия и отражаются в бухгалтерском учете. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) – в годовом бухгалтерском отчете.

 

3.2 Аналитический и синтетический  учёт материалов ООО «Алмак»

 

Рассмотрим, как осуществляется бухгалтерский учет поступления материалов и какие проводки составляются при поступлении материалов. В бухгалтерии для учета материалов используется счет 10 «Материалы». По дебету сч.10 отражается поступление материальных ценностей на склад, по кредиту – их списание: отпуск в производство, в другие подразделения, сторонним организациям. В зависимости от направления движения материалов сч. 10 корреспондирует с соответствующими счетами.

Материалы в ООО «Алмак» поступают на склад предприятия несколькими способами:

  • покупка материалов;
  • безвозмездная передача материалов;
  • изготовлены собственными силами.

Стоимость материалов на предприятии учитывается по фактической себестоимости (учет происходит непосредственно на счете 10).

Рассмотрим учет поступления материалов по фактической себестоимости.

Пример. Поступление материалов (покупка). ООО «Алмак» приобрела 5 000 кг стали за 600 000 рублей в том числе НДС 100 000 рублей. За доставку отдали 6 000 рублей в том числе НДС 1 000 рублей. Транспортно-заготовительные работы учитываются на счете 10 субсчет ТЗР. В производство было отпущено 3 000 кг стали. Проводки поступления материалов представлены в Таблице 11.

Таблица 11

Учёт поступления материалов (покупка) по фактической себестоимости

Сумма

Дебет

Кредит

Название операции

600000

60

51

Оплачена стоимость материала

500000

10

60

Оприходован материал без учета НДС

100000

19

60

Выделен НДС

6000

60

51

Оплачена доставка

5000

10 субсчет ТЗР

60

Учтены затраты по доставке материала

1000

19

60

Выделен НДС

300000

20

10

Списаны материалы в производство

3000

20

10 субсчет ТЗР

Списаны ТЗР в производство

Информация о работе Теоретическое обоснование учёта материалов