Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы белорусско-российской экономической интеграции, ее целей, особенностей, инструментов, проблем и перспектив развития.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности, предпосылок, целей и эффектов международной экономической интеграции;
- рассмотрение истории создания и функционирования Союзного государства как формы экономической интеграции Республики Беларусь и России;
- изучение основных проблем и перспектив развития белорусско-российской интеграции, а также сценариев (возможных перспектив) социально-экономического развития Союзного государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛИ И ЭФФЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1. Содержание и формы международной экономической интеграции 5
1.2.Факторы, определяющие интеграционные процессы 7
1.3. Цели и эффекты интеграции 9
1.4. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 11
2. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ И РОССИИ 14
2.1. Политико-правовые аспекты формирования союзного государства России и Белоруссии 14
2.2.Оценка текущего состояния и условия экономического развития Союзного государства в 2008 году 21
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД 26
3.1.Проблемы белорусско-российской интеграции 26
3.2. Сценарий социально-экономического развития Союзного государства на 2009-2011 гг. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 323.00 Кб (Скачать)

      - добросовестном выполнении обязательств.

      Таким образом, все, о чем шла речь ранее, свидетельствует о том, что процесс формирования Союзного государства займет несколько лет. Его динамика и темпы, порой не всегда адекватные стремлениям народов двух пока самостоятельных государств, вселяют надежду и уверенность в том, что Союзное государство России и Белоруссии будет создано в недалеком будущем.

      В  тоже время, очевидным является тот  факт, что одним из ключевых факторов создания Союзного государства является необходимость углубления экономической  интеграции двух стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Оценка текущего состояния и условия экономического развития Союзного государства в 2008 году 
 

      Экономическое развитие стран Союзного государства  в 2008 г. характеризуется как схожими  чертами, так и разнонаправленными тенденциями, определяемыми различными экономическими условиями и особенностями проводимых национальных экономических политик.

      Темпы роста основных макроэкономических показателей Беларуси в 2008 г. опережают  российские (рис. 2.1). Так, в январе-октябре 2008г. в Беларуси рост валового внутреннего продукта составил 110,7%, в России по оценке Минэкономразвития – 107,7%; рост промышленного производства в Беларуси – 112,8%, в России – 105,3%; рост производства сельскохозяйственной продукции – 108,1% и 105,6% соответственно; рост инвестиций в основной капитал – 123% и 113,4%; розничного товарооборота – 122,9% и 115,2%[14].

Рис. 2.1. Основные показатели развития экономик России и Беларуси в январе-октябре 2008 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года 

      При этом динамика экономического роста стран Союзного государства имеет разнонаправленные тенденции. Если в России происходит замедление темпов роста основных макроэкономических показателей, за исключением продукции сельского хозяйства, то в Беларуси, наоборот, наблюдается их рост (рис. 2.2). Так, если в Беларуси за январь-октябрь 2008 г. темпы роста ВВП увеличились на +2,4 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., промышленного производства на +4,6п.п., инвестиций в основной капитал на +7,9 п.п., розничного товарооборота на +7,0 п.п., то в Росси произошло снижение темпов роста ВВП на -0,1п.п., промышленного производства на -1,8п.п., инвестиций в основной капитал на -9,3п.п., розничной торговли на -0,5п.п.

Рис. 2.2. Динамика основных макроэкономических показателей России и Беларуси в январе-октябре 2007-2008гг. 

      Основными внутренними факторами, способствующими  сохранению высоких темпов экономического роста России и Беларуси в 2008 г., является расширение потребительского и инвестиционного спроса. Однако, несмотря на опережающие темпы роста данных показателей по сравнению с ростом ВВП в январе-августе 2008 г., их динамика в странах различается.

      В России наблюдается замедление роста  инвестиционного спроса, строительных работ. Начинают все сильнее сказываться последствия роста издержек строительства и ухудшения условий кредитования экономики. Постепенно снижаются темпы роста розничного товарооборота, причиной чего является замедление роста реальных доходов населения и ужесточение условий потребительского кредитования.

      В Беларуси темпы роста инвестиций в основной капитал в январе-октябре 2008 г. наоборот превышают их уровень  за аналогичный период предыдущего  года, увеличиваются темпы жилищного  строительства. Значительно ускорились темпы роста розничного товарооборота, при этом рост продаж непродовольственных товаров в Беларуси (135,8%) опережал рост реализации продовольственных товаров (111%), что указывает на качественное улучшение структуры потребительского спроса населения.

      В обеих странах происходит снижение темпов роста реальных располагаемых  денежных доходов населения. В Беларуси в январе-сентябре 2008г. реальные денежные доходы составили 111,9% к соответствующему периоду предыдущего года (в январе-сентябре 2007г. 117,1%), в России 112,9% (117,4%) соответственно. При этом увеличивается дифференциация показателей уровня жизни между двумя странами. В сентябре  
2008 г. среднемесячная номинальная заработная плата в Беларуси составляла 445,9 в эквиваленте к долл. США против 755,1 долл. США в России (55,6% от уровня России), тогда как в июне 2007 г. эти показатели были более близкими– 331,1 и 531,0 долл. США соответственно (62,4%)[14].

      Значительные  различия наблюдаются в росте  промышленного производства в странах  Союзного государства в течение января-октября 2008 г.

      Снижение  темпов роста промышленного производства в России связано прежде всего  со сдержанным ростом добычи полезных ископаемых, снижением объемов добычи нефти. Основными факторами чего являются снижение эффективности добычи нефти за счет ухудшения качества сырьевой базы отрасли и сложность освоения новых месторождений, а также снижение стимулов увеличения добычи у нефтяных компаний из-за высокой налоговой нагрузки. В обрабатывающей промышленности темпы роста также снижаются.

      В Беларуси темпы роста промышленного  производства значительно увеличились  по сравнению с предыдущим годом. Наибольший вклад в рост промышленного  производства оказали такие отрасли  как машиностроение и металлообработка, топливная промышленность, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность. В свою очередь высокие темпы роста топливной и пищевой промышленности свидетельствуют о восстановлении стабильной ситуации в данных отраслях. В 2007 г. в топливной и пищевой промышленности происходило сокращение производства, связанное с изменением условий поставок энергоносителей из России, а также проблем с экспортом в Россию некоторых пищевых товаров. В 2008 г. в данных отраслях наблюдался рост, что способствовало росту промышленного производства в целом.

      Для обеих стран характерно ускорение  инфляционных процессов в 2008 г. Индекс потребительских цен в Беларуси в октябре 2008 г. составил 110,5% к декабрю  предыдущего года, тогда как в  августе 2007 г. 107%. В России индекс потребительских  цен составлял 109,7% и 106,7% соответственно. Значительный вклад в инфляцию внес рост цен на продовольственные товары, который в октябре 2008 г. составил 111,3% в Беларуси, 111,3% в России. Высокие темпы инфляции в 2008 г. наблюдаются во всем мире, что связано с быстрым ростом цен на продовольствие и топливо, а также другие биржевые товары. При этом особенно сильно повышаются потребительские цены в странах с формирующимся рынком и развивающихся, в потребительских корзинах которых значительной является доля продовольствия.

      Благоприятная внешнеторговая конъюнктура за 9 месяцев 2008 г. оказывала положительное влияние на экономический рост стран Союзного государства. В январе-сентябре экспорт товаров Беларуси увеличился на 56,1%, России на 53,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольшее влияние на рост экспорта как в России, так и в Беларуси оказал рост цен на экспортируемые товары. Ввиду того, что основную долю в экспорте России и значительную в Беларуси занимают энергетические товары, рост мировых цен на них значительно способствовал увеличению доходов от экспорта. В то же время снижение мировых цен на нефть с августа 2008 г. может стать причиной сокращения темпов роста доходов от экспорта энергетических товаров и экономического роста в целом.

      Таким образом, динамика экономического развития стран Союзного государства в 2008 г. определялась двумя группами факторов.

      С одной стороны, сохранение благоприятной  внешнеторговой конъюнктуры в первом полугодии 2008 г., рост мировых цен  на биржевые товары способствовали экономическому росту стран Союзного государства. В то же время изменения внешних условий во второй половине 2008 г. — снижение мировых цен нефти, а также снижение темпов роста мировой экономики в целом, могут оказать негативное влияние на экономическое развития стран Союзного государства вследствие сокращение спроса на экспортную продукцию, а также снижения доходов от экспорта энергетических товаров, связанного со снижением цен.

      С другой стороны, разнонаправленность  тенденций экономического развития стран Союзного государства определялась различной динамикой внутренних факторов роста. Если в Беларуси по сравнению с 2007 г. увеличивались темпы роста промышленного производства, потребительского и инвестиционного спроса, то в России они, наоборот, снижались.

 

3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ  ИНТЕГРАЦИИ. СЦЕНАРИИ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД
 
 

3.1.Проблемы белорусско-российской интеграции 

      Экономическая интеграция, которая понимается как  создание для субъектов хозяйствования интегрирующихся стран единых правил игры, максимально унифицированного законодательства и согласование важнейших параметров макроэкономической, монетарной, налоговой, ценовой и торговой политики, весьма популярна и привлекательна. В принципе ее достижение не требует отказа от национальных суверенитетов.

      Политика  сохранения и углубления исторически давно сложившейся белорусско-российской интеграции в условиях реальной и почти безальтернативной зависимости Беларуси от российских энергоносителей и рынка сбыта подавляющей части нашей продукции экономически безупречна. Разумеется, для нашей страны интеграция в рамках высокоразвитого Европейского союза априори представляется более предпочтительной. Однако она не соответствует сегодняшним реалиям и не может быть реализована как минимум в ближайшие 15 лет - в силу углубления кризиса нашей экономики, отставания с рыночной трансформацией и политической самоизоляции. В пользу реализации белорусско-российской интеграции говорит и тот факт, что Россия официально декларирует курс на постепенную общеевропейскую интеграцию. В Европейский союз можно было бы идти вместе с РФ.

      Россия - главный экономический партнер  Беларуси. На ее долю приходится примерно 60% нашего внешнеторгового оборота. В процессе реализации белорусско-российской интеграции убирается с пути перемещения  товаров, услуг, рабочей силы и капитала такой тормоз, каким всегда являются таможенные границы, таможенный досмотр, экспортно-импортные пошлины, разнотипные экономические, прежде всего налоговые и ценовые, системы. К этому следует добавить, что интеграция с Россией обеспечивает для белорусских субъектов хозяйствования на некоторый переходный период более низкие российские базисные цены на энергоносители и железнодорожные тарифы[10, c.15].

      Безусловно, суверенитет Республики Беларусь, закрепленный в нашей Конституции, в процессе интеграции не должен стать предметом торга. На этой позиции сегодня стоят как оппозиция, так и власть. Вместе с тем опасны и неприемлемы политические спекуляции на тему как интеграции, так и защиты суверенитета. C учетом новых реалий необходима денонсация либо существенная корректировка Договора о союзе Беларуси и России 1997г. Этот договор, как и рамочное соглашение 2000 г. о переходе на российский рубль, в сущности, ставят политические вопросы, вопросы создания наднациональных союзных органов впереди либеральных рыночных преобразований. Беларуси же целесообразно, прежде всего, унифицировать с рыночной Россией экономическое законодательство и практику хозяйствования. Поэтому следует воспользоваться предложением В.Путина для пересмотра и упразднения уже созданных наднациональных политических и иных органов, тем более что они в реальности представляют лишь дополнительные дорогостоящие и практически бесполезные бюрократические структуры. В принципе не может быть равноправной политическая интеграция, то есть создание единого государства с сохранением суверенитетов, тем более в условиях, когда экономический вес одной страны в 19 раз превышает вес другой, когда наметился и возрастает разрыв в экономическом развитии партнеров, когда одна страна - Россия - осуществила перевод экономики на рыночные рельсы, а ее партнер - Беларусь, - по оценке ЕБРР, находится на предпоследнем месте в структурных и иных рыночных преобразованиях. Невозможно добиться равноправных отношений с рыночной Россией при наличии слабой, убыточной, неконкурентоспособной экономики, сохраняющей огромный дотационный государственный сектор, уровень износа основных фондов в котором составляет 80%. Взаимные обвинения в том, что одна страна живет за счет другой, дискриминирует производителей другой, опасны для развития взаимовыгодных добрососедских отношений между нашими народами. В процессе реальной белорусско-российской экономической интеграции необходимо преодолеть политическую, инвестиционно-финансовую и технологическую изоляцию от европейского и мирового сообществ. Интеграция Беларуси и России должна преследовать цель более глубокой интеграции в эти сообщества. Двум странам необходимо официально взять на себя ответственность строить единый европейский дом. В основе нашей интеграции с Россией должны лежать принципы, на которых базируется ЕС. Причем политические вопросы, связанные с созданием наднациональных властных структур, необходимо отложить на будущее. Открытой политической и экономической целью нашей страны, как и России, должно стать полноправное членство в ЕС. Унификацию экономического законодательства целесообразно максимально приблизить к общеевропейскому, исходя из того, что в перспективе граждане Беларуси и России станут полноправными участниками единой Европы -- без административных, правовых и экономических границ.

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция