Анализ и совершенствование ценовой политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

В связи с этим, цель данной работы - на основе анализа действующей ценовой политики разработать мероприятия по ее совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность и понятие цены как экономической категории;

- изучить содержание ценовой политики предприятия;

- рассмотреть основные направления улучшения ценовой политики предприятий в современных условиях;

- представить характеристику услуг действующего предприятия и порядок формирования цен на них;

- выявить проблемы и недостатки ценовой политики на исследуемом предприятии;

- разработать мероприятия по улучшению ценовой политики предприятия и оценить их эффективность.

Оглавление

Введение

1. Теоретический раздел

1.1 Сущность цены в рыночной экономике, виды цен, их классификация

1.2 Методы и факторы рыночного ценообразования

1.3 Основные задачи и цели ценовой политики предприятия

1.4 Цели фирмы и их отражение в политике ценообразования

2 Анализ ценовой политики Студии Красоты «Garmonia»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия,

виды деятельности

2.2 Анализ рынка парикмахерских услуг

2.3 Методика ценообразования в СК «Garmonia»

2.4 Расчет цен на услуги

3 Совершенствование политики ценообразования

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Гармония.rtf

— 864.94 Кб (Скачать)

     5. «Снятие сливок» с рынка. Оно осуществляется за счет высоких цен. Это имеет место, когда фирма устанавливает на свои товары-новинки максимально высокие цены, значительно превышающие цены производства. Такое ценообразование называют «премиальным». Отдельные сегменты рынка от появления новой продукции даже по высокой цене получают экономию на издержках, лучше удовлетворяют свои потребности. Как только сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, чтобы привлечь следующую группу клиентов, достигая тем самым в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.

     6. Достижение лидерства в качестве. Фирма, которой удается закрепить за собой репутацию лидера в качестве, устанавливает высокую цену своего товара, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества, и затраты на проводимые для этого научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. 

     Перечисленные цели ценовой политики могут осуществляться в разнос время, при различной цепе, между ними может быть разное соотношение, однако в совокупности все они служат достижению общей цели -- долгосрочной максимизации прибыли. Механизм расчета цен предполагает выбор из все» совокупности стратегий и методов ценообразования наиболее оптимального варианта в установлении цены товара (услуг), позволяющего достичь экономически целесообразного сочетания в цене разно-направленных интересов производителя (продавца) и потребителя (покупателя), так как продавец заинтересован в возмещении понесенных издержек производства и максимизации прибыли, а покупатель, наоборот, -- в уменьшении цены и, соответственно, в минимизации прибыли продавца.

     Ценообразование -- это процесс установления величины цены. При данном объеме выпуска объективно существуют две цены продукции предприятия. Первая, называемая ценой спроса,-- это максимальная цена, которую согласились бы заплатить покупатели за тот объем продукции, который им предлагает производитель. Вторая, называемая ценой предложения, -- это минимальная цена, за которую согласился бы продать свою продукцию производитель. Эти две цены могут не совпадать. Если цена спроса больше цены предложения, то предприятие может манипулировать ценами в образовавшемся ценовом коридоре для реализации своих стратегических целей в данный период. Равенство цены спроса и цены предложения фактически означает, что существует единственный вариант цены, безубыточный для продавца и приемлемый для покупателя. И наконец, если цена предложения превышает цену спроса, производитель вынужден будет продать имеющийся у него объем продукции по цене спроса, понести убытки и далее либо пытаться минимизировать себестоимость, либо изменять объем производства. Причем не обязательно он выберет вариант сокращения производства. Может оказаться выгодным и его увеличение, но при одном условии -- если с ростом объемов производства себестоимость единицы продукции будет падать.

     На практике бывает трудно подсчитать цену предложения и цену спроса в каждый конкретный момент времени. Поэтому формируя свою ценовую политику, руководители предприятия во многом вынуждены действовать «на ощупь», т.е. методом проб и ошибок. Но это не значит, что они свободны в выборе ценовой стратегии, ведь «возмездие» за любое неправильное ценовое решение наступает неотвратимо.

     Определению ценовой стратегии фирмы должны предшествовать два предварительных этапа. На первом этапе осуществляется анализ результатов изучения рынка для определения его структуры и эластичности кривой спроса на продукцию, выпускаемую предприятием. Зависимость между величиной спроса на данный вид продукции и ее ценой отражает кривая спроса, имеющая в соответствии с законом спроса отрицательный наклон. Коэффициент эластичности, являющийся важнейшей характеристикой любого участка этой кривой, показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на данную продукцию при изменении цены на 1%. Когда предприятия повышают или понижают цену своей продукции, экономисты говорят, что производитель «двигается» по кривой спроса вверх или вниз. Наклон кривой спроса, или ее эластичность, и определяет размер снижения цены, необходимый для увеличения спроса на 1%. Если кривая имеет крутой наклон, то для достижения точки, в которой спрос будет больше на 1%, потребуется значительное снижение цены. И наоборот, если кривая спроса пологая, можно ограничиться лишь небольшим ценовым уменьшением. Изменение цены -- наиболее простой механизм учета изменений спроса, издержек и положения конкурентов. Однако из всех переменных, определяющих величину спроса на продукцию, конкурентам легче всего дублировать именно изменение цен. Если они выберут стратегию копирования, это снизит эффективность ценовой политики практически до нуля и может привести к «ценовой войне».

     На втором этапе ценовой политики четко определяется стратегия поведения предприятия на рынке (обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям объема продаж или качества товара и т.д.). Ценовая политика служит инструментом реализации этой стратегии. Только после определения конфигурации кривой спроса и стратегии поведения на рынке предприятие может приступить к выбору того или иного варианта ценовой политики.

     Анализ рынка

     Для того, чтобы иметь более точную информацию о состоянии конкретного рынка и условий, действующих на нем, как правило, применяют комплексный анализ рынка [11].

     Анализ рынка чаще всего проводится на стадии принятия решения об открытии того или иного бизнеса рассчитанного на конкретного потребителя в конкретном городе. Анализ подразумевает под собой изучение состава рынка, закономерностей ценообразования на нем, барьеров, присутствующих при вхождении на этот рынок, а так же структуры спроса и предложения на нем.

     Таким образом, комплекс мероприятий, осуществляемых для получения данных для анализа рынка:

  1. Составление программы, сбор вторичной информации, получение статистических данных
  2. Проведение полевых работ (анкетирование)
  3. Обработка и анализ данных
 

     1.4 Цели фирмы и их отражение в политике ценообразования 

     Цена -- инструмент коммерческой политики фирмы. И потому всякое обсуждение методов и правил ценообразования приобретает смысл только в том случае, если мы представляем, чего собственно хочет фирма добиться, устанавливая цены на свои продукты или услуги.

     Часто описание закономерностей деятельности частной коммерческой фирмы сводится к утверждению, что основной ее целью является максимизация прибыли, т.е. получение наибольшей ее величины на протяжении фиксированного периода времени -- квартала или года. Такое представление во многом является упрощением, поскольку не учитывает два важных обстоятельства:

     1) не в любой период деятельности фирмы она может добиваться максимизации прибыли. Причиной тому -- внешние ограничения, с которыми она сталкивается в своей деятельности. Например, в ситуации появления опасных конкурентов для фирмы более важным может оказаться сохранение своей доли продаж на рынке (или ранее найденных покупателей) -- даже если решение этой задачи потребует снижения цен и соответственного сокращения величины прибыли в текущем периоде;

     2) максимизация прибыли на самом деле является задачей производной от цели более глобальной -- максимизации ценности фирмы, т.е. той суммы денег, которую владельцы фирмы могли бы получить при продаже ее активов по рыночным ценам этих активов. А достижение этой основной цели может требовать от фирмы даже временного сокращения размеров прибыли (например, в период освоения новых видов продукции или захвата новых рыночных ниш) ради того, чтобы обеспечить себе устойчивые перспективы развития и еще большее увеличение своей ценности.

     Поэтому в практике можно встретить три основные разновидности целей фирмы [21]:

  1. Максимизация темпов роста
  2. Максимизация прибыли
  3. Максимизация объема продаж

     Естественно, что это никоим образом не умаляет важности задачи максимизации прибыли: фирма, решившая все иные задачи, но не имеющая нормальной (с позиции владельцев) прибыли, не может считаться успешной. Кроме того, не имея прибыли, фирма лишается возможности успешно решать разного рода задачи своего развития, что может быстро привести к потере ею своего положения на рынке и запаса эффективности.

     И если фирма в качестве своей основной (доминирующей) цели выбирает максимизацию объема прибыли, то ее коммерческая политика далее определяется тем, насколько она может варьировать цену продажи своих товаров. Если эта фирма не является монополистом или олигополистом и должна исходить из неизменности цены, то она будет добиваться максимизации прибыли за счет варьирования объемов производства (продаж).

     Логика такого варьирования показана на рисунке 1, где сведены воедино кривые выручки от продаж ( TR, total revenue), постоянных (FC, fixed costs) и общих (TC, total costs) затрат. 

     

     Рисунок 1 - Определение объема выпуска, обеспечивающего фирме в краткосрочном периоде максимальную прибыль при неизменных ценах. 

     Анализируя этот график, нужно обратить внимание на несколько обстоятельств:

     1) он показывает соотношения величин выручки, затрат и прибыли фирмы при различных вариантах объемов продаж, но для одного и того же периода времени, т.е. описывает статичную ситуацию;

     2) в силу неизменности цены кривая выручки от продаж ТR проходит через начало координат (при нулевом объеме продаж выручка равна нулю);

     3) кривая постоянных затрат FС проходит параллельно оси Q, поскольку по определению постоянные затраты инвариантны к объему выпуска (на протяжении фиксированного периода времени -- месяца или года), который фирма выберет для себя;

     4) так как даже при нулевом объеме продаж фирма будет вынуждена нести некоторые постоянные затраты, то кривая общих затрат ТС не проходит через начало координат, и потому при минимальных объемах продаж фирма будет нести убытки (кривая общих затрат ТС проходит выше кривой выручки ТR).

     Наконец, поскольку в данной ситуации рыночная цена неизменна, то от продажи каждой дополнительной единицы товара фирма будет получать одну и ту же величину выручки, т.е. выручка будет равна цене.

     В этих условиях, как видно на рис.1.1, максимум убытков фирма будет иметь в том случае, если объем ее продаж составит Q0. Этот объем характерен тем, что при нем сумма общих затрат перестает возрастать большими темпами, чем сумма выручки, -- эти темпы становятся одинаковыми (касательная к кривой ТС параллельна ТR).

     А если фирма сможет обеспечить объемы продаж большие, чем Q0, то ее выручка ТR будет расти в большей мере, чем общие затраты ТС. Причиной тому будет стабильность суммы постоянных затрат FС при росте объема продаж. В силу этого общие затраты будут увеличиваться лишь за счет роста суммы переменных затрат. Благодаря этому убытки начнут сокращаться, а затем фирма попадет в ситуацию, когда выручка от продаж станет равной затратам. Это точка пересечения кривых ТС и ТR, ей соответствует объем продаж Q1. Это будет означать, что фирма ликвидирует убыточность продаж, т.е. достигнет точки безубыточности.

     При объеме продаж Q2 (когда общие затраты растут в том же темпе, что и выручка от продаж) масса прибыли будет максимальной, а при еще больших объемах будет становиться все меньше. Причиной тому будет опережающий рост маржинальных (предельных) затрат фирмы по сравнению с ее маржинальной (предельной) выручкой.

     Маржинальные (предельные) затраты -- затраты фирмы на производство дополнительной единицы товара.

     Маржинальная (предельная) выручка -- выручка фирмы от продажи дополнительной единицы товара.

     Поэтому при нетленной рыночной цене фирме выгодно наращивать объемы продаж до тех пор, пока маржинальная выручка будет превышать маржинальные затраты. До этого рубежа продажа каждой дополнительной единицы товара будет увеличивать общую массу прибыли, получаемой фирмой. Именно такой объем продаж и соответствует величине Q2 на рис.1.1.

     Но если фирма перейдет этот рубеж, то опережающий рост ее маржинальных затрат приведет к тому, что и общие затраты начнут увеличиваться в большей мере, чем сумма выручки (именно поэтому правее точки Q2 кривая общих затрат ТС поднимается вверх круче, чем линия обшей выручки). А значит, общая масса прибыли начнет падать.

     Механизм этого процесса отображен на рисунке 2.

Информация о работе Анализ и совершенствование ценовой политики предприятия