Понятие, принципы и содержание земельного кадастра

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – определить значимость и особенность земельного кадастра в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы:
- дать понятие земельного кадастра;
- раскрыть принципы земельного кадастра и земельного права;
- определить содержание и ведение государственного земельного кадастра.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие земельного кадастра……………………………………………6
2 Принципы земельного права и ведения земельного кадастра……………………………………………………………………..13
2.1 Принципы земельного права………………………………………….13
2.2 Основные принципы ведения земельного кадастра………………… 17

3 Содержание и ведение государственного земельного кадастра ………………………………………………………………………………. 19

Заключение………………………………………………………………… 23
Список использованных источников……………………………………… 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

1) государственного регулирования  и управления в области использования  и охраны земель, в том числе  установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;

2) обязательной государственной  регистрации земельных участков, прав на них и сделок с  ними;

3) единства судьбы земельного  участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено Кодексом о земле и иными законодательными актами;

4) использования земельных участков  по целевому назначению;

5) приоритета использования сельскохозяйственных  земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;

6) эффективного использования земель;

7) охраны земель и улучшения их полезных свойств;

8) платности землепользования;

9) установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;

10) гласности и учета общественного  мнения при принятии решений  об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;

11) защиты прав землепользователей.

Обозначенные нормы-принципы отражают основные тенденции развития земельного законодательства и указывают его перспективы. Это своего рода фундамент современного земельного законодательства, который должен обеспечивать эффективность его построения и реализации в форме исполнения, использования и соблюдения. Вместе с тем, «принципы земельных отношений», изложенные в ст. 5 Кодекса о земле, не следует отождествлять с «принципами земельного права» или противопоставлять эти понятия друг другу. С определенной долей условности, требующей своего отдельного тщательного анализа, «принципы земельных отношений» можно обозначить как «принципы земельного законодательства», а понятия «отрасль права» и «отрасль законодательства» не являются тождественными. [7, с. 28] 

В теории земельного права обоснована точка зрения (Г. А. Волков), разделяемая автором, что принципы земельного права как элемент основных начал земельного законодательства могут формироваться из смысла и содержания правовых норм, политических норм, на основании судебных решений, а также как достижения науки, выраженные в правовой доктрине. Таким образом, идеальной представляется ситуация, когда принципы земельного законодательства воплощают в себе принципы земельного права. Несмотря на всю прогрессивность решения законодателя о нормативном закреплении ряда важнейших принципов земельного права, анализ ст. 5 Кодекса о земле позволяет выделить ряд возможных проблем их реализации:

1) проблема «исключений» из принципа  – показательна на следующем примере. Ст. 5 Кодекса о земле закрепляет принцип единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами. Но исключения допускаются не только из данного принципа. Значительное количество исключений возможно, например, из принципа платности землепользования, когда предоставляются льготы по уплате земельного налога определенным категориям физических и юридических лиц. По нашему мнению, решение этой проблемы видится в закреплении в Кодексе о земле положения о том, что исключения из принципа могут вводиться только специальным законом, Указом или Декретом Президента Республики Беларусь. Требует своей дальнейшей разработки и механизм обоснования необходимости данных исключений, чтобы не превратить нормы-принципы в инструмент, носящий сугубо декларативный характер;

2) проблема взаимосвязи принципов  земельного права с принципами  и нормами иных отраслей права  – показательна на таком принципе, как установление ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов. Правовое регулирование отношений в сфере ограничений (обременений) прав на земельные участки, путем установления земельных сервитутов, санитарных, защитных, водоохранных зон и т. п., осуществляется нормами гражданского, водного, лесного и иных отраслей права, которые должны гармонично сочетаться с земельным. Решение данной проблемы возможно путем устранения коллизий между земельным и иными отраслями законодательства;

3) проблема адекватности отражения принципа земельного права в земельном законодательстве – показательна на принципе гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан. Данный принцип земельного законодательства необоснованно, на наш взгляд, ограничивает возможности участия общественности в принятии экологически значимых решений только вопросами изъятия и предоставления земельных участков, изменения их целевого назначения, установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан. Решение проблемы видится в изменении формулировки данного принципа земельного законодательства применительно к содержанию принципа земельного права – участие граждан в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Другой проблемой является создание эффективно функционирующего механизма, определяющего порядок такого участия и его правовые последствия;

4) наличие «лишних» принципов  земельного законодательства –  проблема показательна на принципе  защиты прав землепользователей. Данный принцип можно отнести к конституционным основам земельного законодательства, поскольку согласно ст. 22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Принцип защиты прав землепользователей не устанавливает ничего нового в земельном праве и земельном законодательстве, с точки зрения юридической техники является дублированием конституционного положения. Реализация принципа, закрепленного в ст. 22 Конституции Республики Беларусь, применительно к землепользователям возможна путем закрепления в земельном законодательстве земельно-правовых способов защиты (например, предоставление равноценного земельного участка взамен изымаемого и др.) и создание правовых возможностей для их осуществления;

5) отсутствие нормативного закрепления  принципа земельного права –  проблема является крайне дискуссионной, требующей дальнейшей научной  разработки. На взгляд автора, в Кодексе о земле следовало в качестве принципа

закрепить положение об оптимальном сочетании государственных, общественных и частных интересов при решении вопросов управления земельными ресурсами; экологизации земельного права; планирования использования земель и др.;

6) проблема абстрактности принципа – показательна на принципе охраны земель и улучшения их полезных свойств. Реализация названного принципа возможна только посредством принятия правовых норм в его развитие, определяющих, например, конкретные меры охраны земель, в том числе правовой охраны.

Принципы земельного права, являясь структурным элементом основных начал земельного права, требуют своей дальнейшей научной разработки. Их нормативное закрепление является логичным и последовательным шагом со стороны законодателя, отражающим основные направления развития земельного права. Велико значение принципов и для правоприменительной практики, поскольку они используются при разрешении коллизий правовых норм и выявлении пробелов в земельном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

 

Основные принципы ведения земельного кадастра заключаются в следующем:

Единство системы земельного кадастра – он должен вестись на единой методической основе по единой для страны системе. В основу его должны быть положены научно обоснованные показатели, характеризующие  единый  государственный  земельный  фонд  в  природном,  хозяйственном и правовом отношении.

Достоверность  сведений  земельного  кадастра  –  сведения  должны быть  объективными,  т.  е.  достаточно  точно  отражать  правовой  статус, фактические размеры, распределение и качественное состояние земельных ресурсов. 

Полнота сведений земельного кадастра заключается в необходимости отражать всю совокупность нужных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель без лишней их детализации. Земельный кадастр исключает необходимость ведения других кадастров в отношении земельных ресурсов.

Охват кадастром всех земель государственного земельного фонда – для получения точных и достаточно полных сведений о размерах, состоянии и использовании земельного фонда необходимо учитывать все земли, входящие в его состав, независимо от того, кому они предоставлены в  собственность  или пользование,  используются  ли  они  фактически  в момент проведения земельного кадастра. Всякого рода пропуски и перекрытия  учитываемых территорий  приводят  к  искажению  сведений, поэтому они недопустимы при земельном кадастре.

Непрерывность  земельного  кадастра  подразумевает  необходимость учета и отражения в кадастровой документации всех происходящих изменений.  В  зависимости  от  характера  изменений  одни  сведения  (учетные, регистрационные)  систематически  отражаются  по  мере  того,  как они  произошли,  другие  (оценочные)  –  периодически  обновляются  в сплошном или выборочном порядке. Таким образом, обеспечивается непрерывность ведения земельного кадастра и поддержание его данных на уровне современности.

Документальность  земельного  кадастра  означает,  что  получение  и запись сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель должны производиться только на основании соответствующих документов и материалов. Так, при регистрации землепользований исходят из правоустанавливающих документов (решений соответствующих органов  о предоставлении  земель  или  свидетельств  о  заключении  сделки). При учете и оценке земли важное значение имеют материалы специальных съемок и обследований.

Законность  –  все  изменения  должны проходить  на  основе  государственных правовых актов.

Доступность (открытость) – все сведения в установленном порядке предоставляются заинтересованным лицам, но необходимо также предусмотреть защиту прав землепользователя, поэтому информация должна

быть доступной лишь по обоснованным запросам и возмездно (кроме ряда государственных организаций).

Приоритетность  земельного  кадастра  –  регистрация  земельных участков перед оформлением юридических прав на них (участок должен юридически существовать).

Наглядность земельно-кадастровых данных – материалы и сведения земельного  кадастра  должны  быть  максимально  наглядны  и  доступны, что достигается путем рационального и удобного расположения материалов в кадастровой документации. 

Экономичность  земельного  кадастра  –  применение  в  земельном  ка-дастре современных методов измерений и обследований, а также компьютерной  техники  обеспечит  получение  необходимых  сведений  и  поддержание  их  на  уровне  современности  при  минимальных  затратах средств  и  труда.  Использование  аэрофотосъемки  и  аэрокосмической съемки дает возможность получить обширную информацию о всей территории страны и учесть текущие изменения в распределении, состоянии и  использовании  земельного  фонда  в  сжатые  сроки,  что  весьма  важно для правильной постановки ГЗК.

Централизованное  руководство  земельным  кадастром  –  правильная

постановка земельного кадастра в масштабе всей страны возможна лишь в  том  случае,  если  руководство  им  будет  осуществляться  из  единого центра. Это позволит обеспечить проведение кадастровых работ по единой методике и получить данные в целом по стране о состоянии и использовании земельного фонда.  

Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров  Республики  Беларусь  руководит  работами  по  регистрации землепользований, государственному учету земель и другими земельно-кадастровыми работами, разрабатывает и утверждает методические указания и инструкции по регистрации землепользований, учету земель и их оценке, проведению почвенных и геоботанических обследований, а также  по  содержанию  планово-картографических  материалов,  используемых для ведения ГЗК, обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о наличии земель и распределении их по категориям, видам земель и землепользованиям, а также издание подлежащих опубликованию земельно-кадастровых материалов.  [8, с. 112] 

 

 

 

 

 

 

3 СОДЕРЖАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО     КАДАСТРА

Государственный земельный кадастр состоит из:

- единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;

- единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;

- реестра цен на земельные участки;

- регистра стоимости земельных участков;

- реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.

Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь содержит сведения о наименованиях, размерах и границах административно-территориальных и территориальных единиц, их административных центров. [9] 

Информация о работе Понятие, принципы и содержание земельного кадастра