Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Роль управления в обществе - координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
§ 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Готовый ГМУ.docx

— 81.62 Кб (Скачать)

Как видим, государственное управление малым бизнесом в нашей стране требует систематизированного, комплексного, дифференциированного подходов к разработке управленческих решений в сфере малого бизнеса. Выработанные на основе системы принципов управления малым бизнесом и предпринимательством, мероприятия социальной защиты, помощи и его поддержки позволяют оптимизировать управленческий процесс и процессы развития малого бизнеса.

Каковы критерии оценки эффективности государственной политики в сфере малого бизнеса и предпринимательства?

Оценка результатов государственного управления малым бизнесом предполагает разработку системы количественных и качественных показателей. Количественные показатели – количественные характеристики развития малого бизнеса и предпринимательства в стране и деятельности госструктур по направлениям помощи, поддержки и защиты.

Наиболее обобщенные количественные показатели развития малого бизнеса и предпринимательства в стране: количество субъектов малого бизнеса и предпринимательства, численность занятых в нем, количество потребителей продукции малого бизнеса и предпринимательства, доля продукта малого бизнеса в ВВП, объемы товарооборота, объемы налоговых поступлений от малого бизнеса. К количественным показателям деятельности госструктур можно отнести: количество государственных и негосударственных структур и организаций, осуществляющих поддержку, помощь и защиту малого бизнеса, объемы инвестиций в малый бизнес, количество проинвестированных проектов, количество программ и направлений развития малого бизнеса, количество мероприятий помощи и количество тех субъектов малого бизнеса, кому была оказана помощь, и так далее.

Качественные показатели для оценки результатов государственного управления малым бизнесом говорят об эффективности проведенных мероприятий и деятельности госструктур. Такими показателями могут быть социальная структура малого бизнеса, социальный портрет предпринимателя, характер отношений между малым бизнесом и госструктурами, общественное мнение об этих отношениях, о малом бизнесе и государственной политике.

Анализ количественных и качественных показателей дает возможность оценить достоинства и недостатки существующей модели государственной политики в сфере малого бизнеса. Достоинства, на наш взгляд, состоят в том, что помощь все же оказывается; под эту деятельность создаются организационные структуры, нормативно-правовая база, инфраструктура; на различных уровнях разрабатываются программы развития малого бизнеса; анализируется и активно используется в отечественной практике зарубежный опыт поддержки малого бизнеса; государственные органы власти интересуются мнением предпринимателей, о чем свидетельствуют опросы мнения предпринимателей, предпринимаются попытки диалога государства и малого бизнеса; в средствах массовой информации постоянно освещаются проблемы и успехи малого бизнеса, создан положительный образ предпринимателя у населения страны.

Однако недостатки государственного управления малым бизнесом чаще всего перекрывают его положительный эффект и в целом способствуют негативным оценкам политики государства со стороны предпринимателей. Отсутствие диалога предпринимателей и госструктур приводит к тому, что делается не то, и не так, как того требует ситуация, управленческие решения непродуманны, не отлажены механизмы их внедрения. Бессистемность и отсутствие увязки между мероприятиями программ развития малого бизнеса в целом порождают неэффективность государственной политики в сфере малого бизнеса. 

Проблема эффективного государственного управления малым бизнесом, проблемы функционирования и развития малого бизнеса решаются при помощи управленческих технологий различного уровня и назначения. В целом государственное управление малым бизнесом сводится к разработке и внедрению в практику управленческих технологий социальной помощи, социальной поддержки и социальной защиты малого бизнеса.

Управленческая технология – это определенная последовательность действий, конкретных приемов и мероприятий, проводимых в соответствии с законодательной базой. Она может быть предназначена для реализации на различных уровнях, территориях, для решения различных проблем и достижения разных целей, по форме выступая в виде целевой программы по решению проблем малого бизнеса.

Управленческая технология и процесс ее внедрения должны строиться на следующих принципах: принцип равноправия каждого этапа и элемента технологии и их строгой последовательности, принцип соотнесенности управляющего воздействия и управляемой системы, принцип целенаправленности и принцип обратной связи, принцип корректировки, принцип взаимодействия и взаимодополняемости.

Управленческая технология должна быть гибкой, экономически и законодательно подкреплена, научно обоснованна, что предполагает создание специального механизма ее разработки и реализации. Мы предлагаем технологию государственного управления малым бизнесом и предпринимательством. Содержательно она включает в себя:

1. Подготовительный этап. Сбор информации, позволяющей анализировать  проблемную ситуацию с акцентом  на выявление конкретных закономерностей  функционирования и развития  малого бизнеса и предпринимательства, характеризующей социально-экономическое  положение территории, состояние  развития малого бизнеса и  предпринимательства, итоги выполнения мероприятий предыдущих программ развития малого бизнеса.

2. Этап диагностики. На  этом этапе проводится комплексный  анализ информации, характеризующей  проблемы, их диагностика и разведение  по направлениям государственной  поддержки, помощи, защиты малого  бизнеса и предпринимательства. Анализируется комплекс количественных и качественных показателей развития малого бизнеса и деятельности государственных структур в этой сфере. Исходя из знания о закономерностях функционирования и развития малого бизнеса и предпринимательства, анализируются характер и механизмы их проявления.

3. Этап целеполагания. Формирование экономических, социальных, политических целей государственного управления малым бизнесом, определение стратегических и ранжирование текущих задач государственного управления по направлениям государственной поддержки, помощи, защиты малого бизнеса и предпринимательства, выявление приоритетных направлений развития малого бизнеса и предпринимательства.

Цели согласуются с ресурсами, учитываются ограничения по решению

задач на основе информации об имеющихся возможностях и условиях создания новых предпринимательских структур, сведений о свободных сырьевых и трудовых ресурсах, производственных мощностях, незавершенных строительством объектах, транспортной инфраструктуре, и прочих данных, необходимых для принятия решений по организации и развитию малого бизнеса и предпринимательства.

4. Этап проектирования. Разработка  вариантов программ государственной  поддержки, помощи и защиты малого  бизнеса и предпринимательства, их экспертиза, ранжирование по  приоритетам. Отбор и утверждение  окончательных вариантов программ  по каждому направлению государственной  политики в сфере малого бизнеса  и предпринимательства.

Выбирается критерий отбора и оценки программ. Разрабатываются варианты программ, включающих в себя отраслевые подпрограммы, функциональные подпрограммы. Далее проводится экспертиза вариантов программ, прогноз последствий их внедрения, выбор косвенных и прямых методов управленческого воздействия на малый бизнес, согласование ресурсного обеспечения программ, исполнителей и сроков их внедрения, взаимоувязка программ с разрабатываемыми или уже действующими программами.

5. Этап внедрения. Создание  механизмов реализации государственного  управления: нормативно-правовой базы, специализированной инфраструктуры, осуществление мероприятий финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического и кадрового  содействия.

6. Оперативное управление. Контроль за результатами внедрения программ, достижением целей государственного управления. Сопоставление реального состояния малого бизнеса и предпринимательства с запланированным и корректировка процесса внедрения программ.

Таким образом, управленческая технология – комплекс мероприятий, некоторый общий порядок действий и их организационное обеспечение.

Важным, на наш взгляд, для эффективного внедрения технологий является диалог государственных структур и малого бизнеса на каждом этапе технологической цепочки. В основу управленческой технологии закладываются количественно определенные цели, которые определяет государство совместно с малым бизнесом. Так, например, в Японии ни одно управленческое решение не принимается без участия тех, кто задействован в его реализации.

Разработка технологии государственного управления малым бизнесом и предпринимательством, ее внедрение в практику государственного управления способствуют упорядочиванию взаимоотношений между субъектами малого бизнеса и власти. Информирование о государственной политике в сфере малого бизнеса, направлениях использования финансовых средств, формах и методах социальной защиты, помощи и поддержки – условия для формирования доверия и взаимодействия государственных органов и малого бизнеса. Поэтому управленческую технологию можно рассматривать прежде всего как способ оптимизации отношений между государством, малым бизнесом и общественной средой, а также между субъектами рынка: крупными, средними и малыми предприятиями.

Следовательно, государственные управленческие технологии играют важную роль в социальной политике государства: они упорядочивают взаимоотношения государственных органов и малого бизнеса, способствуют доверию, снижению социальной напряженности между малым бизнесом и его окружением, обеспечивают согласие налогоплательщиков и администрации, вследствие уверенности предпринимателей в том, что они могут рассчитывать на помощь со стороны государства в критических ситуациях.

Таким образом, разрешение проблем малого бизнеса и предпринимательства должно осуществляться на основе эффективной государственной политики, которая в свою очередь предполагает дифференциированный подход к разработке и внедрению управленческих технологий по направлениям государственной помощи, защиты и поддержки малого бизнеса. Комплекс мероприятий по этим направлениям должен осуществляться с учетом особенностей, факторов и социально-экономических закономерностей функционирования и развития малого бизнеса и предпринимательства как на макро- , так и на микроуровне.

Процессы государственного управления малым бизнесом и предпринимательством нужно проводить грамотно, учитывая богатый зарубежный опыт хозяйствования, на основе научного знания об особенностях отечественной экономики, закономерностях и тенденциях развития как малого бизнеса, так и экономики в целом.

В качестве примера необходимости научно обоснованной государственной политики в сфере малого бизнеса предлагается рассмотреть процессы развития малого бизнеса в Татарстане и одном из его промышленно развитых городов – городе Бугульма (Юго-Восточный экономический район республики).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Малый бизнес – особый  вид социально-экономической деятельности, субъектами которой являются  мелкие и малые предприятия, а  также предприниматели, занятые  индивидуальной трудовой деятельностью (ремесленники, кустари, промысловики). Ядром малого бизнеса является  предпринимательство.

Концепции, рассматривающие предпринимательство, можно разделить на концепции в рамках экономического, социологического и социального подходов.

Предприниматель в рамках экономического подхода – “экономический человек”- комбинатор, управленец, организатор хозяйственной рисковой деятельности, подчиненной цели максимизации прибыли и увеличения капитала. Исследовательские возможности значительно расширяются в рамках социологического и социального подходов к анализу предпринимательства.

Социологический подход, последовательно применяя социологическую парадигму, социологический метод к исследованию предпринимательства как социального явления, характеризует его свойства и ведущие социо-культурные факторы. Предпринимательство рассматривается как социальный феномен, развитие которого обусловлено социальной, культурной, этической, религиозной, правовой средой, а эмпирические социологические исследования позволяют обосновать полученные теоретические выводы.

Социальный подход означает междисциплинарный подход к исследованию социального в малом бизнесе, то есть, с точки зрения социологии, экономики, психологии, политики, права и других наук. Он опирается на социологию и экономику, но обогащается методологией и инструментарием других наук. В рамках этого подхода осуществляется комплексное исследование малого бизнеса с использованием методов статистического, экономического, социального анализа предпринимателя как ключевой фигуры, фактора социально-экономического прогресса.

2. Бизнес и предпринимательство - сопряженные виды социально-экономической  деятельности. Бизнес – это стабильный  процесс производства, денежного  оборота, тогда как предпринимательство  есть рисковый бизнес, бизнес  на стадии зарождения и инновации.

Существенным свойством предпринимательства является инновация, которая обусловливает предпринимательскую прибыль, предпринимательский успех и социальный статус. Именно новаторством отличается предпринимательство от бизнеса. Любое нововведение делает бизнес предпринимательством. Задача бизнеса – закрепить новое качество, достигнутое в результате предпринимательства.

Таким образом, малый бизнес - это осуществляемая в малых масштабах социально-экономическая деятельность, социальной целью которой является самореализация человека и сохранение его статуса на основе стабильного процесса производства и денежного оборота. Малое предпринимательство – инновационная социально-экономическая деятельность, осуществляемая в малых масштабах, социальной целью которой является максимальная самореализация человека.

Информация о работе Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)