Понятие, принципы и содержание земельного кадастра

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – определить значимость и особенность земельного кадастра в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы:
- дать понятие земельного кадастра;
- раскрыть принципы земельного кадастра и земельного права;
- определить содержание и ведение государственного земельного кадастра.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие земельного кадастра……………………………………………6
2 Принципы земельного права и ведения земельного кадастра……………………………………………………………………..13
2.1 Принципы земельного права………………………………………….13
2.2 Основные принципы ведения земельного кадастра………………… 17

3 Содержание и ведение государственного земельного кадастра ………………………………………………………………………………. 19

Заключение………………………………………………………………… 23
Список использованных источников……………………………………… 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Согласно  Кодексу  Республики  Беларусь  о  земле  (ст.  142) государственный  земельный  кадастр  предназначен  для  реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности землепользователей, землевладельцев и собственников земли, осуществления других мероприятий, связанных с использованием и охраной земли. Данные ГЗК используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю. Каждая операция ГЗК представляет собой ряд технических приемов, обширных и сложных, а все вместе они дают наиболее полную характеристику  количества,  качества, основных  свойств  и  признаков  земли, сравнительную  ее  ценность  как объекта  хозяйствования  и  налогообложения.

Современный земельный кадастр характеризует земельный фонд по следующим направлениям:

- учет природного положения и состояния земель, т. е. биоклиматического потенциала, почвенного покрова, рельефа, растительности каждого участка, вида земель; 

- хозяйственное состояние земель, т. е. отражение местоположения,  конфигурации, размера участков, наличия сервитутов, распределения земель  по  видам  и  правовым  формам  использования,  целевому  назначению,  пригодности под  определенные  виды  земель,  степени  экономической  эффективности  производства  в  зависимости  от  использования  земель в разных отраслях хозяйства, показателям качественной и экономической оценки земель, стоимости земельных участков, арендной платы и т.п.; 

- правовой статус земель; 

- экологическое состояние земель.

Совокупность  этих  сведений  является основой  земельного  кадастра, который направлен на эффективное использование и охрану земельных ресурсов, охрану прав собственников, землевладельцев и землепользователей.  Законодательной  основой  земельного  кадастра  в Беларуси  является Кодекс Республики Беларусь о земле, во второй редакции которого (от 8 мая  2002  г.)  существенно  увеличено  количество статей,  посвященных непосредственно земельному кадастру.  Кодекс определяет структуру земельного кадастра, который в настоящее  время состоит  из  единого  реестра административно территориальных  и территориальных  единиц  Республики Беларусь,  регистра земельных участков, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.

Единый  реестр  административно-территориальных  и  территориальных единиц  Республики  Беларусь  содержит  данные  о  наименовании, размерах  и  границах  административно-территориальных  и  территориальных единиц, их центров. Регистр земельных участков накапливает данные об их местоположении, размерах, границах, целевом назначении, сервитутах и иных ограничениях в использовании земельных участков, а также сведения о правах на эти участки и сделках с ними. В реестре цен на земельные участки концентрируются сведения о ценах на земельные участки и на объекты недвижимости, находящиеся на этих участках, зафиксированных на момент совершения сделок с этими земельными участками. Регистр  стоимости  земельных  участков  оперирует  информацией  о стоимости земельных участков, полученной при проведении их оценки. Реестр земельных ресурсов Республики Беларусь содержит данные о распределении  земель  по  категориям,  землевладельцам, землепользователям и видам земель, составе, структуре, состоянии, качестве и хозяйственном использовании земельного фонда республики по административно-территориальным единицам, другие необходимые сведения. Данные ГЗК могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. Ведение  государственного  земельного  кадастра  обеспечивается  проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризацией и оценкой  земель,  осуществлением  государственного  кадастрового  учета  земельных участков, регистрацией прав на земельные участки и другими землеустроительными мероприятиями. В Кодексе Республики Беларусь о земле (статья 143-1) также декларируется, что земельные участки, расположенные на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности  и  целевого  назначения  подлежат обязательному  государственному кадастровому учету, а права на них и сделки с ними – обязательной государственной регистрации.  Кодекс  (ст.  143-2)  определяет  перечень  основной  земельно–кадастровой документации. К ней относятся:

- государственные земельно-кадастровые книги;

- кадастровые карты (планы);

- кадастровые дела;

- электронные  базы  данных  регистров  (реестров)  государственного

земельного кадастра;

- каталоги геодезических координат границ земельных участков;

- книги учета выданных документов;

- статистические отчеты;

- аналитические обзоры;

- другие документы, содержащие сведения о состоянии и использовании земельных ресурсов.

Состав,  содержание,  порядок ведения  и  хранения  земельно-кадастровой  документации  определяются  специально  уполномоченным государственным  органом  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству. Сведения ГЗК носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных  законодательством Республики  Беларусь  к  государственным секретам  и  информации,  распространение  которой  ограничено  в  целях защиты конституционных прав граждан. Они предоставляются по письменному  заявлению  заинтересованного  физического  лица при предъявлении  документа,  удостоверяющего  личность,  а  юридического  лица  – документа, подтверждающего его государственную регистрацию и полномочия его представителя. Сведения ГЗК предоставляются в виде выписок из государственного земельного  кадастра,  а  при  необходимости  –  в  виде  копий  земельно-кадастровой документации по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно. Они могут быть использованы получателем для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательным указанием источника информации. Сведения об определенном земельном участке предоставляются бесплатно органам государственного управления, в том числе местным исполнительным  и  распорядительным  органам,  а  также  другим  государственным  органам  и  лицам,  предусмотренным  законодательством  Республики  Беларусь  в  порядке,  определяемом  специально  уполномоченным  государственным  органом  по земельным ресурсам  и  землеустройству, которым в настоящее время является Комзем. Исправление технических ошибок, допущенных при ведении ГЗК, в случае, если они не причиняют вреда либо не нарушают законных интересов землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков или третьих лиц, осуществляется лицами, допустившими  эти  ошибки,  в  5–дневный  срок  после  их  обнаружения.  Исправление ошибок нетехнического характера, способных причинить вред либо нарушить права и законные интересы землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков или третьих лиц, осуществляется на основании решения суда. ГЗК  ведется  Комземом  по  единой  для  всей  республики  системе  за счет средств государственного бюджета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Общегосударственное  значение  земельного кадастра  в  современных условиях состоит в организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны; размещения и специализации  сельскохозяйственного  производства;  мелиорации  и  химизации сельского  хозяйства.  В  условиях  развития  рыночных  отношений  роль земельного кадастра существенно возрастает и его информация предназначается для решения следующего круга задач:

- регулирование земельных отношений и использования земли; 

- формирование налоговой и инвестиционной политики; 

- государственный контроль и охрана земельных ресурсов; 

- проведение землеустройства и мониторинга земель; 

- оценка хозяйственной деятельности; 

- развитие рынка земли; 

- совершение сделок с землей; 

- предоставление и изъятие земельных участков; 

- разрешение земельных споров; 

- установление и дифференциация платежей за землю; 

- установление размеров компенсационных выплат; 

- государственная регистрация прав на недвижимость; 

- защита  прав  собственников  земли,  владельцев,  пользователей,  в

том числе арендаторов; 

- установление системы обременений прав на земельные участки; 

- поддержка залоговой и ипотечной системы.

ГЗК традиционно принято разделять на следующие составные части: регистрация, учет и оценка земель. Однако такое разделение существенно устарело, практически составными частями кадастра стали уже упомянутые отдельные регистры или реестры автоматизированной системы. Учет земель основывается на многолетнем отечественном опыте, изменения  носят  в  основном  технический  характер.  Совершенствование  земельного кадастра в настоящее время заключается в его регистрационной и оценочной составляющей. [1, с. 132] 

При учете земля характеризуется по своему размеру, пространственному положению, качественному состоянию и использованию. Характер использования  определяет  состав  и  размещение  видов  земель,  а  также влияет на их качественное состояние. Данные регистрации служат основанием  для  записи  размеров  землепользования  каждого  конкретного землепользователя. При учете определяют не только количественные, но и качественные  показатели  земли  как  природного  ресурса  и  средства производства. Но так как отдельные свойства почв (земель) имеют разное хозяйственное значение и по-разному влияют на ее продуктивность, поэтому  возникает  необходимость  их  сравнительной  оценки.  Сведения регистрации  и  учета  земель  служат  исходной  информацией  при  качественной оценке почв отдельных земельных участков землепользований.  На землях разных категорий содержание и полнота сведений по составным частям ГЗК отличается. В свою очередь, каждая из частей земельного кадастра имеет конкретное назначение и содержание, основывается  на  определенных  методах  и  способах  ведения.  Каждая  из  них  в определенных  условиях  может  проводиться  и  самостоятельно.  Некоторые авторы в качестве составных частей кадастра выделяют: кадастровое производство  (формирование сведений), ведение кадастра (регистрация  хранение сведений), распространение кадастровой информации.  Выделение в системе земельного кадастра его составных частей и в определенном смысле их самостоятельность как подсистем дает возможность его осуществления поэтапно в зависимости от хозяйственной потребности и возможности. Целостность ГЗК как системы обусловливает необходимость  единства  организационных  начал  его  осуществления  и ведения документации.

В  зависимости  от  характера  и  объема  выполняемых  работ  кадастр традиционно  подразделяли  на  два  вида: основной  (первичный)  и  текущий  (последующий).  Задача  основного  земельного  кадастра  –  первоначальное получение сведений о природном состоянии, правовом и хозяйственном положении земель определенной территории (земельный участок, землепользование, район, область и т. д.). Практически любое мероприятие, затрагивающее все земли определенной АТЕ (почвенное обследование, очередной тур оценки земель, введение новой формы документации и т. п.), приводит к необходимости осуществления основного кадастра.  В  процессе хозяйственного  использования  земельного  фонда  в  его распределении,  составе  землепользований  и  видов  земель,  качестве  и продуктивности  земель  происходят  соответствующие  изменения,  поэтому актуализация сведений является основной задачей текущего земельного кадастра. При текущем кадастре, как правило, определенные действия по измерению и детальному обследованию проводятся не на всей  территории,  а  лишь  на  той  ее  части,  где  произошли  изменения. Практически различия между основным и текущим кадастром в настоящее время постепенно сглаживаются. Земельный кадастр оформляется специальной документацией, которая является не только средством фиксации земельно-кадастровых сведений, но и придает им доказательную силу. Документально оформленные  кадастровые  сведения  наглядны  и удобны  для  практического  использования.  Земельно-кадастровая  документация  подразделяется  на текстовую и планово-картографическую.  Текстовая документация имеет форму книг, выписок, карточек, ведомостей, списков, пояснительных записок и пр. Сведения в ней приводятся в числовом выражении, в ряде случаев даются характеристика и пояснение в описательном виде (пояснительная записка). Современная текстовая документация ведется обычно и в электронном, и в бумажном виде.

Планово-картографическая  документация  дает  наглядное  графическое  изображение  земель,  на  которых  осуществляется  кадастр.  К  ним относятся планы, карты, картограммы и пр. Как правило, современные картографические  материалы  создаются  в  цифровом  виде.  Специфика земельного кадастра по сравнению с отдельными видами народнохозяйственного учета и иными кадастрами состоит в первую очередь в обязательности планово-картографических материалов, что объясняется особенностями объекта. В  каждом  звене  земельного  кадастра  (предприятие,  район,  область, республика) ведутся соответствующие документы, которые имеют определенную  связь  по  фиксируемым  сведениям.  Во  вспомогательной  кадастровой документации приводятся дополнения и пояснения к материалам, содержащимся в основных земельно-кадастровых документах. Экономика предъявляет к земельному кадастру определенные требования, которые в свою очередь обусловливают принципы его ведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА И ВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА

2.1 ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО  ПРАВА 

 

Кодекс Республики Беларусь о земле 2008 г.  впервые на законодательном уровне закрепил ряд принципов земельного права, которые являются основой и базой для дальнейшего развития и совершенствования всего земельного законодательства республики. В теории земельного права принципы земельного права определяются как основополагающие, исходные понятия, положенные в основу земельного права как отрасли права, отражающие тенденции и перспективы его развития. Это базовые начала в правовом регулировании земельных отношений. На основе принципов формулируется содержание конкретных норм земельного права. [6, с. 236] 

В систему принципов земельного права входят:

– общеправовые принципы,

– межотраслевые принципы,

– отраслевые принципы.

Общеправовые принципы присущи земельному праву как составной части правовой системы Республики Беларусь. К общеправовым принципам можно отнести законность, гласность, демократизм, равенство всех перед законом и т. п. Межотраслевые принципы характерны не только для земельного, но и для других отраслей законодательства, поскольку земельное право находится в тесной взаимосвязи с конституционным, гражданским, административным, экологическим, водным, горным, лесным правом и т. д. Например, принцип эффективного использования земель является разновидностью принципа эффективного использования природных ресурсов.       

К межотраслевым можно отнести также принципы государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), охраны земель и улучшения их полезных свойств, платности землепользования и т. д.

Отраслевые принципы присущи земельному праву как самостоятельной отрасли права, имеющей свой предмет и метод правового регулирования. Следует отметить, что отраслевые принципы земельного права в настоящее время являются нестабильными и претерпевают изменения в связи с проведением различных реформ, текущим изменением законодательства. К отраслевым можно отнести принципы: использования земельных участков по целевому назначению; приоритета использования сельскохозяйственных земель, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель для целей, связанных с назначением этих  земель и т. д. Ст. 5 Кодекса о земле «Основные принципы земельных отношений» установила, что земельные отношения осуществляются на основе принципов:

Информация о работе Понятие, принципы и содержание земельного кадастра