Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей правового режим сельскохозяйственных земель, субъектов прав на землю. Изучение прав и обязанностей субъектов по использования земель сельскохозяйственного назначения, особенности возникновения и прекращения прав по использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также правовой режим крестьянских (фермерских) хозяйств, ведение личного подсобного хозяйства, правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота. Также в ходе написания работы необходимо изучение правового режима земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов, особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения…………..5
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения………5
Субъект прав на земли сельскохозяйственного назначения……………….9
Глава II. Права и обязанности субъектов по использованию земель сельскохозяйственного назначения……………………………………………….11
Глава III. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения и их правомочия…………………………...17
3.1. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств………….19
3.2. Правовой режим земель для ведения личного подсобного хозяйства……………………………………………………………………………33.3. Правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства…………………………………………………………………………....26
3.4. Правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота………………………………………………………………………………....29
Глава IV. Правовой режим земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов…………………………….30
Глава V. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения…………………………………………………………………………..34
Заключение …………………………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

ЗЕМ.ПРАВО!!!.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Одной из специфических особенностей правового режима земель крестьянского  хозяйства в сфере расположения ими является раздел земельной собственности. Поскольку земля находится в общей собственности членов крестьянского хозяйства, то по общему правилу в случае прекращения его деятельности в связи с выходом из него всех членов или по иным основаниям земельный участок делится по соглашению между ними, а при не достижении согласия – в судебном порядке (ст. ст. 252, 254 ГК РФ). При этом выдел может быть произведен как в натуре, так и путем денежной компенсации. Но такой порядок раздела земли возможен только в случае полной ликвидации крестьянского хозяйства. При выходе одного или нескольких членов крестьянского хозяйства из его состава земельный участок разделу не подлежит. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации, соразмерной его доле в общей собственности на имущество хозяйства.

Вторую группу прав крестьянских (фермерских) хозяйств составляют правомочия по использованию земли (ст. 40, 41 ЗК РФ, ст. 10 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Крестьянским хозяйствам предоставлены следующие права по использованию предоставленных им земельных участков.

    1. Право самостоятельно хозяйствовать на земле, т.е. самостоятельно решать все основные вопросы хозяйственной деятельности: определять специализацию хозяйства, систему земледелия, технологию производства и переработки сельскохозяйственной продукции, распределения доходов и т.п. При этом вмешательство в их хозяйственную деятельность, связанную с использованием земли, со стороны  государственных хозяйственных и иных органов запрещается.
    2. Право использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные особенности этого правомочия: реализация этих прав возможна, во-первых, только для внутрихозяйственных целей, т.е. указанные природные ресурсы не могут быть предметом сделок, связанных с отчуждением их как сырьевых материалов или изделий из них. Во-вторых, использованием их должно осуществляться в соответствии с действующим специальным законодательством: лесным, водным, горным и др.

Кроме того, следует  иметь в виду, что с передачей  участка в собственность граждан  не все виды природных ресурсов, имеющихся на этом участке, становятся собственностью этих граждан. Так, например, полезные ископаемые, включая общераспространенные, по-прежнему остаются собственностью государства и могут быть переданы только на праве пользования. Это же относится и к участкам лесного фонда, а также водным объектам, не относящимся к числу обособленных небольших по площади и закрытых.

    1. Право в установленном порядке производить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, а также создавать пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями.
    2. Право возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением предоставленных или приобретенных земель.
    3. Право собственности на производственные посевы или посадки культур и насаждений, производственную продукцию и доходы от ее реализации.

В случае изъятия  земельного участка крестьянского  хозяйства для государственных  или муниципальных нужд оно имеет  право на возмещение полной стоимости земли по договорной цене, включающей возмещение всех убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Правовой  режим земель для ведения личного  подсобного хозяйства

В cсоответствии с Федеральным Законом «О личном подсобном хозяйстве»

личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

 Личное подсобное  хозяйство ведется гражданином  или гражданином и совместно  проживающими с ним и (или)  совместно осуществляющими с  ним ведение личного подсобного  хозяйства членами его семьи  в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Сельскохозяйственная  продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Реализация  гражданами, ведущими личное подсобное  хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской  деятельностью.

Право на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства имеют все совершеннолетние и дееспособные граждане независимо от места постоян7ного жительства и рода занятий. Участки предоставляются органами местного самоуправления в собственность или в аренду. Предельные нормы предоставления земельных участков в собственность. При аренде земель нормирование размеров применяется реже. В пределах этих норм участки в собственность предоставляются, как правило за плату. Земельные участки, полученные гражданами на праве пользования или пожизненного наследуемого владения до 01.01.91 г., в том числе превышающие установленную предельную норму, сохраняются за ними в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих такие земельные участки, выкупать превышающую норму часть их или брать в аренду (Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» п. 2). Этим же нормативным актом разрешается гражданам увеличивать размеры земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, за счет земельных долей (паев). В связи с этим предельные нормы предоставления земельных участков, выделяемых для ведения личного подсобного хозяйства, до размеров земельных долей (паев) граждан. Таким образом, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могут иметь довольно внушительные (до нескольких гектаров) размеры и при желании могут быть использованы как объект индивидуального предпринимательства. В целях компактной застройки населенного пункта земельный участок для этих целей может быть выделен в двух местах: при доме в пределах установленной нормы и за пределами жилой зоны населенного пункта. Земельные участки, предоставленные ранее для ведения личного подсобного хозяйства на праве пользования или пожизненного наследуемого владения могут быть гражданами бесплатно приватизированы.

Документом, устанавливающим  право на зе6млю, является свидетельство, выдаваемое местной администрацией, а в случае аренды – соответствующий  договор.

Граждане, имеющие  на праве собственности земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, могут совершать гражданско-правовые сделки: купли-продажи, дарения, наследования, мены, сдачи  в аренду, в залог (кроме полевой части), передачи другому лицу по договору ренты и др. Все указанные сделки с земельными участками совершаются в соответствии с нормами гражданского законодательства с учетом норм земельного законодательства.

Правовой режим  использования указанных земельных  участков определяется нормами ст. 40-42 ЗК РФ. Часть участка может быть занята жилыми и хозяйственными постройками и сооружениями, остальная – должна использоваться по целевому назначению (для производства сельскохозяйственной продукции). Это не исключает возможность использования имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, торфа, леса, воды для различных внутрихозяйственных нужд (например, строительства хозяйственных объектов, изготовления для этого стройматериалов, устройства мелиоративных сооружений и т.п.). но эта деятельность должна быть связана с основным  целевым назначением земель и иметь внутрихозяйственный характер.

Земельный налог  устанавливается по ставкам налога за земли сельскохозяйственного  назначения. Личное подсобное хозяйство, как видно из самого назначения, основано на личном труде собственника (пользователя), и членов его семьи, по крайней мере в тех случаях, когда он не зарегистрирован в качестве частного предпринимателя.

Земельный участок, предоставленный для ведения  личного подсобного хозяйства, может  быть в установленном порядке изъят (выкуплен) для государственных или муниципальных нужд при условии согласия на это собственника земли и возмещения ему в полном объеме ее стоимости по договорной цене, включающей все убытки и упущенную выгоду, возмещение стоимости земли и убытков собственника может не производится в случае принудительного изъятия участка по основаниям, связанным с совершением им земельных правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовой   режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Садоводство, огородничество и дачное хозяйство являются одним из наиболее распространенных видов землепользования граждан. Особенностью этого вида права на землю является то, что подавляющие в городах и поселках городского типа. До последнего времени земельное законодательство не содержало достаточно полного правового механизма регулирования этого обширного блока общественных отношений применительно к новым социально-экономическим условиям. В настоящее время этот пробел устранен. 15 апреля 1998 года был принят Закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан», который охватывает практически весь комплекс отношений по формированию и функционированию этих экономических категорий. Прежде всего, в законе дается очень четкое разграничение целевого назначения земельных участков, предоставляемых для указанных целей. Так, целевое назначение садового земельного участка – выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля с правом возведения жилых строений (но без права регистрации проживания в них), а также хозяйственных построений и сооружений.

Огородный земельный  участок предназначен для выращивания  всех упомянутых выше сельскохозяйственных культур за исключением плодовых с правом (или без права) возведения некапитальных жилых и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования участка.

Дачный земельный  участок предоставляется гражданам  или приобретается ими в целях  отдыха с правом возведения жилых  и хозяйственных строений и сооружений и с правом выращивания любых сельскохозяйственных культур, включая плодовые. При этом право регистрации проживания в жилом строении может быть предоставлено в каждом конкретном случае в зависимости от региональных условий.

Законом предусматривается создание трех видов (форм) садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан: товариществ, потребительских кооперативов и некоммерческих партнерств. Все три вида некоммерческих объединений являются юридическими лицами. Имущество общего пользователя может быть как совместной собственностью членов объединения, так и собственностью объединения как юридического лица (в товариществах) или только собственностью объединения как юридического лица (в потребительских кооперативах и партнерствах), что и является отличительным признаком указанных объединений.

Садоводческие, огороднические и дачные объединения  граждан создаются по месту их проживания, решением самих граждан  и органов местного самоуправления при численности желающих создать объединение не менее трех человек. Государственная регистрация объединения осуществляется в установленном порядке в органах юстиции по месту его образования при наличии документов о предварительном выборе земельного участка для размещения учреждаемого объединения. При этом обеспечение граждан земельными участками, а стало быть и выполнение всех действий, связанных с предварительным согласованием места размещения объединений с соответствующими органами местного самоуправления, является обязательностью муниципальных органов по месту жительства граждан.

Членами товариществ  и некоммерческих партнерств могут  быть граждане, достигшие полного  совершеннолетия, а потребительских  кооперативов – достигшие 16-ти летнего  возраста.

Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения и ассоциации таких объединений в праве открывать свои представительства при организациях и предприятиях, занимающихся производством и реализацией необходимой для членов объединения продукции (посадочный материал, удобрения, строительные материалы, сельскохозяйственную технику и инвентарь) или сбытом сельскохозяйственной продукции. Такие представительства не являются самостоятельными подразделениями объединений и в своей деятельности полностью им подотчетны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовой режим земельных участков для сенокошение и выпаса скота

Земельные участки  для сенокошения и выпаса скота  могут предоставляться гражданам  как местной администрацией, так  и предприятиями, организациями  и учреждениями (главным образом  сельскохозяйственными). Местная администрация предоставляет участки из земель запаса, а также свободных земель лесного фонда и других категорий, а предприятия, организации и иные субъекты – из своих земель во временное пользование или краткосрочную аренду (когда они являются собственниками земли).

Размеры участков для сенокошения и выпаса скота  не нормируются; они устанавливаются  по договоренности сторон в зависимости  от потребности, возможности предоставления и использования. Документом, удостоверяющим право пользования участками указанного типа, является договор аренды или временного пользования либо приказа (распоряжение) администрации предприятия, зарегистрированные в установленном порядке. По истечении срока пользования участки изымаются или этот срок продлевается.

Условия пользования  землей устанавливаются в договоре по соглашению сторон (срок пользования, размер и сроки платы, условия  и порядок возврата участков, ответственность  сторон и др.).

Предоставления  земельных участков для сенокошения  и выпаса скота из земель лесного фонда осуществляется по решению районной администрации по согласованию с соответствующим органом лесного хозяйства. Основанием для осуществления сельскохозяйственного лесопользования, в т.ч. сенокошения и выпаса скота является лесной билет, который выдается лесопользователям лесхозом. Он выдается на один сезон и в нем указывается место лесопользования, срок и порядок его осуществления, обязанности лесопользователя, а также размер платы.

 

 

 

Глава IV. Правовой режим земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов

Особенностью  правового режима земельных долей  является положение о реорганизации  колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденное постановлением правительства РФ от 04.09.1992 г. № 708,где был предусмотрен порядок приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки передавались в собственность работников сельскохозяйственного предприятия, в том числе уволенных по сокращению,пенсионеров,работников социальной сферы на селе,временно отсутствующих работников. Каждому работнику передавалась земельная доля, размер которой определялся в гектарах исходя из дифференцированной среднерайонной нормы бесплатной передачи земли.

Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения