Белорусско-российская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы белорусско-российской экономической интеграции, ее целей, особенностей, инструментов, проблем и перспектив развития.
Основными задачами курсовой работы являются:
- изучение понятия, сущности, предпосылок, целей и эффектов международной экономической интеграции;
- рассмотрение истории создания и функционирования Союзного государства как формы экономической интеграции Республики Беларусь и России;
- изучение основных проблем и перспектив развития белорусско-российской интеграции, а также сценариев (возможных перспектив) социально-экономического развития Союзного государства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛИ И ЭФФЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 5
1.1. Содержание и формы международной экономической интеграции 5
1.2.Факторы, определяющие интеграционные процессы 7
1.3. Цели и эффекты интеграции 9
1.4. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве 11
2. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ И РОССИИ 14
2.1. Политико-правовые аспекты формирования союзного государства России и Белоруссии 14
2.2.Оценка текущего состояния и условия экономического развития Союзного государства в 2008 году 21
3. ПРОБЛЕМЫ БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА НА ПРОГНОЗНЫЙ ПЕРИОД 26
3.1.Проблемы белорусско-российской интеграции 26
3.2. Сценарий социально-экономического развития Союзного государства на 2009-2011 гг. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 323.00 Кб (Скачать)

  1.3. Цели и эффекты  интеграции 
 

      Цели  международной экономической интеграции конкретизируются в зависимости  от той формы, в которой происходит интегрирование. При формировании зоны свободной торговли и таможенного  союза (эти формы интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов из третьих стран.

      В Европе Римский договор (1957 г.), провозгласив в качестве конечной цели создание общего рынка, т.е. целостного рыночного  пространства, по существу явился правовой основой для формирования зоны свободной  торговли и в дальнейшем — таможенного  союза. Реализация этой глобальной цели была конкретизирована Единым европейским актом (1986 г.). Предполагалось[4, c.84]:

      - создание «зоны без внутренних границ» со свободным движением всех факторов производства;

      - проведение общей отраслевой и научно-технической политики в приоритетных сферах хозяйственной деятельности;

      - проведение единой региональной политики с целью выравнивания социально-экономического развития как стран-участниц, так и отдельных административных регионов;

      - выработка общей внешней политики, политического сотрудничества.

      Европейский союз — высшая на данный период времени  форма интеграции — имеет целью  создание на его территории триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной социальной и экономической политики.

      Развитие  экономической интеграции несомненно имеет положительные эффекты  для участвующих сторон и определенные негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно  усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

      Кроме того, экономическое сближение стран  в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

      Далее, интеграционное взаимодействие позволяет  его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику, что характерно для стран — членов ЕС.

      Однако  взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах.

      Наиболее  зрелую форму международной интеграции представляет ЕС; достаточно успешно  развиваются интеграционные процессы в Североамериканском и Азиатско-Тихоокеанском регионах. А в Латинской Америке и особенно в Африке слишком различные стартовые условия и разнообразные интересы не позволяют странам этих континентов наладить эффективное прочное межгосударственное сотрудничество.

      Более того, периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Так, решение о введении в ЕС единой денежной единицы — евро разделило входящие в Евросоюз государства на сторонников и противников этой акции (к последним относятся Великобритания, Швеция, Дания).

      Функционирование  зон свободной торговли, либерализация  импорта усиливают конкуренцию  на внутреннем рынке, что создает, как  уже отмечалось, угрозу для национальных производителей товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Экономическая  интеграция на постсоветском пространстве 
 

      Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный  комплекс, где отдельные части  были тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда  отнюдь не всегда было оправданным  с точки зрения развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах — членах СНГ в 1992—1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).

      Сразу же после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом возникших реалий.

      Россия  — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

      Интеграционные  тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными  факторами:

      - разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

      - длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

      - технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

      Однако  интеграционные процессы наталкивались  на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

      Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к  интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации[5, c.73].

      Различия  в характере системных реформ временами создавали трудности  в налаживании взаимных связей, например, в функционировании платежного механизма  и банковской системы. Интеграционные меры нередко требовали средств и целеустремленности. Часто и то, и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах — членах СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит обратимой валюты, повсеместным явлением.

      Готовность  бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

        Поэтому многие из них рассматривали  СНГ прежде всего как механизм  «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран — членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.

      Решение о создании Содружества Независимых  Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно р подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В  дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО  КАК ФОРМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ И РОССИИ 

  2.1. Политико-правовые аспекты формирования союзного государства России и Белоруссии 

      Известно, что с 1994 г. Россия и Белоруссия уверенно идут по пути интеграции. Свидетельством тому является ряд важнейших соглашений, достигнутых обеими сторонами, в  экономической, политической, военной, социальной и других сферах. Для всестороннего сотрудничества была создана соответствующая правовая база.

      К числу главных документов, отражающих политическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Беларусь, следует отнести те, которые появились в 1996 г. и последующие годы. Это: Договор о создании Сообщества (1996 г.); Договор о создании Союза России и Белоруссии и Устав Союза России и Белоруссии (1997 г.); Договор о создании Союзного государства и Программа по реализации Союзного договора от 8 декабря 1999 г.; Проект Конституционного акта Союзного государства России и Белоруссии ("Принципы Конституционного акта Союзного государства" от 1 февраля 2002 г.) и др.

      На  пути взаимной интеграции обе стороны  встречают немалые трудности, которые они постепенно преодолевают. Как показала практика, процесс формирования Союзного государства оказался весьма сложным, что связано, прежде всего, с тем, что аналогов подобного формирования в истории трудно найти[6].

      После распада СССР Российская Федерация и Республика Беларусь как суверенные государства начали отсчет отношениям друг с другом с даты установления между ними дипломатических отношений, то есть с 25 июня 1992 года.

      Ключевые  проблемы двусторонних отношений всегда обсуждались и решались на высшем уровне. Первая рабочая встреча Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко состоялась 3 августа 1994 г. в Москве. Оба Президента подтвердили неизменность избранного ими курса на тесное сближение России и Белоруссии, укрепление отношений дружбы, всестороннего сотрудничества, проведение широкомасштабных экономических реформ. Стороны договорились подготовить пакет соглашений в военно-политической, культурной и гуманитарной сферах.

      2 апреля 1996 г. в Москве в торжественной обстановке Президенты двух государств подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии. Сообщество представляло собой более высокую степень политической и экономической интеграции в рамках СНГ и имело целью объединение материального и интеллектуального потенциалов России и Белоруссии. В Договоре стороны поставили перед собой следующие задачи:

Информация о работе Белорусско-российская экономическая интеграция