Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей правового режим сельскохозяйственных земель, субъектов прав на землю. Изучение прав и обязанностей субъектов по использования земель сельскохозяйственного назначения, особенности возникновения и прекращения прав по использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также правовой режим крестьянских (фермерских) хозяйств, ведение личного подсобного хозяйства, правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства, правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота. Также в ходе написания работы необходимо изучение правового режима земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов, особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения…………..5
Особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения………5
Субъект прав на земли сельскохозяйственного назначения……………….9
Глава II. Права и обязанности субъектов по использованию земель сельскохозяйственного назначения……………………………………………….11
Глава III. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения и их правомочия…………………………...17
3.1. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств………….19
3.2. Правовой режим земель для ведения личного подсобного хозяйства……………………………………………………………………………33.3. Правовой режим земель для садоводства, огородничества и дачного хозяйства…………………………………………………………………………....26
3.4. Правовой режим земельных участков для сенокошения и выпаса скота………………………………………………………………………………....29
Глава IV. Правовой режим земельных долей, образуемых в результате реорганизации и приватизации колхозов и совхозов…………………………….30
Глава V. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения…………………………………………………………………………..34
Заключение …………………………………………………………………………48
Список использованной литературы……………………………………………...40

Файлы: 1 файл

ЗЕМ.ПРАВО!!!.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Право на получение  земельных участков  в собственность  или в пользование имеют все  граждане Российской Федерации, не лишенные дееспособности и достигшие совершеннолетия, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Последние  не могут иметь земельные участки на праве собственности лишь в приграничных территориях и в иных регионах по перечню, утверждаемому Правительством РФ (ст. 15 ЗК РФ). Право иностранных граждан на аренду и безвозмездное срочное пользование земельными участками не ограничено.

С учетом организационно-хозяйственной целесообразности граждане вправе создавать объединения, чаще всего в форме товариществ, обществ, кооперативов (садоводческие, огороднические, дачные, животноводческие, жилищно- и гаражностроительные и т.п.), сохраняя статус субъективов права на землю.

В категории  субъектов земельных правоотношений особое место занимает семья. По действующему законодательству семья не является субъектом земельных правоотношений, так как земельный участок  предоставляется конкретным гражданам, хотя бы и членам одной семьи. Тем не менее, законодательство вовлекает признак семьи в процесс регулирования земельных отношений. На практике этот признак принимается очень часто. Например, при  рассмотрении ходатайства граждан о предоставлении им земельных участков принимается во внимание не только количество членов семьи и ее состав, но и то – имеет ли семья земельный участок, каков его размер, для каких целей был предоставлен и т.п.

Право граждан  на земельный участок в общем  случае не ставится в зависимости от места и характера трудовой деятельности граждан или места их проживания. Однако в отдельных случаях такая зависимость законодательно установлена: например, право на земельную долю (пай), право на служебный земельный надел, преимущественно право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Законодательством установлены различные виды права граждан на землю: это может быть правом собственности и пользования участками земли. Собственность может быть индивидуальной и общей (коллективной). Общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Право пользования граждан землей имеет срочный характер и может быть краткосрочным (до 1 года)  и долгосрочным (аренда). На практике чаще всего применяется право собственности и право аренды. В соответствии со ст. 20, 21 ЗК РФ гражданам земельные участки на праве бессрочного  (постоянного) пользования и пожизненно наследуемого владения не представляются. Право бессрочного (постоянного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками, возникшие у граждан до введения в действие ЗК РФ, за ними сохраняются. При этом гражданам предоставляется право приватизации указанные земельные участки на безвозмездной основе.

Независимо  от формы права граждан на землю, оно всегда имеет целевой характер. Земельный участок гражданину может быть предоставлен для одной из следующих, установленных законодательством целей, которые в законодательстве называются видами разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства , для индивидуального или коллективного садоводства (огородничества, животноводства), для индивидуального или коллективного жилищного, дачного, гаражного строительства, для сенокошения или выпаса скота. Вид разрешенного использования  устанавливается в решении органа, предоставившего земельный участок. Последствием несоблюдения субъектом этого требования может быть изъятие у него земельного участка.

Право граждан  на земельные участки может возникнуть по двум основаниям:

  1. в порядке предоставления их из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  2. в порядке совершения сделок с землей.

Предоставление  земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться как за плату, так и бесплатно. В общем случае земельные участки гражданам на праве собственности предоставляются платно.

Бесплатно земельные  участки в собственность граждан  могут быть предоставлены:

  1. в порядке приватизации участков, находящихся у граждан на праве бессрочного (постоянного) пользования или пожизненно наследуемого владения;
  2. в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ.

Размеры предоставления в собственность земельных участков нормируются в зависимости от вида разрешенного использования. Законодательно устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставления гражданам в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества, животноводства, предельные размеры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Это – в общем случае. Однако при предоставлении земельных участков в собственность граждан на безвозмездной основе право устанавливать максимальные размеры предоставлено собственникам земель, а именно:

  1. при предоставлении участков из земель, находящихся в федеральной собственности, - федеральным законом;
  2. при предоставлении участков земель субъектов РФ – законами субъектов РФ;
  3. при предоставлении участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, - нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

В некоторых  случаях (коллективное жилищное строительство, гаражное строительство, предпринимательская  деятельность) предельные размеры предоставления земельных участков устанавливаются по типовым нормативам или в соответствии с проектно-технической документацией.

Предоставление  земельных участков на праве аренды и срочного пользования законодательством  не нормируется.

Отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, для целей строительства не допускается (ст. 28 ЗК РФ), за исключением случаев, когда эти земли изъяты из оборота, имеется запрет на их приватизацию или они зарезервированы в установленном порядке для государственных и муниципальных нужд.

Объекты права  граждан на землю – конкретные земельные участки или земельные  доли (паи). Земельный участок характеризуется  определенностью местоположения, границ, размеров, а нередко и качества. Земельная доля (пай) в общей собственности имеет лишь признак формальной принадлежности определенному субъекту. Ни местоположение, ни качественные его характеристики до выделения пая в натуру неизвестны. После выделения земельной доли (пая) в натуре понятие о нем совмещается с понятием об участке.

  Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Определение размера  причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании  нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Принудительное  прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации. Принудительное прекращение аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Земельный участок  из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят  у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Заявление о  принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного  назначения в случае его ненадлежащего  использования или неиспользования  в соответствии с целевым назначением  в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Субъекты, осуществляющие использование земель сельскохозяйственного назначения и их правомочия

В земельно-правовой литературе советского периода традиционно  рассматривался только один  вид  субъекта правоотношений по использованию  земли – это землепользователь, поскольку в условиях господства исключительной собственности государства на землю иных и не могло быть. Игнорировалось положение работников сельхозпредприятий, непосредственно реализующих свои правомочия по использованию угодий; их труд регулировался другими отраслями права (трудовым, аграрным и т.д.).

Земельная реформа  в России ставит главной своей  задачей максимальное включение  лиц, работающих на земле, в механизм отношений собственности; здесь  главными фигурами в земельных отношениях являются главным образом не те, кто наделен титулом на право хозяйственной эксплуатации земли, а те, кто непосредственно осуществляет эту эксплуатацию.

Фактическая реализация правового режима земель сельскохозяйственного  назначения осуществляется именно в  сфере правомочий субъектов правоотношений по непосредственному использованию угодий.

Субъекты правоотношений по использованию земель сельскохозяйственного  назначения в широком смысле. Выделение  их в таком аспекте обусловлено  следующими мотивами.

  1. Они являются субъектами чисто земельных правоотношений в силу наделения их титулом на право использования земель. Это – собственники земель в их разновидности: землевладельцы, землепользователи, как постоянные, так и временные, арендаторы. Их правовой статус удовлетворяется специальными документами – свидетельством на право собственности; пожизненно наследуемого владения; бессрочного или постоянного пользования, а также договорами на право временного пользования и аренды.
  2. Они должны обладать определенной земельной правоспособностью. Например, земельный участок не может быть предоставлен для ведения фермерского хозяйства, если гражданин не обладает необходимой квалификацией или опытом работы в сельском хозяйстве. Работать же на земле в праве и лица, не обладающие земельной правоспособностью. Так, если главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть лишь лицо, достигшее 18-летнего возраста, то работать на крестьянском поле могут и несовершеннолетние.
  3. Право на получение титула землевладения и землепользования имеют не всякие лица, а только те, которым разрешено законом, и лишь для тех целей, которые в нем определены. Например, не может обладать титулом землепользования подразделение предприятия, не обладающее правами юридического лица; если оно получило такие права, то не вправе получить титул землепользования для использования земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственных целях (для строительства промышленного предприятия, для образования свалки, захоронения отходов и т.п.).

Субъекты правоотношений по использованию земель в узком  смысле – это любые лица, осуществляющие непосредственную хозяйственную эксплуатацию земельных участков на законных основаниях без обладания титула на право собственности, владения, землепользования, аренды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств

 Федеральный  Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве гласит, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

 Фермерское  хозяйство может быть создано  одним гражданином.

 Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской  деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования  юридического лица, применяются правила  гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

Фермерское  хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 257 ГК РФ предоставленный крестьянскому  хозяйству в собственность или приобретенный им земельный участок находится в общей совместной собственности его членов, если законом или договором между ними не установлено иное. Это означает, что земельный участок может находиться в общей долевой собственности или даже в индивидуальной частной собственности его членов.

В случае общей совместной собственности доли членов крестьянского  хозяйства в праве на землю  определяются соглашением между  ними, а при отсутствии такового – признаются равными.

Совокупность земельных  прав крестьянских хозяйств, как субъектов  прав на землю, подразделяется на права  по распоряжению землей и на права  по её хозяйственному использованию. Первая группа прав определяется: ст.10 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а также рядом статей ГК РФ и др. нормативными актами. Прежде всего, это правомочие крестьянского хозяйства совершает гражданско-правовые сделки с той частью земли, которая составляет его собственность. К ним относятся: сделки купли-продажи, дарения, мены земельных участков, передачи их в аренду, по наследству, а также отчуждение по договору ренты.

Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения