Субъекты жилищного права. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособ-ность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Жилищное право в нашей стране охватывает вопросы прав и обязанностей субъектов жилищных правоотношений, порядок предоставления и пределы пользования жилыми помещениями, способы управления многоквартирными домами, затрагивает вопросы регистрационного учета граждан по месту жительства, приватизации жилых помещений и др. Именно поэтому освоение дисциплины «Жилищное право» является важной составляющей полноценной юридической подготовки.

Оглавление

1. Субъекты жилищного права. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособ-ность...........................................................................................3
2. Граждане (физические лица) как субъекты жилищного права. Правоспособность и дееспособность граждан. Особенности регулирования жилищных правоотношений с участием несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граж-дан.............................................................................4
3. Юридические лица как субъекты жилищного права. Правоспособ-ность и дееспособность юридических лиц....................................................................11
4. Российская Федерация, субъект Российской Федерации как субъекты жилищного права. Компетенция органов государственной власти РФ и субъекта РФ в области жилищных правоотноше-ний................................................13
5. Органы местного самоуправления как субъект жилищного права. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных правоотноше-ний..................................................................................................................19
Список использованной литерату-ры...................................................................21

Файлы: 1 файл

жилищное право.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

 

Субъекты Российской Федерации - статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Конституцией  РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, поэтому  субъекты РФ наделены соответствующими правами в данной сфере, в частности правом принимать необходимые нормативные акты, в которых определены жилищные правоотношения.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Систему органов  государственной власти субъекта РФ составляют:

1) законодательный  (представительный) орган государственной  власти;

2) высший исполнительный  орган государственной власти;

3) иные органы  государственной власти субъекта  РФ, образуемые в соответствии с его конституцией (уставом).

К компетенции  органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относятся (ст. 13 ЖК РФ):

 

1) государственный  учет жилищного фонда субъекта  РФ (включает в себя технический  (оперативный) учет, официальный  статистический учет и бухгалтерский учет);

 

2) определение  порядка предоставления жилых  помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ (служебных жилых помещений; жилых помещений в общежитиях; маневренного фонда; в домах системы социального обслуживания населения; для временного поселения вынужденных переселенцев; лиц, признанных беженцами; для социальной защиты отдельных категорий граждан);

3) установление  порядка определения размера  дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

4) определение  иных категорий граждан в целях  предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ;

5) определение  порядка предоставления по договорам  социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ;

6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ непригодными для проживания;

7) определение  порядка ведения органами местного  самоуправления учета граждан  в качестве нуждающихся в жилых  помещениях, предоставляемых по  договорам социального найма;

8) осуществление  контроля за использованием и  сохранностью жилищного фонда  субъекта РФ, соответствием жилых  помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

9) иные вопросы,  отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти РФ, компетенции органов местного самоуправления.

 

 

Органы местного самоуправления как субъект жилищного права.

Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений.

 

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное  самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение  населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления представляют собой выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

В перечень вопросов, отнесенных ст. 14 ЖК РФ к компетенции  органов местного самоуправления в области жилищных отношений, включены:

 

1) учет муниципального  жилищного фонда;

2) установление  размера дохода, приходящегося на  каждого члена семьи, и стоимости  имущества, находящегося в собственности  членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

3) ведение в  установленном порядке учета  граждан в качестве нуждающихся  в жилых помещениях, предоставляемых  по договорам социального найма;

4) определение  порядка предоставления жилых  помещений муниципального специализированного  жилищного фонда;

5) предоставление  в установленном порядке малоимущим  гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6) принятие в  установленном порядке решений  о переводе жилых помещений  в нежилые помещения и нежилых  помещений в жилые помещения;

7) согласование  переустройства и перепланировки  жилых помещений;

 

8) признание  в установленном порядке жилых  помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания;

9) осуществление  контроля за использованием и  сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

9.1) определение  порядка получения документа,  подтверждающего принятие решения  о согласовании или об отказе  в согласовании переустройства  и (или) перепланировки жилого  помещения в соответствии с  условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

10) иные вопросы,  отнесенные к компетенции органов  местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, ЖК РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

Необходимо отметить, что список полномочий органов местного самоуправления толкуется расширительно, то есть допускается рассмотрение и принятие решения и по иным вопросам, отнесенным к компетенции данных органов.

В субъектах  РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов РФ. Иные вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления и не включенные в указанные перечни, решают органы государственной власти данных субъектов РФ. То есть ЖК РФ предоставляет указанным городам федерального значения право самостоятельно, путем принятия соответствующих законов, определять перечень подлежащих решению вопросов.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — М. : Проспект, 2004.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ // СЗ  РФ. – 2005. - №1 (часть1).
  3. Федеральный Закон РФ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) // СЗ РФ. – 2005. - №1 (часть первая).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ. – 1994. - № 32.
  5. Жилищное право : учебник для студентов вузов обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / И. А. Еремичев [и др.]; под ред. И. А. Еремичева. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005.
  6.   Жилищное право России : практический курс / под. ред. М. Ю. Тихомирова. – М. : Издательство Тихомирова М.Ю., 2006.
  7.   Крашенинников, П. В. Жилищное право : учеб. / П. В. Крашенинников. - М. : Статут, 2005.

8. Баранов, В. А. Жилищное право Российской Федерации : учебник для вузов / В. А. Баранов, В. В.Гущин, Л. С. Курганов ; под ред. В.А. Баранова – М. : Норма, 2006.

9. Седугин, П. И. Жилищное право : учебник для вузов / П. И. Седугин. - 2-е изд. перераб. и доп. – М. : НОРМА – ИНФРА, 2002.

 


Информация о работе Субъекты жилищного права. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособ-ность