Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей правового режим сельскохозяйственных земель, субъектов прав на землю. Изучение прав и обязанностей субъектов по использования земель сельскохозяйственного назначения, особенности возникновения и прекращения прав по использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также правовой режим крестьянских (фермерских) хозяйств, ведение личного подсобного хозяйства, правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота. Также в ходе написания работы необходимо изучение правового режима земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов, особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения…………..5
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения………5
Субъект прав на земли сельскохозяйственного назначения……………….9
Глава II. Права и обязанности субъектов по использованию земель сельскохозяйственного назначения……………………………………………….11
Глава III. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения и их правомочия…………………………...17
3.1. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств………….19
3.2. Правовой режим земель для ведения личного подсобного хозяйства……………………………………………………………………………33.3. Правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства…………………………………………………………………………....26
3.4. Правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота………………………………………………………………………………....29
Глава IV. Правовой режим земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов…………………………….30
Глава V. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения…………………………………………………………………………..34
Заключение …………………………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………………………...40
Земельная доля (пай) представляет собой часть продуктивных земель сельскохозяйственного предприятия, передаваемую бесплатно в собственность его работнику или иному, имеющему на него право лицу, в процессе реорганизации этого предприятия. Основные нормативные акты, регулирующие отношения по реорганизации предприятий, образованию земельных долей и установлению их правового режима.
Совокупность
земельных долей данного (реорганизуемого)
сельскохозяйственного
Хотя земельные доли равновелики, размеры их со временем могут изменяться в порядке совершения различных сделок: купли-продажи, дарения, обмена на имущественные паи, передачи по наследству и т.д. Однако предельный размер доли не может превышать предельную норму предоставления земли в собственность для ведения крестьянского хозяйства в расчете на одного члена.
Собственник земельной доли имеет право на выдел ее лишь в ограниченном числе случаев, а именно:
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или личного подсобного хозяйства;
в случае передачи его в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям или гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;
при внесении земельной доли (или права пользования ею) в качестве учредительного взноса в уставный капитал коммерческого сельскохозяйственного предприятия;
в случае выкупа земельной доли органами местного самоуправления для включения его в фонд перераспределения;
при выкупе земельных долей для государственных или муниципальных нужд.
Во всех других случаях совершения сделок земельная доля в натуре не выделяется.
Не выделяется в натуре во всех случаях также земельная доля, образуемая при реорганизации сельскохозяйственных предприятий с особым статусом: узко специализированных хозяйств, хозяйств, расположенных в границах городов, учхозов и др. (п. 20-22 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий).
Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли в указанных выше случаях, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками долей. В случае разногласия между ними решение о местоположении участка принимаем орган местного самоуправления при участии районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. При этом должны быть обеспечены условия рациональной организации территории и качества земель выделяемого участка на уровне не ниже среднего по хозяйству. При несогласии собственников земельных долей с решением органа местного самоуправления о местоположении выделяемого участка споры разрешаются в судебном порядке.
При выделении земельных долей для ведения крестьянских и личных подсобных хозяйств должны быть обеспечены условия рациональной организации территории и компактного размещения выделяемых участков в целях создания благоприятных условий для возможного кооперирования их с другими коммерческими предприятиями в области производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания, инженерного благоустройства территории и улучшения социально-бытового обслуживания населения.
При передачи земельных долей в аренду арендодателям могут выступать как отдельные собственники долей, так и их группы. В последнем случае заключается многосторонний договор аренды, а в натуре выделяется земельный участок, равный сумме площадей передаваемых в аренду долей. В таком же порядке выделяются земельные доли и при передачи их в качестве учредительных взносов в уставный капитал коммерческих сельскохозяйственных организаций. Договоры аренды и передачи долей в качестве учредительных взносов регистрируются в установленном порядке.
Собственник земельной доли вправе совершать все предусмотренные законом гражданско-правовые сделки: передать ее по наследству, продать другому собственнику или иному субъекту для использования по целевому назначению, подарить долю, обменять земельную долю на имущественный пай или на земельную долю в другом хозяйстве, передать ее другому лицу на условиях договора ренты и пожизненного содержания.
Поскольку во всех
перечисленных сделках
На практике возможны случаи невостребования земельных долей, когда не выявлен его собственник (например, временно отсутствующий работник сельхозпредприятия). В соответствии с Указом Президента «О реализации конституционных прав граждан на землю» невостребованные земельные доли передаются (сохраняются за) сельскохозяйственными организациями, которые используют их в течение 3 лет. По истечении указанного срока, если собственник доли не подал заявления о получении свидетельства на право собственности долей и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще 3 года.
Земельные доли граждан, не реализованные одним из перечисленных способов, остаются в их совместном пользовании в соответствии с уставом данного сельскохозяйственного предприятия. Правовой основой этой деятельности являются договоры, заключаемые между собственниками земельных долей и администрациями соответствующих сельскохозяйственных предприятий.
Глава V. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
Термин «оборот» тех или иных объектов может пониматься в двух основных значениях – в фактическо - юридическом и чисто юридическом.
В фактическо-юридическом значении оборот объектов в качестве возмездного (купля-продажа, мена и т.д.) перемещения их в пространстве от одной территории к другой. Так, гарантируя право свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Конституция РФ предусматривает возможность ограничения этой свободы, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 8 п. 1, 74 п. 2 Конституции РФ).
В число юридическом значении понятие данного оборота понимается в сменах титулов прав на объект, который не перемещается в пространстве (недвижимость). Иначе говоря, при таком виде оборота происходит не перемещение объекта, а перемещение указанных титулов. И поскольку земля может находиться в частной, государственной и иной формах собственности (ст. 9 п. 2 Конституции РФ), то «оборот» этих форм собственности осуществляется в порядке, определяемом федеральным законодательством (ст.36 п. 3 и 72 п. 1 Конституции РФ).
Федеральный закон РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 07.07.2003 г. № 113 регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Действие настоящего
Федерального закона не распространяется
на земельные участки, предоставленные
из земель сельскохозяйственного
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление
максимального размера общей
площади сельскохозяйственных
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
3) преимущественное
право субъекта Российской
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 113-ФЗ)
4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 87-ФЗ)
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов;
6) утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2005 N 87-ФЗ.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Приватизации
не подлежат находящиеся в государственной
или муниципальной
Принятие субъектами
Российской Федерации законов и
иных нормативных правовых актов, содержащих
дополнительные правила и ограничения
оборота земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначен
К отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.
Заключение
Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения; а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права.
Особенности земель
сельскохозяйственного
Управление правовым режимом земель сельскохозяйственного назначения, его возникновение, изменение, преобразования земельных положений в сельскохозяйственных предприятиях и организациях, дифференциация осуществляются исполнительными органами государственной власти.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно.
Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения