Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы белорусско-российской экономической интеграции, ее целей, особенностей, инструментов, проблем и перспектив развития.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности, предпосылок, целей и эффектов международной экономической интеграции;
- рассмотрение истории создания и функционирования Союзного государства как формы экономической интеграции Республики Беларусь и России;
- изучение основных проблем и перспектив развития белорусско-российской интеграции, а также сценариев (возможных перспектив) социально-экономического развития Союзного государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛИ И ЭФФЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1. Содержание и формы международной экономической интеграции 5
1.2.Факторы, определяющие интеграционные процессы 7
1.3. Цели и эффекты интеграции 9
1.4. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 11
2. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ И РОССИИ 14
2.1. Политико-правовые аспекты формирования союзного государства России и Белоруссии 14
2.2.Оценка текущего состояния и условия экономического развития Союзного государства в 2008 году 21
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД 26
3.1.Проблемы белорусско-российской интеграции 26
3.2. Сценарий социально-экономического развития Союзного государства на 2009-2011 гг. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 323.00 Кб (Скачать)

      Сценарии  развития определяются однонаправленной динамикой внутренней конъюнктуры, определяемой усилением действия на динамику макропоказателей ограничений  со стороны факторов производства.

      На  рынке труда Союзного государства  возможен дефицит рабочей силы, что предопределяется ежегодным снижением численности трудовых ресурсов и занятых в экономике. В частности, общая численность занятых в экономике сократится с 73,2 млн. чел. в 2009 г. до 72,5 млн. чел. в 2011 г. при незначительном увеличения (с 4,65 до 4,7 млн. чел.) в Республике Беларусь. Одновременно ожидается достаточно низкий уровень регистрируемой безработицы (в Беларуси 1,1-1,5%, в России – 2,2-2,1%).

      В странах Союзного государства предусматривается  дальнейшее повышение реальных денежных доходов и заработной платы с опережающими темпами роста последней: в Республике Беларусь в 2009 г. прогнозируется повышение реальных денежных доходов населения на 15%, реальной заработной платы – на 17%, в Российской Федерации соответственно 10,5% и 13,8%. При этом в обоих государствах предполагается проведение однонаправленной политики, ориентированной на  сокращение необоснованной межотраслевой и межрегиональной дифференциации оплаты труда, сближения уровня заработной платы в отдельных отраслях и бюджетной сфере.

      Совершенствование налоговой системы в странах Союзного государства направлено преимущественно на развитие технологического обновления. В то же время налоговая политика Республики Беларусь ориентирована на снижение давления на экономику за счет отмены ряда платежей, в Российской Федерации налоговая политика предусматривает изменения структуры налоговых отчислений.

      Основными приоритетами в области бюджетной  политики Республики Беларусь в 2009 году остаются улучшение качественного  уровня жизни населения, социальное и экономическое развитие страны при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов, для чего потребуется их концентрация на выполнении важнейших государственных программ.

      В 2009-2011 гг. в России предполагается увеличение бюджетного финансирования секторов НИОКР, образования и здравоохранения, а также повышение показателей инновационной активности.

      Ценовая политика в обоих государствах направлена на сокращение инфляции: в 2009 г. в Республике Беларусь до 9-11% (декабрь к декабрю), в Российской Федерации – до 7-8,5%, с последующим сокращением к 2011 г. до 5-7%. При этом методы ценовой политики государств различаются. В Республике Беларусь предполагается преимущественно использовать методы административного регулирования с последующим сокращением сферы ценового регулирования.

      Регулирование инфляции в Российской Федерации  осуществляется преимущественно методами косвенного регулирования, исключение составляют цены на продукцию естественных монополий, которые устанавливаются  в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

      В 2009-2011 гг. в обоих государствах продолжится  реализация мероприятий по созданию благоприятных условий для развития малого предпринимательства.

      В 2009-2011 гг. структурные сдвиги в экономиках Союзного государства  будут определяться повышением доли услуг при некотором понижении доли промышленного производства в ВВП.

      В белорусской экономике предусматривается  в 2009-2011 гг. обеспечить повышение конкурентоспособности  промышленности и расширение производства промышленной продукции на основе приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных отраслей машиностроительного и химического комплексов, имеющих относительно низкую материало- и энергоемкость, а также отраслей, работающих преимущественно на местных сырьевых ресурсах (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая, промышленность строительных материалов), на основе модернизации производства, стимулирования инвестиционно-инновационных процессов и внедрения в производство современных технологий с учетом энерго- и ресурсосбережения, основанных на этих разработках технологий, экспортоориентированных и импортозамещающих производств, активизации маркетинговой деятельности и кооперационных связей, финансового оздоровления и перепрофилирования неэффективных производств, диверсификации ресурсного обеспечения, принятия мер по адаптации промышленности к требованиям и последствиям вступления в ВТО. Прогнозируется увеличение промышленного производства в 2009 г. на 12% при соответствующем сокращении доли промышленности в ВВП до 24,2%.

      Темп  прироста промышленного производства Российской Федерации в 2009-2011 гг. с учетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификацию экономики, прогнозируется на уровне 5,2-6%. Ожидаются интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов. Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Высокие темпы роста (2011 г. к 2007 г.) прогнозируются в производстве пищевых продуктов (124,6%); текстильном и швейном производстве (121,8%), производстве прочих неметаллических изделий (141,4%). Темп роста производства продукции машиностроения сохранится на высоком уровне. Наиболее высокими темпами будут развиваться производство электрооборудования (129,4%), производство машин и оборудования (156,7%), производство транспортных средств (154,5%). В структуре производства ВВП Российской Федерации опережающим темпом будет повышаться доля обрабатывающих секторов, что связано с улучшением их конкурентоспособности, а также высокой динамикой инвестиционного и потребительского спроса. Доля добавленной стоимости обрабатывающих производств достигнет в 2011 г. 16,5% ВВП против 16,0% в 2008 г. В целях развития высокотехнологичных секторов экономики и обеспечения прогнозных темпов роста производства Правительством Российской Федерации утверждены и реализуются федеральные целевые программы, направленные на развитие высокотехнологичных секторов экономики (авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная промышленность, судостроение, а также оборонно-промышленный и атомный энергопромышленный комплекс). Помимо этого реализуются отраслевые стратегии развития высокотехнологичных секторов экономики, такие как стратегия развития авиационной промышленности, ракетно-космической промышленности, электронной промышленности, судостроительной промышленности, транспортного машиностроения. Также разрабатываются и реализуются различные планы мероприятий развития отраслей промышленности, в частности, по развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения на 2006-2008 гг., станкоинструментальной промышленности на период до 2011 г.

      Опережающий рост инвестиций в странах Союзного государства предопределяет высокие  темпы роста строительства.

      В 2009 г. темпы роста строительства в белорусской экономике прогнозируются на уровне 10%, с увеличением доли строительства в структуре ВВП до 9,4%. Предусматривается наращивание объемов жилищного строительства на основе расширения внебюджетных источников финансирования (средств населения и организаций, кредитов банков), преимущественного направления бюджетных средств на строительство объектов коммунальной инфраструктуры, социального жилья и компенсацию банкам потерь по льготным жилищным кредитам, развития новых форм финансирования жилищного строительства, сдерживания роста стоимости осуществляемого с господдержкой жилищного строительства посредством реализации комплекса мер по ресурсо- и энергосбережению в строительстве и промышленности строительных материалов и изделий, сокращения сроков строительства.

      Доля  строительства в ВВП России увеличится в 2011 г. до 7,7% против 5,5% в 2008 году.

      Одинаковая  тенденция на ускорение темпов роста  производства сельскохозяйственной продукции  отмечается в странах Союзного государства  с существенным превышением годовых темпов роста в белорусской экономике: в 2009г. в Беларуси прогнозируется прирост объема производства на 9,5%, в Российской Федерации – на 3,9 %.

      Повышение эффективности сельскохозяйственного  производства (прежде всего увеличение рентабельности и сокращение убыточности) и обеспечение продовольственной безопасности Республики Беларусь предусматривается в соответствии с мероприятиями Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, на основе совершенствования региональной специализации и дальнейшего создания зональных систем земледелия, изменения структуры посевных площадей в пользу выращивания высокодоходных и урожайных культур, повышения плодородия почв и продуктивности мелиорированных земель, активизации селекционной работы, развития крупнотоварного сельскохозяйственного производства (при одновременном стимулировании развития фермерских и личных подсобных хозяйств), кооперации и интеграции с формированием разноуровневых многоотраслевых и узкоспециализированных продуктовых объединений (агрофирм, агрокомбинатов, союзов и др.), реконструкции и технического переоснащения животноводческих комплексов и ферм, обновления машинотракторного парка, развития инфраструктуры по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий и реализации продукции, переоснащения предприятий перерабатывающей промышленности, внедрения энергосберегающих технологий, активизации маркетинговой политики по сбыту продукции АПК,  переориентации финансовых и других ресурсов к эффективно работающим хозяйствам, строительства агрогородков и развития сферы услуг в сельской местности.

      В аграрном секторе России ожидается  ускорение роста до 16,9% (2011г. к 2007 г.). Возможность значительного ускорения  роста сельскохозяйственного производства по связана с ожидаемыми результатами реализации национального проекта «Развитие АПК» и новой «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

      В Республике Беларусь будет осуществляться опережающее развитие сферы услуг (информационных и телекоммуникационных, мобильной связи, программного обеспечения, транспортных, бытовых, туристических, нематериальных услуг в сфере здравоохранения, образования, услуг в области рыночной инфраструктуры (банковских, финансовых, страховых и других).

      В структуре ВВП России продолжится  повышение доли финансовой деятельности и операций с недвижимым имуществом.

      Структурные сдвиги со стороны спроса будут определяться опережающим ростом внутреннего спроса как инвестиционного, так и потребительского, который в 2009-2011гг. характерен для обоих государств, а также разнонаправленной динамикой чистого экспорта: в России - в сторону значительного снижения, в Беларуси – в сторону увеличения. Такое движение элементов структуры позволит сблизить структуры ВВП по элементам конечного использования.

      Доля  общего конечного потребления в  структуре ВВП Российской Федерации  увеличится в 2011 г. до 69% против 66,5% в 2007 г. Рост потребления будет определяться в первую очередь высокой динамикой потребления домашних хозяйств, доля которых достигнет в 2011 г. 51% против 48,2% в 2007 г. при сохранении высокой (17-18%) доли потребления государственных учреждений. Норма накопления основного капитала в  инновационном варианте возрастет в 2011 г. до 27 процентов против 21,2% в 2007 г. Увеличение доли валового накопления связано как с ростом инвестиций, так и со снижением доли чистого экспорта в структуре ВВП. В результате ожидаемого в 2009-2011 гг. ухудшения «условий торговли» прогнозируется значительное снижение положительного сальдо торгового баланса – к 2011 г. профицит сократится до менее 20 млрд. долларов США с 217 млрд. долларов США в 2008 г. Экспорт после сокращения в 2008 г. будет находиться в 2009-2011 гг. в диапазоне 502-510 млрд. долларов США. При этом физический рост экспорта будет составлять 2-4% в год. Наиболее значительно к 2011 г. по сравнению с 2007 г. увеличится экспорт машин, оборудования и транспортных средств (в 1,6 раза), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (в 1,4 раза). После сокращения в 2008 г. экспорт товаров ТЭК начнет несколько увеличиваться (1-2% в год). В период 2009-2011 гг. физические темпы роста импорта будут постепенно замедляться, сократившись с 23% в 2008 г. до 11,5% в 2011 г. Это замедление будет связано с динамикой импорта потребительской продукции, где существует потенциал переориентации внутреннего спроса на товары отечественного производства. Начало процессов импортозамещения можно ожидать в пищевой промышленности, производстве бытовой техники, автомобилестроении. Таким образом, импорт потребительской продукции будет постепенно вытесняться с внутреннего рынка, его рост замедлится с 16% в 2007 г. до 7% в 2011 г. Импорт будет ориентирован на приобретение высокотехнологичной продукции (доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 27,6% в 2007 г. до 31,4% в 2011 г.) и на товары промежуточного использования (рост доли с 34,7% до 37,7%).

      Доля  общего конечного потребления в  структуре ВВП Республики Беларусь сопоставим с аналогичным показателем Российской Федерации и в 2009 г. составит 69%, доля валового накопления значительно выше - 33%. Отрицательное сальдо экспорта товаров и услуг прогнозируется на уровне -2,1%. Предполагается наращивание экспорта с дальнейшей его диверсификацией в дальнее зарубежье, постепенным увеличением доли высокотехнологичной продукции и услуг на основе развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности и товаропроводящих сетей, открытия центров сервисного обслуживания и сборочных производств, использования местной сбытовой и дилерской сети, выстраивания технологических цепочек с зарубежными компаниями, стандартизации и сертификации продукции, ее маркировки и получения брендов, внедрения современных систем управления качеством, улучшения информационного и рекламного обеспечения внешней торговли, государственной поддержки экспортных производств, развития системы кредитования и страхования экспортных контрактов, снятия ограничительных мер в отношении белорусских экспортеров (прежде всего с Российской Федерацией на основе заключения соответствующих соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству), активизации внешнеэкономической деятельности СЭЗ, развития торгово-экономического сотрудничества на уровне регионов с Российской Федерацией и сопредельными странами. В структуре импорта товаров прогнозируется увеличение долей промежуточного и инвестиционного импорта. Увеличение общего объема экспорта товаров и услуг в 2009 г. составит 19,9%, импорта – 15,6%.

      Динамика  темпов экономического роста. В 2009 г. в белорусской экономике прогнозируется обеспечить рост ВВП на уровне 110-112%. Важным фактором обеспечения экономического роста в 2009 г. со стороны производства будет активизация политики ресурсосбережения, направленной на снижение энергоемкости ВВП на 8%. Развитие отраслей реального сектора экономики будет осуществляться на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства и повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, прежде всего за счет кардинального улучшения ее качества. Производительность труда прогнозируется на уровне 107,8-108,1%. Основными факторами роста ВВП со стороны спроса остаются рост реальных доходов населения на 115%, расширение инвестиционного спроса – на 125% и рост экспорта товаров и услуг на уровне 120% с увеличением в структуре экспорта неимпортоемких производств.

      Для стабилизации траектории экономического роста в Российской Федерации  на уровне не ниже 6-7% в год необходимо существенное увеличение эффективности и конкурентоспособности экономики и усиление инвестиционной составляющей экономического роста. В 2009-2011 гг. инвестиционная активность в экономике сохранится на высоком уровне. За указанный период среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал составят от 10,2% до 14,5%. За счет повышения эффективности экономики в результате внедрения инноваций и технологий, а также роста инвестиций в инновационный сектор может быть дополнительно обеспечено 0,3 п.п. прироста ВВП в 2011 г. Общий рост инвестиций в расширение экспорта и импортозамещение, а также инвестиции для преодоления инфраструктурных ограничений обеспечат от 0,3 до 0,4 п.п. дополнительного прироста ВВП в год.

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция