Конные пробеги

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 10:36, реферат

Краткое описание

Конный спорт зародился в глубокой древности. Стихийно возникавшие скачки азиатских воинов, конные ристалища Древней Греции, Древнего Рима и Византии, рыцарские турниры средневековья, всевозможные военно-прикладные состязания кавалеристов и, наконец, современные Олимпийские игры - таков длинный сложный путь развития конного спорта. Несмотря на долгий путь развития, неизменной оставалась его цель - воспитание физически сильного, волевого человека. Со временем менялись приемы тренировки всадников и лошадей. Возрастала роль конницы в войне, усложнялись требования к ее быстроте, подвижности, маневренности.

Оглавление

Введение________________________________________________________2

1. Манежные школы, выездка_______________________________________5

2. Стипль-чез в Красном Селе_______________________________________7

3. Первые ипподромы. Скачки и бега. _______________________________8

3.1. Первые испытания скаковых и рысистых лошадей__________________8

3.2. Возникновение тотализатора____________________________________9

3.3. В заключении о скачках________________________________________9

4. Первые пробеги в России________________________________________11

5. История возникновения тройки, состязания троек____________________12





Заключение______________________________________________________15

Список литературы________________________________________________16

Файлы: 1 файл

кони.rtf

— 157.04 Кб (Скачать)

     4. Первые пробеги в России 

     В России с ее огромными просторами широкой популярность пользовались разнообразные пробеги на большие расстояния.

     Они стали проводиться значительно раньше многоборья, конкуров-иппиков и многих других видов соревнований. С древних времен в них ставилась задача выявить предельную возможность лошади «на скорость и дальность», а также подготовку всадника. Таким образом, конные пробеги совершались, прежде всего, из чисто практической, а в большинстве случаев, военной необходимости.

     Проводиться со спортивными целями и делиться на дистанционарные, резвостные, суточные многодневные и т.д. они стали сравнительно недавно. Летопись конных пробегов в России можно начать с 1889 года, когда спортсмен-кавалерист корнет Бугского драгунского полка Михаил Васильевич Асеев «о-дву-конь» (с лошадью в заводу по туркменскому обычаю), на строевых лошадях Диана и Влага, совершил переход из г. Дубны в Париж. В общей сложности лошади находились в пути 339 часов 45 минут. По прибытии в Париж Асеев с двумя его лошадьми стал участником-экспонентом проходившей в то время в Париже Всемирной выставки, где было высказано немало восторгов по поводу совершенного им пробега и высоких качеств русской ремонтной лошади. Таким образом, пробег, совершенный Михаилом Асеевым по личной инициативе, во время отпуска и на личные средства, приобрел значимость мероприятия, получившего международную известность. В истории отечественного конного спорта совершенный Асеевым пробег примечателен тем, что с него по существу ведет начало появление любителей конного спорта России за рубежом. Очень популярны в начале века были конные пробеги на 100 верст. Российский рекорд составлял 4 часа 26 минут. 

 

     5. История возникновения тройки, состязания троек 

     Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка - сегодня ее увидишь разве только на старинных картинах. Исконно русская упряжка - лошадка в оглоблях с дугой или борзая тройка - аллегорический символ России. Считается, что русская душа, русская удаль, русский характер живут и продолжаются в этой русской запряжке.

     Немало времени прошло, прежде чем гениальное изобретение древних китайцев - хомут - проникло на просторы Восточно-европейской равнины. Археологи, однако, утверждают, что предки новгородцев пользовались сим полезнейшим предметом уже в VII веке нашей эры. Приделав к хомуту сыромятные петли-гужи и пристроив с их помощью между хомутом и оглоблями деревянную пружину-дугу, они нашли способ сохранить плечи своих лошадей и получили упряжку на все случаи жизни, ведь русская упряжь в каком-то смысле - порождение второй из известных проблем нашего отечества, плохих дорог, не зря она появилась именно в лесной зоне России. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. Русская упряжь очень рациональна, в ней нет ни одной лишней детали.

     На Руси была своя, оглобельная парная упряжка, и в свое время она была весьма популярна. Необходимость в парной упряжке сначала возникла в крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно.

     Вслед за сельскохозяйственной парной упряжкой появилась и ездовая, известная по крайней мере с самого начала XVIII века. Такая несимметричная упряжка получила название "пара "на отлет". Она быстро приобрела популярность в России, так как оказалась одновременно резвой и эффектной. Такие щегольские упряжки стали особенно популярными с 20-х годов XIX века.

     В крестьянском обиходе гарная упряжка "на отлет" также была широко распространена, причем в двух вариантах: рабочем и выездном (полуямском). На парах "на отлет" ездили почта, в полиция, извозчики, пожарные, помещики.

     До XVII века включительно в России ездили на одноконных упряжках или же запрягали несколько лошадей гуськом - в последнем случае передняя лошадь "работала бульдозером", прокладывая всей упряжке путь по сугробам. В начале XVIII века, когда дороги стали пошире, начали запрягать пару и тройку в ряд. На первых порах упряжка из трех лошадей в ряд была весьма редким исключением из правил: но довольно быстро ее высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость были оценены по достоинству. В последней трети XVIII - начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки курьеров и почты, а также пассажиров и грузов. Тройки влекли по широким дорогам сани, телеги, кибитки, тарантасы, иногда возки. Правда, в карету тройка никогда не запрягалась.

     Настоящего расцвета и повсеместной популярности тройка достигла в первой половине XIX столетия. Олицетворявшая русскую удалую душу, широкую природу, она превратилась в своеобразный символ России. Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Известен такой исторический анекдот. Как-то раз при Екатерине II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица решила удивить его скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Велела найти самого лучшего ямщика и спросила: "Берешься отвезти высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов?" "Довезу, матушка, - ответил ямщик. - Только не уверен, что довезу его душу". Даже дорога между двумя столицами до 1817 года была настоящим испытанием для путешественника. Обычно это расстояние проезжали за двое-трое суток. Тройка - единственная в мире разноаллюрная упряжка.

     Там где возникала скорость, там возникал и вечный спор: кто быстрее? Поэтому стали появляться и всегда вызывали к себе особое отношение состязания русских троек. В одном из отчетов об испытаниях вятских троек сообщается: «В 1852 году дистанцию шесть верст тройка крестьянина Локтева проскакала в 11 мин. 45 сек., что на версту составляет 1 мин. 57 1/2 сек.».

     Любопытно, что иногда зрители принимали в состязаниях самое непосредственное участие. Летом 1841 года некий купец побился об заклад со своими друзьями, что на своей тройке доскачет до Павловска быстрее паровоза. В полдень паровоз с вагонами, битком наполненными зрителями, сделавшими ставки от 5 до 50 тысяч рублей, выехал из Петербурга. Каково же было разочарование спорщиков, когда, приехав в Царское Село на три минуты позднее поезда, купец отказался от дальнейшей борьбы. Тем не менее, «Северная пчела», следившая за «экспериментом», заметила на следующий день, что паровоз обычно этот переход делает на десять минут медленнее, чем в этот раз; стало быть, лошадь опередила паровоз!..» Испытания троек происходили и на ипподромах, но были не так популярны, как бега.

 

       Заключение 

     Конный спорт в России не носил массового характера. Он был либо чисто военным спортом, либо спортом состоятельных штатских любителей и коннозаводчиков. Принимавшие в конных соревнованиях офицеры имели, как правило, собственных лошадей. Они занимались скачками, выездкой, конкурами, конными пробегами, парфорсными охотами; рядовой состав - джигитовкой, владением холодным оружием и вольтижировкой. Таким образом, мы видим, что в России конца XIX начала XX вв. уже появились практически все направления конного спорта, которые мы видим в наше время.

     Центром развития конного спорта в России явились главным образом крупные города, в первую очередь Петербург и Москва. В остальных районах страны конный спорт проявлялся в своих местных или национальных формах. Необходимо отметить, что в дореволюционной России было немало спортсменов-конников очень высокого класса: С.Л. Носович (автор популярного в свое время труда «Современная езда, скачка и тренировка»), неоднократный участник и победитель Красносельского стипль-чеза; Иваненко, Плешков, Эксе, Родзянко (конкуристы, прославившие русский конный спорт за рубежем).

     Какое место в жизни российского общества занимала верховая езда и конный спорт, легко понять, заглянув в красочное издание журнала «Вестник русской конницы» за 1910-1914 годы. Приведенные в нем сведения о тысячеверстном верховом переходе поручика Ф.И. Шикуца и корнета В.И. Микулина, о победе поручика В.Н. Панчулидзиева в соревнованиях в Вене в 1914 году, сообщения о прошедшей в августе 1910 года Всероссийской конной выставке и Всероссийском съезде коннозаводчиков в Москве свидетельствовали об огромном интересе публике к этому виду спортивных занятий и развлечений.

 

      Список литературы 

1. А. Ганулич. Возьмемся за гуж. // Конный мир, № 2, 2003.

2. Жизнерадостные люди: Повести и рассказы русских писателей о потешных забавах, играх и развлечениях/Сост. Зиберов Д.А. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 432 с.

3. Н. Кривошеин. Лебедянское скаковое общество// Конный мир, № 9, 2006, с. 54.

4. Мясоедова И.Е., Соболева О.О. Теоретико-методологические основы современного конного спорта (сборник лекций). - Малаховка: МГАФК, 200 г. 134 с.

5. Спорт наших дедов: историко-документальное издание. - СПб.: Лики России, 2002. - 320 с.

6. В. Степановская. Невские забавы// Конный мир, № 4, 2003.

7. Урусов С.П. Книга о лошади. Настольная книга коннозаводчика, коневода, коневладельца и любителя лошади. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2000. 1020 с.

8. Молодежный спортивный портал http://sport.kharkov.ua/horse-sport/horse_sport_2.php

9. Сайт журнала «Конный мир», http://www.horseworld.ru/

Информация о работе Конные пробеги