Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Роль управления в обществе - координировать социально-экономические процессы; согласовывать интересы и потребности различных социальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
§ 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства и его характеристика
§ 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
§ 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
§ 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Готовый ГМУ.docx

— 81.62 Кб (Скачать)

То есть, отказ от жестких, силовых управленческих воздействий означает правильно выбранный способ организации взаимодействия малого бизнеса с крупным, средним бизнесом и государственными структурами, переход к государственному управлению, построенному на основе четкой нормативно-правовой базы, равенства всех перед законом.

Государственное управление малым бизнесом, построенное на принципе локальной централизации, принципах системности и комплексности, согласования целей на основе общественного интереса, пространственной и временной интеграции деятельности требует разработки гибких технологий государственного управления. Это возможно в рамках концепции программно-целевого управления малым бизнесом и предпринимательством.

Управление, построенное по программно-целевому принципу, призвано разрабатывать и внедрять не разовые мероприятия, а целый комплекс последовательных воздействий, направленных на достижение конкретных целей по приоритетным направлениям. Программно-целевое управление предполагает разработку программ помощи, поддержки, защиты малого бизнеса в соответствии с приоритетами его развития. Эти приоритеты определяют способы и мероприятия управленческого воздействия на малый бизнес в рамках программ.

Например, социальная помощь малому бизнесу предполагает мероприятия, направленные на решение стратегических и тактических задач управления. Так как малый бизнес составляет преимущественно вторичную и третичную занятость населения, возникают некоторые социальные приоритеты в осуществлении мероприятий по социальной помощи: оказывать помощь не всем, а в первую очередь тем, кто в случае неудачи или неоказания помощи будет представлять социальную угрозу обществу. Соответственно, тактика управления будет сводиться к мероприятиям текущей адресной помощи, которую осуществляют фонды помощи (не обязательно государственные, государство выступает инициатором помощи), а стратегия – к разработке целевых программ помощи малому бизнесу и определению каналов взаимодействия государственных и негосударственных структур.

В рамках поддержки малого бизнеса программно-целевое стратегическое управление представлено программой развития так называемого “ведущего звена”. Цель такой программы – способствовать развитию наиболее успешного, “ведущего” малого бизнеса. Например, таковым может выступать инновационный малый бизнес.

Как уже говорилось, малый бизнес – сложная социально-экономическая система, а в связи с этим возникает особенность со-управления малого бизнеса, общественных организаций и государства. С одной стороны, процесс управления малым бизнесом - протекание процессов его самоуправления, а с другой стороны, - создание и внедрение целевых социально-экономических систем, вплетающихся в процессы функционирования и развития малого бизнеса. В связи с этим можно говорить о принципе соуправления малого бизнеса и государства.

Эффективное управление малым бизнесом должно строиться на основе разработки нормативной модели и анализа соответствия дескриптивной и эксплоративной моделей определенным нормативам. Разработка и следование системе нормативов позволяют оптимизировать развитие малого бизнеса. Поэтому государственное управление малым бизнесом нужно строить по нормативному принципу.

Система мероприятий по государственной поддержке и защите малого бизнеса включает, как правило, следующие направления:

1. Формирование соответствующей  нормативно-правовой базы малого  бизнеса и предпринимательства.

2. Создание соответствующих  организационных структур управления  малым бизнесом.

3. Разработка и реализация  региональных программ поддержки  малого бизнеса и предпринимательства.

4. Развитие научных парков, бизнес-инкубаторов, технопарков и других элементов рыночной инфраструктуры.

5. Выработка и приведение  в соответствие с целями управления  механизмов налогового стимулирования  малого бизнеса

6. Создание финансовых  механизмов регулирования деятельности  малого бизнеса и предпринимательства.

7. Формирование благоприятной  социально-экономической среды малого  бизнеса.

В обобщенном виде опыт государственного управления малого бизнеса в странах ЕЭС по отдельным областям политики выглядит так:

1. Создание малого предприятия. Во всех странах ЕЭС реализуются  различные программы поощрения  людей, имеющих собственное дело. Им оказывается финансовая, информационная, консультационная помощь, организуется  обучение и тому подобное. Например, Дания ввела в действие Схему  начинающих предпринимателей, предназначенную  для безработных, пожелавших открыть  собственное дело. Такие люди  получают половину своего пособия, пока занимаются собственным  делом, с максимальным сроком  выплат до 3,5 лет.

2. Субподряды. Субподряд  выгоден малым предприятиям, получающим  таким образом доступ к технологическим  и коммерческим “ноу-хау” больших  фирм. Но и в этой области  они сталкиваются с такими  проблемами, как жесткая международная  конкуренция, отсутствие полной  информации о рынке. Соответственно  и основные меры поддержки  малого бизнеса в этой сфере  связаны с информированием и  консультированием.

3. Экспорт. Примером реализации  государственной политики в этой  сфере является “Экспортная инициатива”  в Великобритании, ориентированная  на повышение заинтересованности  потенциальных экспортеров в  международной торговле и увеличение  ее объемов.

4. Финансирование. Проблема  финансирования – проблема доступа  бизнеса к источникам финансирования. Некоторые государства (Великобритания, Нидерланды) сосредоточиваются на  системах обеспечения гарантий  займа. Большинство же стран создают  особые резервы для поддержки  малого бизнеса через субсидии  или фискальные льготы на инвестиции, льготные займы или дотации. В  некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды) реализуется практика  предоставления малому бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков рисковых фондов.

5. Занятость. Основными мерами  в области занятости являются  финансовая помощь, информирование, консультирование и подготовка. В Греции принята специальная  Программа создания рабочих мест, в которой особое внимание  уделено молодежи и женщинам. Ранее других стран – членов  ЕЭС субсидии малым предприятиям  начала предоставлять Ирландия, столкнувшись с высоким уровнем  безработицы еще в 60-е годы.

6. Образование и обучение. Образование рассматривается с  точки зрения содействия предпринимательству  наряду с повышением уровня  подготовленности и расширением  знаний, развитие предпринимательских  качеств в человеке.

Государственная политика в сфере малого бизнеса, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные инструменты, использующиеся в западной практике, могли бы быть применены в нашей стране. В то же время необходимо помнить, что слепое копирование механизмов воздействия на развитие малого бизнеса может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям. Поэтому так необходимо при построении дерева целей и мероприятий по государственному управлению малым бизнесом учитывать региональные особенности. Государственная помощь, поддержка и защита малого бизнеса и предпринимательства должны строиться, исходя из целей его развития. При этом особое значение приобретают не количество, а структура, устойчивость, эффективность бизнеса.

Эти направления нормативной модели государственного управления малым бизнесом и предпринимательством были задействованы в нашей стране. Но управление, так называемая “поддержка”, осуществлялось спонтанно, методами прямого государственного вмешательства в экономику. Результаты такой “поддержки” наглядно представлены в характеристике этапов становления и развития отечественного малого бизнеса .

Экономически активное население участвует в малом бизнесе и предпринимательстве в форме как основной, так и дополнительной деятельности. Дополнительная работа в сфере предпринимательства часто требует больших затрат труда и времени, чем основная, но работники тем не менее не оставляют основную работу. Это свидетельствует о неуверенности населения в прочности рыночных отношений и в том, что предпринимательство станет основной формой их деятельности, а также о том, что им не просто расстаться с той работой, которой было отдано много лет и которая приносила им не только доход, но и моральное удовлетворение.

В условиях нестабильности частного предпринимательства, непоследовательной государственной политики по отношению к малому и среднему бизнесу более подходящей формой оказывается сочетание занятости в разных секторах экономики. Работа на государственном (акционерном) предприятии, в учреждении в качестве основного занятия дает возможности пользоваться некоторыми льготами и сохранить определенный статус. Дополнительная же занятость дает весомый добавок к доходу. Кроме того, значительная часть доходов получается в “теневой экономике” и концентрируется среди узкого круга лиц, материальное благополучие которых быстро возрастает за счет основной массы населения, а уровень потребления намного превосходит средний уровень потребления 10% высокодоходных групп, становясь сопоставимым с эталоном высших доходных групп наиболее богатых стран. В сферу “теневой экономики” вовлечены в той или иной степени широкие слои населения. Такая дополнительная занятость существенно меняет уровень доходов и расходную часть бюджета многих семей. Однако этот способ роста благосостояния, хотя и повышает уровень жизни части населения, но приводит к моральной деградации общества и развалу легальной экономики. 

Таким образом, общественное тяготение к традиции, привычному и стабильному, определенный склад ментальности играют не последнюю роль в формировании динамики и структуры малого предпринимательства и бизнеса.

Однако проблемы, порожденные спонтанным государственным вмешательством в эту сферу, значительно затрудняют функционирование и развитие малого бизнеса и предпринимательства. Сегодня ему препятствуют: несовершенство государственной и общественной структур управления, финансовой системы, налогово-кредитного и правового механизма; отсутствие экономической базы для развития предприятий малого бизнеса, государственной поддержки, подготовленных управленческих кадров, научно-прикладных и практических рекомендаций по их развитию; слабое развитие инфраструктуры и, как следствие трудности приобретения оборудования, комплектующих, помещений, финансовых средств, недостаток информации; хроническая отсталость и отсутствие новейшего оборудования, технологий; высокий уровень концентрации производства и монопольная структура рынка; неподготовленность кредитной системы для финансирования малого бизнеса, отсутствие гарантов и практики страхования инвестиций в него, ограниченность собственных финансовых средств; неразвитость рынка рабочей силы; действие фактора малой социальной мобильности, связанного с трудностями приобретения жилья и земельной собственности, а также надежных социальных гарантий по сравнению с теми, которые дает занятость на госпредприятиях; отсутствие правовой защиты новых юридических лиц; отсутствие оптимального рынка сырья, материалов и оборудования; неспособность большей части населения к предпринимательству из-за отсутствия экономической культуры, из-за социалистического общественного сознания.

Несмотря на сложность общеэкономической ситуации динамика показателей развития малых предприятий свидетельствует о больших возможностях их дальнейшего роста. Вместе с тем, малый бизнес и предпринимательство нуждаются в целенаправленной и продуманной поддержке, помощи и защите. Государственная политика в сфере малого бизнеса должна строиться не только с использованием мирового опыта управления малым бизнесом, но и с учетом качества социальной среды, действия традиционных социальных факторов, особенностей общественного мышления и психологии. Но, к сожалению, в настоящее время не отработаны механизмы государственного управления малым бизнесом, как на федеральном, так и на местном уровне.

Сегодня государственные мероприятия в сфере малого бизнеса и предпринимательства находятся в ведении Департамента по поддержке предпринимательства при Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, который только приступил к работе.

Меры по финансовой поддержке малого бизнеса – инновационно-инвестиционная политика, восстановление прерванных кризисом и создание новых кооперационных связей. При этом малый бизнес будет приобретать новые качества – активно усиливать долговременные связи с крупным и средним бизнесом, включаться в новые технологические цепочки, что будет способствовать развитию товаропроизводящих, инновационных и оказывающих производственные услуги малых предприятий. Инвестированием отечественного малого бизнеса занимается и мировое сообщество, на привлечение которого в отечественную экономику направлен целый комплекс мероприятий российского правительства. Так, Американско-Российский центр делового сотрудничества, поддерживающий развитие малого бизнеса в России, финансируется Агентством США по международному развитию. Его цель – создание сети организаций по поддержке предпринимательства.

Малые предприятия получают скидки при создании бизнес-планов, проведении экспертизы инвестиционных проектов, но для начинающих предпринимателей, которые сегодня приходят в бизнес в результате сокращений в армии и на производстве, эти расходы все равно не по карману. А уже около 40% состоявшихся бизнесменов в таких услугах не нуждаются. Они полагаются на себя, а не на помощь государства.

Основные слагаемые государственной политики – кредитно-финансовая помощь и создание правового и информационного поля – находятся в зачаточном состоянии. Как показывают опросы, проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, лишь каждое шестое малое предприятие считает доступ к льготным кредитам и субсидиям реальным, а из молодых предприятий – каждое девятое, торговых – шестнадцатое. Лишь 7 % предпринимателей назвали их как значимый финансовый источник (при этом их экономическое положение было даже хуже тех, кто подобного источника не имел) .

Информация о работе Проблемы государственного управления малым бизнесом (на примере Татарстана)