Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 08:41, шпаргалка

Краткое описание

1. Цель и задачи изучения экономики организации. Объект изучения "Экономики организации (предприятия)".Предмет, метод, структура изучения дисциплины. Целью дисциплины является изучение теории и практики хо­зяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса.предметом экономи­ки предприятия является научное познание хозяйственной дея­тельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями.

Файлы: 1 файл

Орг. вопросы 13-18.docx

— 129.66 Кб (Скачать)

1. Цель и задачи изучения экономики организации. Объект изучения "Экономики организации (предприятия)".Предмет, метод, структура изучения дисциплины. Целью дисциплины является изучение теории и практики хо­зяйственной деятельности предприятий, их взаимодействия с другими участниками экономического процесса. предметом экономи­ки предприятия является научное познание хозяйственной дея­тельности предприятия, понимаемой как принятие решений об использовании ограниченных ресурсов в соответствии с поставленными целями. Основными задачами дисциплины выступают изучение:1 функций и целей предприятия как первичного звена;2национальной экономики;3современных методов хозяйствования предприятий;4процессов функционирования предприятий;5ресурсов и факторов производства, методов оценки эф­фективности их использования;6  формирования и оценки результатов деятельности пред­приятий;7факторов развития предприятия.Структура заключается в выделении разделов, пода­щих материал от общего представления о предприятии как элементе национальной экономики к углубленному исследованию специальных допросов (ресурсы предприятий, оцен­ка эффективности их использования, формирование затрат и результатов предприятия, инвестиционная и инновационная деятельность предприятий, качество продукции и конкурентоспособность)

 

2. Понятие организации (предприятия), цель и задачи создания и функционирования.

Организация – целевое объединение ресурсов. Организации созданные человеком (людьми) характеризуетсяналичием человека как активного ресурса. Для организаций, созданных человеком, характерно наличие функций управления и планирования.

Предприятие – организация для предпринимательской деятельности.

Организация – это группа людей, работающих совместно, во главе руководителем и выполняющих определенные планы. Целью организации является хозяйственная деятельность направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов  членов трудового коллектива и интересов собственника имущества. Удовлетворение общественных потребностей в её продукции, работах, услугах регулируется государством экономическими методами.

Задачи создания и функционирования организации: 1 – максимально возможное удовлетворение спроса покупателей; 2 – достижение увеличения доли рынка сбыта; 3 – создание условий для самоокупаемости и самофинансирования; 4 – насыщение рынка высококачественными товарами и услуг; 5 – содействие повышения культурному уровню и моральному оздоровлению общества; 6 – создание условий для реализации творческого потенциала своих сотрудников и т.д..

Предприятие – самостоятельно, организационно-обособленный хозяйственный субъект с правами юридического лица, которое производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

 

3. Классификация организаций по различным признакам.

 

Признак классификации

Вид предприятия

По форме собственности

Государственные, частные

По организационно-правовой форме

Хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия

По отраслевой принадлежности

Промышленные, транспортные, торговые, предприятия связи, сельскохозяйственные

По размеру

Крупные, средние и малые

По специализации

Специализированные, диверсифицированные, комбинированные

По назначению готовой продукции

Предприятия, производящие средства производства, товары народного потребления

По виду деятельности

Производственные, торговые, финансовые организации (банки, страховые налоговые компании) и консалтинговые и аудиторские компании


 

 

 

 

 

 

4 Организационно-правовые формы организаций (предприятий). Классификация орг-ий:1) по форме собственности: государственные (республиканские и коммунальные) и частные (Семейные, коллективные и с участием иностранного капитала); 2) по организационно правовым: 1) хозяйственные (полные, коммандитные) 2 хозяйственные (с дополнительной ответственностью с ограниченной ответственностью, акционерные) 3 унитарные (на праве оперативного управления и на праве хозяйственного ведения).

 

5 Экономическая среда функционирования организации (предприятия): сущность, факторы и субъекты.

Экономическая среда функционирования предприятия пред¬ставляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную дея¬тельность предприятий.Различают 5.Пред-ие обладает внутренней и внешней средой. Внутренняя среда это производство которое включает персонал (людей), ср-во произ-ва, информ-ию, деньги и дает результат произ-ва проду-ии. Внешняя среда не посредственно опред эффективность и целесообразность работы пред-ий. Это прежде всего потребители прод-ии, поставщики произ-ых компаний, правительство и местные органы власти, население. К субъектам относят: производители, поставщики, потребители, деловые партнеры, кон¬куренты, звенья рыночной инфраструктуры.

 

6 Факторы, определяющие свойства внешней среды функционирования организации. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации (предприятия).

 внешнюю среду организации  можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.1)Потребители это те лица которые определяют необходимые производственные ресурсы, а характеристика потребителей (какие они) - необходимый ассортимент товаров и услуг и их качество.2) конкуренты-каждый руководитель должен осознавать, что если он не будет удовлетворять своих потребителей также эффективно (с определенными качеством и ценой), как и его конкуренты, то долго предприятие в рыночных условиях существовать не сможет.3)Поставщики они поставляют сырье и влияют на общий товарооборот предприятия.4) Государство оказывает воздействие на организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности и др.

 

8 Концентрация производства: сущность, формы, показатели концентрации производства

 Важнейшим условием повышения эффективности производства является совершенствования форм его организации (концентрации, специализации, комбинирования и кооперирования).

Концентрации производства принадлежит ведущая роль в развитии общественного разделения труда и повышение эффективности производства.

Концентрация – это увеличение размеров производства, но это не простая физическая сумма отдельных видов оборудования, производств, предприятий, ресурсов и т.д. Концентрация – это, прежде всего, возможность внедрения передовых форм организации производства и мотивации труда, развития инновационной деятельности на всех уровнях и стадиях технологического процесса производства продукции, работ, услуг, повышения квалификации персонала, совместного решения ряда других задач с целью повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Об уровне концентрации производства можно судить по следующим показателям:

1) объем вырабатываемой  продукции;

2) стоимость ОПФ;

3)по численности работающих;

4) мощность энергетических  установок.

Существуют следующие формы концентрации производства:

1) агрегатная – увеличение единичной мощности ведущего оборудования.

2) технологическая – увеличение размеров технологически однородных производств; технологическая может увеличиваться интенсивно, т.е. на базе агрегатной, а также экстенсивно, т.е. путем увеличения количества однотипного оборудования в составе производства.

3) заводская – увеличение размеров предприятия. Она может осуществляться за счет агрегатной концентрации, за счет технологической концентрации и за счет усложнения структуры предприятия (увеличения количества однородных производств в составе предприятия).

4) административно-хозяйственная – административное объединение нескольких однородных предприятий.

7 Понятие и содержание государственного регулирования. Формы и методы государственного регулирования экономики предприятия.

 Государственное регулирование экономической деятельности предприятий — это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы функций, форм и методов создают условия для достижения поставленных целей и решения важнейших экономических и социальных задач по адаптации предприятий к соответствующему этапу развития экономики. Главным в регулирующей роли государства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, где рыночные механизмы несостоятельны; в-третьих, воздействие на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

В системе государственного регулирования можно выделит 4 формы:

1) планирование, программирование  и прогнозирование;

2) финансово-кредитное регулирование;

3) антимонопольное регулирование;

4) дерегулирование экономики.

Планирование - это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий выбор, и научную постановку целей, выбор путей и способов их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.

Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно-обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения определенного состояния этого объекта.

Программирование как форма государственного регулирования призвано решать важнейшие проблемы развития национальной экономики, региональные проблемы, межотраслевые, отраслевые, научно-технические, социальные, экологические и др.

Особое место в системе государственного регулирования отводится финансово-кредитной системе, которая активно воздействует на социально-экономические процессы и обеспечивает движение экономики в заданном планом, прогнозом или программой направлении. Ее воздействие осуществляется через налоги, рациональное сочетание безвозмездного финансирования с кредитованием различных процессов и явлений, дифференцированные проценты за кредит, цены, всевозможные финансовые и налоговые льготы. В финансово-кредитной системе выделяют бюджетно-налоговое, кредитно-денежное регулирование и цены.

Бюджетно-налоговое регулирование представляет собой совокупность средств, направлений и мероприятий по аккумулированию и наиболее рациональному и приоритетному распределению финансовых ресурсов с целью обеспечения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Бюджетное регулирование является центральным звеном в системе финансового регулирования экономики. С помощью бюджета государство сосредоточивает в своих руках, распределяет и перераспределяет между отраслями, секторами народного хозяйства и административно-территориальными образованиями необходимые финансовые ресурсы, которые требуются для осуществления централизованного руководства (регулирования) социально-экономическими процессами.

Налоговые регуляторы - это различные виды налоговых платежей, их структура, объекты обложения и субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки и способы взыскания.

Кредитно-денежное регулирование осуществляется в финансовой сфере и в реальном секторе экономики.

Цены - важнейший регулятор общественного производства. Они формируют структуру национальной экономики, ее важнейшие пропорции, регулируют деятельность хозяйствующих субъектов. В руках государства цены являются инструментом регулирования различных экономических и социальных процессов (например, ограничения монополистической деятельности, регулирования и контроля выпуска социально значимых товаров и услуг и т. д.).

Важной составляющей системы государственного регулирования в условиях рыночных отношений является антимонопольное регулирование. В Республике Беларусь, ставшей на путь построения социально ориентированной модели рыночной экономики, антимонопольное регулирование получило развитие с 1992 г. с принятием первого в истории республики Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Сегодня антимонопольное регулирование в Беларуси основано на системе нормативно-правовых актов, документов, законов. Антимонопольное законодательство является основой антимонопольного регулирования. Его главные направления противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей.

В системе государственного регулирования экономики следует выделить дерегулирование, которое должно обеспечивать баланс между государственным регулированием и полномочиями рыночной системы, поддерживать предпринимательство и формировать рыночную инфраструктуру.

К методам государственного регулирования отн.:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"