Теоретическое обоснование учёта материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность вопросов, связанных с организацией учета материалов на предприятии и эффективным управлением ими, обусловлена тем, что состояние материалов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запаса готовой продукции, запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции незавершенного производства и других ресурсов, необходимых для непрерывного и ритмичного функционирования производственного процесса.

Файлы: 1 файл

учёт материалов (ООО Алмак).doc

— 661.50 Кб (Скачать)

Немаловажными являются методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями, они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

1. Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н (ред. от 24.12.2010 г). Определяют способы погашения стоимости исходя из сроков полезного использования. Устанавливают порядок ведения учета на специальных счетах [11].

2. Письмо Минфина России от 24.07.1992 № 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях». Для предприятий, применяющих журнально-ордерную форму учета, приводится перечень регистров (для промышленности, строительства, науки, снабжения и сбыта) и указания по их применению. При этом предприятиям разрешено приспосабливать регистры учета к специфике своей деятельности при условии соблюдения методологических принципов, установленных Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Организации, применяющие программы автоматизации бухгалтерского учета, должны приводить регистры в соответствие с принципами, установленными Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и Планом счетов бухгалтерского учета [17].

3. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 №49. (ред. от 08.11.2010 г). Содержат общие указания по организации, проведению и оформлению результатов инвентаризации, а также специальный раздел об инвентаризации материальных ценностей [12].

4. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (ред. от 24.12.2010 н). Регулируют оценку запасов, проведение инвентаризации и отражение ее результатов, оформление операций по поступлению материально-производственных запасов и их выбытию, учет материалов в бухгалтерской службе и на складах и т.д. [10]

Кроме того, необходимы рабочие документы по бухгалтерскому учету конкретного предприятия, которые определяют особенности организации и ведения бухгалтерского учета. К ним относятся – учетная политика предприятия, план счетов, график документооборота и т.д.

Нормативная база уточняется и расширяется в зависимости от принадлежности хозяйствующего субъекта к конкретной отрасли, видов деятельности и т.д.

 

1.2 Методические основы  учёта материалов

 

Для учета движения материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки информации. Количество экземпляров выписываемых документов и их документооборот устанавливаются в зависимости от характера предприятий, особенностей организации производства, материально-технического снабжения и от системы организации учета. Количество экземпляров должно быть минимальным: при использовании ЭВМ - один экземпляр, а при ручной обработке - не более двух [20, c.163].

 Материалы, как правило, поступают в организацию от поставщиков путем приобретения за плату. Также возможно поступление из собственного производства, от учредителей, при демонтаже оборудования, по бартерным операциям и т.д. Поступление материалов в организацию контролирует в первую очередь отдел маркетинга, который следит за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивает грузы, если они своевременно не прибыли в организацию.

На поступающие от поставщиков материалы на основании сопроводительных документов (накладная, счет-фактура) на складе выписывают Приходный ордер (форма № М-4). Сведения из приходного ордера кладовщики заносят в Карточку учета материалов (форма № М-17). Бухгалтерия открывает карточки на каждый номенклатурный номер материала и под расписку передает их заведующему складом. По мере поступления на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер или заменяющий его документ и регистрирует его в карточке складского учета материалов. Работник бухгалтерии должен также проводить на складах контрольные, выборочные проверки фактического наличия остатка материалов, особенно дефицитных и дорогостоящих.

Если при приемке материалов выявлено расхождение фактических данных с указанными в документах (количество, качество и т.д.) или сопроводительные документы отсутствуют (неотфактурованные поставки), то составляется Акт о приемке материалов (форма № М-7), материалы приходуются комиссией по учетным ценам, при этом приходный ордер не оформляется. Сумму излишка материалов относят на увеличение задолженности поставщику или принимают на ответственное хранение, при выявлении недостачи по вине поставщика ему направляется претензия.

Если организация получает материалы на складе поставщика, то экспедитору (шоферу) нужно выписать Доверенность (по форме № М-2 или № М-2а) [23, c.157].

Поступление материалов на склад из собственного производства оформляют Требованием-накладной (форма № М-11). При поступлении материалов при демонтаже оформляется Акт по форме № М-35. Первичные документы по учету материалов представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Первичные документы по учёту материалов

№ формы

Название формы

Форма М-2

Доверенность

Форма М-2а

Доверенность

Форма М-4

Приходный ордер

Форма М-7

Акт о приемке материалов

Форма М-8

Лимитно-заборная карта

Форма М-11

Требование-накладная

Форма М-15

Накладная на отпуск материалов на сторону

Форма М-17

Карточка учета материалов

Форма М-35

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений


 

После приемки материалов все документы передаются в бухгалтерию.

Рассмотрим аналитический и синтетический учёт материалов. Синтетический учет - обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет материалов ведется в местах хранения (на складах) и в бухгалтерии. На складах учет ведут материально ответственные лица на специальных карточках, которые открывают в бухгалтерии на каждое наименование и вид материалов. В карточках материально-ответственные лица отражают операции по поступлению и расходу материалов.

В бухгалтерии аналитический учет ведут одним из способов [22, c.40]:

  • количественно-суммовой учет (записи в карточках учета производятся на основании документов, полученных со склада);
  • оперативно-бухгалтерский учет (в бухгалтерии карточки не ведутся, для учета используют проверенные карточки, заполненные на складах);
  • суммовой учет (учет ведется в разрезе мест хранения и материально ответственных лиц только в суммовом выражении).

В бухгалтерии для учета материалов используется счет 10 «Материалы». Материалы могут поступить на склад предприятия несколькими способами: покупка материалов; безвозмездная передача материалов; в виде вклада в уставный капитала; могут быть изготовлены собственными силами.

В соответствие с Инструкцией по применению Плана счетов существуют два варианта учета поступления материальных ценностей:

  • по фактической стоимости приобретения (заготовления) (суммам, уплачиваемым в соответствии с договорами поставщикам (подрядчикам) за минусом возмещаемых налогов, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товарно-материальных запасов, таможенные пошлины, невозмещаемые налоги) - учет происходит непосредственно на счете 10;
  • по учетным ценам (ценам, которые организация условно устанавливает самостоятельно для упрощения учета затрат на производство) - учет себестоимости материалов формируется с помощью дополнительных счетов 15 и 16.

Вариант учета поступления материалов должен быть закреплен в учетной политике. Учет поступления материалов по фактической себестоимости (проводки) представлена в Таблице 3.

Таблица 3

Поступление материалов при учете по фактической себестоимости

Дебет

Кредит

Название операции

60

51

Оплачена стоимость материалов

10

60

Учтена стоимость материалов без учета НДС

19

60

Выделен НДС


 

В соответствии с п.83 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем [25, c.43]:

  • отнесения ТЗР на отдельный счет «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету «Материалы»;
  • непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике организации. В состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) включаются:

  • расходы по погрузке и транспортировке;
  • расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
  • комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим и иным посредническим организациям;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения (портах, ж/д станциях и т.п.);
  • плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы.

Учёт транспортно-заготовительных расходов материалов представлен в Таблице 4.

 

Таблица 4

Учет транспортно-заготовительных расходов материалов

Дебет

Кредит

Название операции

10.10

60.01

Поступление ТЗР от контрагентов

19

60.01

Выделен НДС, относящийся к ТЗР

68.2

19

НДС к возмещению из бюджета

25

10.10

Списание ТЗР на счет учета общепроизводственных расходов материалов за отчетный период

26

10.10

Списание ТЗР на счет учета общехозяйственных расходов материалов за отчетный период

23

10.10

Списание ТЗР на счет учета расхода материалов на вспомогательные производства за отчетный период

20

10.10

Списание ТЗР на счета учета расхода материалов на основное производство за отчетный период

90.2

10.10

Списание ТЗР на счета учета продажи материалов за отчетный период


 

Учет материалов по учетным ценам (проводки) в Таблице 5.

Таблица 5

Учет материалов по учетным ценам

Дебет

Кредит

Название операции

60

51

Оплачена стоимость материалов

15

60

Учтена стоимость материалов без учета НДС

19

60

Выделен НДС

10

15

Оприходованы материалы по учетной цене

15

16

Списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью


Информация о работе Теоретическое обоснование учёта материалов