Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Роль управления в обществе - координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
§ 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Готовый ГМУ.docx

— 81.62 Кб (Скачать)

Задачи управления процессами функционирования и развития малым бизнесом и предпринимательством в связи с этим сводятся к характеристике и раскрытию свойств его социального потенциала, так как развитие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства означает прогрессивное социально-экономическое развитие общества в целом.

Малое предпринимательство как наиболее социально ориентированное ядро малого бизнеса должно стать главным ориентиром и объектом управленческого воздействия. Однако нельзя недооценивать в процессе управления социальный потенциал малого бизнеса в целом как фактор прогрессивного развития общества. Это предполагает разработку научно обоснованной концепции государственного управления малым бизнесом и предпринимательством.

О конкретных путях и методах государственного воздействия на социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства речь пойдет в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ

§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса

Государственное управление малым бизнесом осуществляется в соответствии с целями и задачами государственной политики в целом и социальной политики в частности. Реализация политики посредством государства представляет собой государственное управление.

Политика государства - это обоснованная система целей, направлений и принципов действий в сфере общественного производства и общества в целом. Она представляет собой разработку и проведение комплекса социально-экономических мероприятий, осуществляемых в соответствии с целями общественного развития. В связи с этим возникает вопрос, каковы цели и задачи, а также “идеалы” государственной политики?

Ответить на этот вопрос попытался ответить известный экономист и социолог В.Зомбарт. В своей работе “Идеалы социальной политики” он отмечает, что социальная политика преследует две цели: 1) изменение или сохранение социального устройства в государстве и 2) поддержание благополучия индивидов и социальных групп безотносительно к их классовой принадлежности. Объект социальной политики – “принципиальное упорядочивание экономических отношений, их формирование в определенную систему…сообразно руководящим началам” .

Социальная политика связана с изменением социально-экономического статуса отдельных, главным образом социально незащищенных групп; с обеспечением экономического положения при рисках для большинства людей (особенно, при жизненно опасных рисках). Но можем ли мы считать жизненно опасным риском рыночную ситуацию, при которой большинство честных предпринимателей разоряется и теряет средства к существованию?

Должно ли государство иметь целью предотвращать разорение предпринимателей? И какова тогда роль рыночных механизмов конкуренции и саморегуляции? Где границы государственного вмешательства в процессы функционирования рынка?

Соответственно, различают два стратегических подхода к социальной политике: либеральный и консервативный, исходя из степени государственного вмешательства в жизнь общества.

В рамках консервативной доктрины государственное вмешательство в рыночные отношения направлено на решение наиболее острых социальных проблем, страхование жизненных рисков и попечительство. К.Стейн перечисляет следующие признаки консерватизма: приоритет государственного регулирования, государственный контроль над рыночными механизмами; поддержка экономической сферы, чтобы она социально обеспечивала общество; развитие сферы социальных услуг при активной государственной поддержке.

Либеральная доктрина предоставляет свободу выбора индивиду. Цель социальной либеральной политики – сохранение социально-экономической стабильности при повышении высокой эффективности социальных расходов и низком уровне социальных государственных затрат.

Главная идея теории социально-политической интервенции Ф.-Х.Кауфманна - государство должно регулировать отношения между главными субъектами социально-экономической жизни общества. Цель интервенции – равновесие, которое на региональном уровне обеспечивают профсоюзы, объединения предпринимателей, общественные организации, органы местного самоуправления. Низовые инициативы юридически регулируются государством. Социальная политика вмешивается в патогенные социальные отношения, компенсирует и предотвращает социальные проблемы или индивидуальный риск, то есть социальная политика в данном случае – это принципы взаимодействия в обществе.

Итак, существуют различные точки зрения на роль и степень государственного вмешательства в процессы рынка: жесткая государственная регламентация рынка, политика государственного невмешательства и гибкое сочетание государственного управления и рыночных механизмов саморегуляции.

Практика хозяйствования дает богатый материал о том, что стихийный рынок чреват социальными диспропорциями, а жесткий государственный контроль душит всякую инициативу. Поэтому, остается одно: сочетание рынка и гибкого государственного управления. И это особенно актуально для малого бизнеса и предпринимательства.

Государственная политика в сфере малого бизнеса и предпринимательства – это основные принципы, методы и направления воздействия органов власти и управления на малый бизнес и предпринимательство в соответствии с целями социально-экономического развития общества.

Разработка социальной политики есть методологическое обоснование действий государства в сфере малого бизнеса и предпринимательства, ее цель – согласование интересов социальных групп, классов, действий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития общества. Социально-экономическая политика в сфере малого бизнеса и предпринимательства направлена на регулирование социальных отношений, предотвращение и разрешение социальных противоречий и конфликтов, обеспечение социального порядка в обществе как условия его прогрессивного развития. Она реализуется посредством государственного управления.

Государственное управление малым бизнесом и предпринимательством есть направляющее воздействие, которое обеспечивает подчинение процессов развития малого бизнеса интересам и целям государства. Следовательно, государственное управление есть деятельность по реализации государственной политики, это политика в действии.

Исходя из вышеизложенного, на наш взгляд, государственная социально-экономическая политика в сфере малого бизнеса и предпринимательства должна включать в себя следующие направления деятельности государства: социальную защиту малого бизнеса, социальную поддержку и социальную помощь малому бизнесу и предпринимательству*. Причем, разделить эти направления где-то бывает сложно, но по существу они составляют социальную политику в действии.

Государственная защита малого бизнеса представляет собой систему социально-экономических гарантий, обеспечивающих субъекту малого бизнеса реализацию его конституционных прав и свобод. Это своего рода гарантирование уверенности предпринимателя в завтрашнем дне вне зависимости от результатов его хозяйственной деятельности.

На наш взгляд, государственная социальная защита малого бизнеса включает в себя следующие мероприятия.

1. Обеспечение соответствующей  нормативно-правовой базы малого  бизнеса и предпринимательства, что предполагает инвентаризацию  всех законодательных актов и  внесение предложений, например, в  виде программ, в соответствующие  законодательные органы, для повышения  эффективности правовой базы  малого бизнеса, расширения внешнеэкономических  связей малых предприятий. Это  направление также предполагает  упрощение процедуры регистрации  малых предприятий и предпринимателей, устранение разрешительного режима их функционирования и внедрение заявочного порядка регистрации.

2. Проведение антимонопольной  политики (воздействие на монопольный  сектор экономики, прежде всего, регулирование деятельности крупных  предприятий) с целью создания  благоприятных условий для развития  малого бизнеса.

Одна из главных проблем малого бизнеса - хозяйствование в условиях монополизированной экономики: с одной стороны, монополизированная экономика препятствует развитию малого бизнеса, а с другой стороны, именно через развитие сети малых предприятий осуществляется демонополизация экономики. Поэтому антимонопольная политика предполагает разукрупнение и приватизацию государственной собственности, организацию "инкубаторов" и "питомников" малых предприятий на крупных и нерентабельных производствах, развитие контрактных и субконтрактных отношений между крупными и малыми предприятиями.

3. Развитие системы социально-экономического  страхования малого бизнеса. Социальное  страхование малого бизнеса понимается прежде всего как обеспечение социальных гарантий обанкротившимся предпринимателям и бизнесменам. Его цель – сохранение приемлемого социального статуса предпринимателя.

Социальное страхование малого бизнеса может осуществляться как государством, так и негосударственными структурами. Но руководящая роль государства в организации и проведении социального страхования малого бизнеса необходима. Оно призвано определять цели, принципы, приоритеты и методы социального страхования малого бизнеса, тем самым обеспечивать риски на разумной основе.

4. Следующим направлением  социально-экономической защиты  малого бизнеса являются государственные  гарантии кредиторам и инвесторам, прежде всего, иностранным. Государственное  посредничество в этом случае  просто необходимо для создания  и развития доверия между инвестором  и инвестируемым бизнесом.

Мероприятия социальной защиты малого бизнеса так или иначе пересекаются с мероприятиями государственной поддержки и помощи. Государственная поддержка предполагает проведение мероприятий по укреплению позиций на рынке и стимулированию развития стабильно функционирующего малого бизнеса и предпринимательства, в то время как государственные мероприятия помощи – это попечительство малого бизнеса и предпринимательства в приоритетных и социально значимых областях и нарождающегося бизнеса. Государственная помощь малому бизнесу - это: внедрение в отдельных случаях выгодного для государства безвозмездного финансирования требуемых производств и объектов; дотации, налоговые льготы, выгодные госзаказы малому бизнесу; создание экономической базы малых предприятий посредством разгосударствления и приватизации; внедрение лизинга; создание служб, оказывающих малому бизнесу методическую, информационно-консультационную помощь; подготовка и переподготовка кадров малого бизнеса и предпринимательства.

Государственная поддержка в самом общем виде предполагает: льготное налогообложение; расширение лизинговых услуг; льготное кредитование и субсидирование; различного рода консультирование; развитие социальной и производственной инфраструктуры; подготовку управленческих кадров малого бизнеса. Государственная защита, помощь и поддержка взаимосвязаны, мероприятия в рамках этих направлений внедряются в комплексе, иногда их можно разграничить условно. Однако, так или иначе, они находят свое синтетическое выражение в государственном управлении. Каким оно должно быть, чтобы наиболее полно и эффективно задействовать государственную помощь, поддержку и защиту малого бизнеса? Как нужно строить управленческий процесс, чтобы он отвечал интересам и потребностям как государства, так и малого бизнеса?

На наш взгляд, государственное управление будет способствовать наиболее полному развертыванию и реализации социально-экономического потенциала малого бизнеса в том случае, если оно будет осуществляться на основе определенной системы принципов. Исходя из новой парадигмы управления общественным производством , мы предлагаем следующие принципы государственного управления малым бизнесом: принцип развития, принцип непрерывного совершенствования управления, принцип согласования целей на основе общественного интереса, принцип пространственной и временной интеграции деятельности.

Тенденции усиления человеческого фактора в общественном производстве отражаются и в малом бизнесе как в наиболее социализированном виде экономической деятельности. Поэтому, обращаясь лицом к человеку, управление должно строиться на принципе социализации. Принцип социализации управления малым бизнесом обеспечивает деятельность малого бизнеса в соответствии с целями социально-экономического развития общества.

Принцип социализации связан с принципами развития и непрерывного совершенствования управленческого процесса, последовательное социальное целеполагание способствует превращению управления в непрерывный процесс. Малый бизнес, в процессе своей деятельности вступая в отношения с крупным и средним бизнесом, образует сложную социально-экономическую систему. В то же время сам по себе малый бизнес есть сложноорганизованная система. Жесткое навязывание сложноорганизованным системам целей и путей их развития чревато негативными последствиями.

Следовательно, “не столько сила, сколько правильно выбранная конфигурация управленческого воздействия определяют его результативность” . И необязательно это воздействие должно носить общесистемный характер: локальные, “малые, но правильно организованные – резонансные воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны” .

Информация о работе Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)