Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Роль управления в обществе - координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
§ 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Готовый ГМУ.docx

— 81.62 Кб (Скачать)

Предпринимательство – движущая сила развития бизнеса. В бизнесе в процессе его функционирования назревают противоречия, которые разрешаются посредством инновации. С ее возникновением бизнес становится предпринимательством и остается им до тех пор, пока не стабилизируется его функционирование на качественно новом уровне. Таким образом, являясь носителем инновации, предпринимательство обеспечивает развитие бизнеса (его прогрессивные изменения и преобразования).

3. Малый бизнес как  социально-экономическое явление  обладает следующими свойствами: способностью удовлетворять общественные  потребности; гибкостью и специализацией; многообразием, компактностью, управляемостью, адаптивностью, неустойчивостью.

Эти свойства проявляются в достоинствах малого бизнеса, таких, как: компактная организационная структура, чаще всего, оперативная, демократичная, оптимальная система управления, неформальный характер межличностных отношений, благоприятный морально-психологический климат в коллективе, преимущественно частнособственнический характер малого бизнеса, быстрое реагирование на изменения внешней среды, способность удовлетворять специфические, нетрадиционные общественные потребности, разнообразие малого бизнеса по различным критериям: по количеству занятых на предприятии, по организационно-правовой форме, по сферам деятельности и так далее.

В то же время, малый бизнес, являясь сложным социально-экономическим явлением, содержит в себе регрессивные моменты. При взаимодействии различных факторов его свойства могут проявляться не только в достоинствах, но и в недостатках, таких, как: высокая “смертность”, небольшой жизненный цикл малых предприятий, недостаточное ресурсное, технико-сырьевое обеспечение, использование неквалифицированных трудовых ресурсов, наемного труда, слабое социальное обеспечение и, следовательно, невысокая производительность труда и низкое качество продукции.

Свойства малого бизнеса реализуются через его внутренне присущие функции: производственную, структуропреобразующую, социально-преобразующую, функцию распределения, и функции, навязанные ему извне – инновационную, обеспечивающую, “буферную”, ресурсосберегающую, стабилизационную, экологозащитную, обучающую.

4. Функционирование и  развитие малого бизнеса и  предпринимательства осуществляется  в соответствии с его социально-экономическими  закономерностями:

- Развитие средств производства и рост многообразия общественных потребностей закономерно ведут к развитию малого бизнеса.

- Развитие малого бизнеса  поступательно и циклично.

- Научно-технический прогресс  диктует свои пропорции диверсификации  и развития малого бизнеса.

- Общие процессы дифференциации  и интеграции обусловливают изменения  форм собственности в малом  бизнесе.

- Сотрудничество малого  бизнеса с крупным и средним, взаимодействие субъектов малого  бизнеса друг с другом способствуют  специализации и адаптации малого  бизнеса.

- Развитие малого бизнеса  пропорционально росту общественного  благосостояния.

- Развитие малого бизнеса  пропорционально увеличению среднего  класса в обществе.

- Динамика малого бизнеса  изменяется с переходом от  одной стадии экономического  цикла к другой: его доля в  период экономического спада  и стагфляции увеличивается и  уменьшается в период устойчивого  экономического роста.

- Развитие малого бизнеса  пропорционально росту безработицы.

- Культурная, духовная жизнь  общества – фактор развития  малого бизнеса.

- Региональные особенности  диктуют структуру и динамику  развития малого бизнеса.

- Закономерно государственное  регулирование малого бизнеса.

5. Социальный потенциал  малого бизнеса и предпринимательства  – характеристика меры и качества  совокупных способностей к предпринимательской  деятельности - реализуется через  механизм занятости населения  в процессе малого производства  в процессе его взаимодействия  с окружающей средой.

Анализ социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства опирается на следующие методологические принципы.

1) Рассматривать социальный  потенциал малого бизнеса и  предпринимательства в категориях  диалектики и исторического материализма.

2) Анализировать социальный  потенциал малого бизнеса и  предпринимательства в единстве  его социальных и экономических  аспектов.

3) Осуществлять комплексный  подход в исследовании социального  потенциала малого бизнеса и  предпринимательства.

4) Рассматривать социальный  потенциал малого бизнеса и  предпринимательства как показатель  социально-экономического развития  общества, его прогрессивных преобразований  с учетом регрессивных моментов.

Социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства обладает количественной и качественной определенностью. Его количественная сторона образуется: численностью занятого в малом бизнесе и предпринимательстве трудоспособного населения; количеством отрабатываемого рабочего времени в расчете на среднего работника малого бизнеса; количественными характеристиками его экономической деятельности, например, такими как: доля его вклада в ВВП, объемы налоговых поступлений от малого бизнеса, величина товарооборота.

Качественную сторону социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства представляют: демографические характеристики работников, их физическое состояние, здоровье; их образовательный и квалификационный уровень; социальная активность и инициативность, социальный статус предпринимателей. Качественную сторону социального потенциала малого бизнеса можно охарактеризовать через социальный портрет предпринимателя и социальные отношения, складывающиеся в малом бизнесе.

Социальный потрет предпринимателя – совокупность его социально обусловленных и социально выраженных качеств, которые определяют меру участия индивида в общественном производстве. Характеристика социального портрета предпринимателя предполагает анализ его статусных характеристик и изучение его социальных связей и ориентаций, структуры ценностей, хозяйственной мотивации, вырабатываемой им стратегии хозяйственного развития.

Социальная структура отечественного малого бизнеса и предпринимательства неоднородна по различным критериям: по демографическим признакам, показателям социального статуса предпринимателя, по характеристикам хозяйственной мотивации, ориентации, и обусловлена организационно-правовыми, экономическими характеристиками бизнеса. Социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства реализуется через социальные отношения внутри и вовне малого бизнеса, на макро- и микроуровне.

6. Наряду с анализом  имеющегося состояния социального  потенциала малого бизнеса и  предпринимательства необходим  анализ процессов его реализации.

Эффективной формой управленческого контроля и стимулирования труда на малом предприятии является патернализм, который рассматривается как альтернатива более изощренным формам управленческого контроля в малом бизнесе.

Гибкость и управляемость могут быть критериями анализа изменений внутренних отношений на предприятии с течением времени и применяться для характеристики общих закономерностей развития комплекса внутренних отношений на малом предприятии и выводов о своевременности определенных управленческих решений.

Проблема использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства тесно связана с его социальной ролью в социально-экономической жизни общества. Участвуя в процессе производства общественного продукта, выполняя роль проводника социальной неудовлетворенности, малый бизнес является фактором социально-экономического развития: чем разнообразнее и доступнее произведенный общественный продукт, тем богаче человеческий потенциал в обществе. С одной стороны, осуществляя инновацию, предприниматель в малом бизнесе воспроизводит себя в новом качестве, развивается его личный социальный потенциал. С другой стороны, вместе с новым продуктом малый бизнес внедряет новую общественную потребность и способствует освобождению общества и потребителя от устаревших форм жизни, сознания, поведения.

Он дает всем равные шансы заниматься хозяйственно-экономической деятельностью, предоставляет ресурсы к труду нетрудоспособным и малообеспеченным категориям, способствует распределению общественного продукта в соответствии с принятыми в обществе нормами социальной справедливости. Поглощая высвобождающиеся трудовые ресурсы, в кризисные годы малый бизнес снижает уровень безработицы. Он обеспечивает социальный компромисс между различными социальными слоями, снижает уровень социальной напряженности в обществе.

Малый бизнес и предпринимательство - творческая социально-экономическая деятельность конкретного индивида, возможность реализации личного социального потенциала, особая форма социального творчества.

Малый бизнес – сложное социально-экономическое явление, обладающее как положительными, так и отрицательными чертами. Рассматривая положительную роль малого бизнеса и предпринимательства как фактора социального прогресса, надо учитывать и его отрицательные стороны.

Неустойчивость малого бизнеса, высокие риски порождают у предпринимателя неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие бизнес-стратегии и ориентацию на сиюминутные цели. Главная экономическая цель бизнеса - получение максимальной прибыли, порождает использование наемного труда, его эксплуатацию: небольшая заработная плата и ограниченные возможности социального обеспечения на малом предприятии не стимулируют работника. Важными факторами функционирования малого предприятия становятся характер межличностных отношений, психологический климат в коллективе, которые не всегда могут способствовать реализации социального потенциала малого бизнеса.

7. Управленческое воздействие  на малый бизнес должно вырабатываться  с учетом действия внутренних  и внешних факторов реализации  его социального потенциала. К  внутренним факторам, определяющим  развитие малого бизнеса, относятся: сам предприниматель; характер труда  в малом бизнесе; компактная организационная  структура; оперативное управление; социально-психологический климат  в коллективе. Внешние же факторы  развития и функционирования  малого бизнеса включают в  себя: рыночную среду - конъюнктуру, конкуренцию, ресурсы, инфраструктуру; государство и его политику; общество; общемировые процессы развития. Испытывая на себе действие этих факторов, малый бизнес либо утрачивает, либо накапливает свой социальный потенциал.

Благоприятная политическая ситуация, устойчивое социально-экономическое положение в стране, соответствующая потребностям времени и практики законодательно-правовая база, достаточно высокий социально-культурный уровень населения, активные инвестиции, благоприятные социально-психологический климат, общественное мнение и деятельность СМИ наиболее полной способствуют реализации социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства.

Однако следует выделить и группу факторов риска, препятствующих реализации социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства. Действие таких факторов, как предпринимательская среда, стихийные бедствия, воровство, рэкет, недостаточная компетентность предпринимателя при обосновании бизнес-плана, недобросовестность или несостоятельность компаньонов по бизнесу, непродуманная государственная политика, негативным образом воздействуют на реализацию основных целей малого бизнеса и предпринимательства. Чтобы уйти от негативных последствий действия такого фактора, как непродуманная государственная политика, малый бизнес образует нелегальные формы ведения дела, вырабатывает собственные экономические и социальные технологии ухода от действия негативных факторов.

Проблема использования социального потенциала ставит вопрос о степени управляемости малого бизнеса и предпринимательства. Управляемость – качество малого бизнеса реагировать на управляющие воздействия. Одновременно с управлением извне, малый бизнес обладает способностью самоуправления. И в этой связи вопрос об его управляемости есть вопрос степени сочетания его самоуправления и управления малым бизнесом.

8. Реализация социального  потенциала малого бизнеса и  предпринимательства зависит от  государственного управления.

Государственное управление малым бизнесом и предпринимательством есть направляющее воздействие, которое обеспечивает подчинение процессов развития малого бизнеса интересам и целям государства. Оно представляет собой осуществление государственной политики в сфере малого бизнеса и предпринимательства.

Государственная политика в сфере малого бизнеса и предпринимательства – это основные принципы, методы и направления воздействия органов власти и управления на малый бизнес и предпринимательство в соответствии с целями социально-экономического развития общества.

Государственная социально-экономическая политика в сфере малого бизнеса и предпринимательства должна включать в себя следующие направления деятельности: социальную защиту малого бизнеса, социальную поддержку и социальную помощь малому бизнесу и предпринимательству. Причем, разделить эти направления зачастую бывает сложно, но по существу они составляют социальную политику в действии.

Государственная защита - это государственные гарантии обеспечения конституционных прав и свобод предпринимателя. Государственная поддержка предполагает проведение мероприятий по укреплению позиций и стимулированию успешно развивающегося малого бизнеса. Государственная помощь предполагает патронаж малого бизнеса в приоритетных и социально значимых областях и нарождающегося малого бизнеса.

Информация о работе Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)