Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 10:30, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – определить значимость и особенность земельного кадастра в Республике Беларусь. Задачи курсовой работы:
- дать понятие земельного кадастра;
- раскрыть принципы земельного кадастра и земельного права;
- определить содержание и ведение государственного земельного кадастра.
Введение……………………………………………………………………….4
1 Понятие земельного кадастра……………………………………………6
2 Принципы земельного права и ведения земельного кадастра……………………………………………………………………..13
2.1 Принципы земельного права………………………………………….13
2.2 Основные принципы ведения земельного кадастра………………… 17
3 Содержание и ведение государственного земельного кадастра ………………………………………………………………………………. 19
Заключение………………………………………………………………… 23
Список использованных источников……………………………………… 25
Согласно Кодексу Республики Беларусь о земле (ст. 142) государственный земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, управления земельными ресурсами, проведения землеустройства, оценки и планирования хозяйственной деятельности землепользователей, землевладельцев и собственников земли, осуществления других мероприятий, связанных с использованием и охраной земли. Данные ГЗК используются при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю. Каждая операция ГЗК представляет собой ряд технических приемов, обширных и сложных, а все вместе они дают наиболее полную характеристику количества, качества, основных свойств и признаков земли, сравнительную ее ценность как объекта хозяйствования и налогообложения.
Современный земельный кадастр характеризует земельный фонд по следующим направлениям:
- учет природного положения и состояния земель, т. е. биоклиматического потенциала, почвенного покрова, рельефа, растительности каждого участка, вида земель;
- хозяйственное состояние земель, т. е. отражение местоположения, конфигурации, размера участков, наличия сервитутов, распределения земель по видам и правовым формам использования, целевому назначению, пригодности под определенные виды земель, степени экономической эффективности производства в зависимости от использования земель в разных отраслях хозяйства, показателям качественной и экономической оценки земель, стоимости земельных участков, арендной платы и т.п.;
- правовой статус земель;
- экологическое состояние земель.
Совокупность этих сведений является основой земельного кадастра, который направлен на эффективное использование и охрану земельных ресурсов, охрану прав собственников, землевладельцев и землепользователей. Законодательной основой земельного кадастра в Беларуси является Кодекс Республики Беларусь о земле, во второй редакции которого (от 8 мая 2002 г.) существенно увеличено количество статей, посвященных непосредственно земельному кадастру. Кодекс определяет структуру земельного кадастра, который в настоящее время состоит из единого реестра административно территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, регистра земельных участков, реестра цен на земельные участки, регистра стоимости земельных участков и реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.
Единый реестр административно-территориальны
- государственные земельно-кадастровые книги;
- кадастровые карты (планы);
- кадастровые дела;
- электронные базы данных регистров (реестров) государственного
земельного кадастра;
- каталоги геодезических координат границ земельных участков;
- книги учета выданных документов;
- статистические отчеты;
- аналитические обзоры;
- другие документы, содержащие сведения о состоянии и использовании земельных ресурсов.
Состав, содержание, порядок ведения и хранения земельно-кадастровой документации определяются специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству. Сведения ГЗК носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Республики Беларусь к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено в целях защиты конституционных прав граждан. Они предоставляются по письменному заявлению заинтересованного физического лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а юридического лица – документа, подтверждающего его государственную регистрацию и полномочия его представителя. Сведения ГЗК предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а при необходимости – в виде копий земельно-кадастровой документации по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно. Они могут быть использованы получателем для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательным указанием источника информации. Сведения об определенном земельном участке предоставляются бесплатно органам государственного управления, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам, а также другим государственным органам и лицам, предусмотренным законодательством Республики Беларусь в порядке, определяемом специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству, которым в настоящее время является Комзем. Исправление технических ошибок, допущенных при ведении ГЗК, в случае, если они не причиняют вреда либо не нарушают законных интересов землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков или третьих лиц, осуществляется лицами, допустившими эти ошибки, в 5–дневный срок после их обнаружения. Исправление ошибок нетехнического характера, способных причинить вред либо нарушить права и законные интересы землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков или третьих лиц, осуществляется на основании решения суда. ГЗК ведется Комземом по единой для всей республики системе за счет средств государственного бюджета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Общегосударственное значение земельного кадастра в современных условиях состоит в организации наиболее полного, рационального и эффективного использования земель и их охраны; размещения и специализации сельскохозяйственного производства; мелиорации и химизации сельского хозяйства. В условиях развития рыночных отношений роль земельного кадастра существенно возрастает и его информация предназначается для решения следующего круга задач:
- регулирование земельных отношений и использования земли;
- формирование налоговой и инвестиционной политики;
- государственный контроль и охрана земельных ресурсов;
- проведение землеустройства и мониторинга земель;
- оценка хозяйственной деятельности;
- развитие рынка земли;
- совершение сделок с землей;
- предоставление и изъятие земельных участков;
- разрешение земельных споров;
- установление и дифференциация платежей за землю;
- установление размеров компенсационных выплат;
- государственная регистрация прав на недвижимость;
- защита прав собственников земли, владельцев, пользователей, в
том числе арендаторов;
- установление системы обременений прав на земельные участки;
- поддержка залоговой и ипотечной системы.
ГЗК традиционно принято разделять на следующие составные части: регистрация, учет и оценка земель. Однако такое разделение существенно устарело, практически составными частями кадастра стали уже упомянутые отдельные регистры или реестры автоматизированной системы. Учет земель основывается на многолетнем отечественном опыте, изменения носят в основном технический характер. Совершенствование земельного кадастра в настоящее время заключается в его регистрационной и оценочной составляющей. [1, с. 132]
При учете земля характеризуется по своему размеру, пространственному положению, качественному состоянию и использованию. Характер использования определяет состав и размещение видов земель, а также влияет на их качественное состояние. Данные регистрации служат основанием для записи размеров землепользования каждого конкретного землепользователя. При учете определяют не только количественные, но и качественные показатели земли как природного ресурса и средства производства. Но так как отдельные свойства почв (земель) имеют разное хозяйственное значение и по-разному влияют на ее продуктивность, поэтому возникает необходимость их сравнительной оценки. Сведения регистрации и учета земель служат исходной информацией при качественной оценке почв отдельных земельных участков землепользований. На землях разных категорий содержание и полнота сведений по составным частям ГЗК отличается. В свою очередь, каждая из частей земельного кадастра имеет конкретное назначение и содержание, основывается на определенных методах и способах ведения. Каждая из них в определенных условиях может проводиться и самостоятельно. Некоторые авторы в качестве составных частей кадастра выделяют: кадастровое производство (формирование сведений), ведение кадастра (регистрация хранение сведений), распространение кадастровой информации. Выделение в системе земельного кадастра его составных частей и в определенном смысле их самостоятельность как подсистем дает возможность его осуществления поэтапно в зависимости от хозяйственной потребности и возможности. Целостность ГЗК как системы обусловливает необходимость единства организационных начал его осуществления и ведения документации.
В зависимости от характера и объема выполняемых работ кадастр традиционно подразделяли на два вида: основной (первичный) и текущий (последующий). Задача основного земельного кадастра – первоначальное получение сведений о природном состоянии, правовом и хозяйственном положении земель определенной территории (земельный участок, землепользование, район, область и т. д.). Практически любое мероприятие, затрагивающее все земли определенной АТЕ (почвенное обследование, очередной тур оценки земель, введение новой формы документации и т. п.), приводит к необходимости осуществления основного кадастра. В процессе хозяйственного использования земельного фонда в его распределении, составе землепользований и видов земель, качестве и продуктивности земель происходят соответствующие изменения, поэтому актуализация сведений является основной задачей текущего земельного кадастра. При текущем кадастре, как правило, определенные действия по измерению и детальному обследованию проводятся не на всей территории, а лишь на той ее части, где произошли изменения. Практически различия между основным и текущим кадастром в настоящее время постепенно сглаживаются. Земельный кадастр оформляется специальной документацией, которая является не только средством фиксации земельно-кадастровых сведений, но и придает им доказательную силу. Документально оформленные кадастровые сведения наглядны и удобны для практического использования. Земельно-кадастровая документация подразделяется на текстовую и планово-картографическую. Текстовая документация имеет форму книг, выписок, карточек, ведомостей, списков, пояснительных записок и пр. Сведения в ней приводятся в числовом выражении, в ряде случаев даются характеристика и пояснение в описательном виде (пояснительная записка). Современная текстовая документация ведется обычно и в электронном, и в бумажном виде.
Планово-картографическая документация дает наглядное графическое изображение земель, на которых осуществляется кадастр. К ним относятся планы, карты, картограммы и пр. Как правило, современные картографические материалы создаются в цифровом виде. Специфика земельного кадастра по сравнению с отдельными видами народнохозяйственного учета и иными кадастрами состоит в первую очередь в обязательности планово-картографических материалов, что объясняется особенностями объекта. В каждом звене земельного кадастра (предприятие, район, область, республика) ведутся соответствующие документы, которые имеют определенную связь по фиксируемым сведениям. Во вспомогательной кадастровой документации приводятся дополнения и пояснения к материалам, содержащимся в основных земельно-кадастровых документах. Экономика предъявляет к земельному кадастру определенные требования, которые в свою очередь обусловливают принципы его ведения.
2 ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА И ВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
2.1 ПРИНЦИПЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Кодекс Республики Беларусь о земле 2008 г. впервые на законодательном уровне закрепил ряд принципов земельного права, которые являются основой и базой для дальнейшего развития и совершенствования всего земельного законодательства республики. В теории земельного права принципы земельного права определяются как основополагающие, исходные понятия, положенные в основу земельного права как отрасли права, отражающие тенденции и перспективы его развития. Это базовые начала в правовом регулировании земельных отношений. На основе принципов формулируется содержание конкретных норм земельного права. [6, с. 236]
В систему принципов земельного права входят:
– общеправовые принципы,
– межотраслевые принципы,
– отраслевые принципы.
Общеправовые принципы присущи земельному праву как составной части правовой системы Республики Беларусь. К общеправовым принципам можно отнести законность, гласность, демократизм, равенство всех перед законом и т. п. Межотраслевые принципы характерны не только для земельного, но и для других отраслей законодательства, поскольку земельное право находится в тесной взаимосвязи с конституционным, гражданским, административным, экологическим, водным, горным, лесным правом и т. д. Например, принцип эффективного использования земель является разновидностью принципа эффективного использования природных ресурсов.
К межотраслевым можно отнести также принципы государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), охраны земель и улучшения их полезных свойств, платности землепользования и т. д.
Отраслевые принципы присущи земельному праву как самостоятельной отрасли права, имеющей свой предмет и метод правового регулирования. Следует отметить, что отраслевые принципы земельного права в настоящее время являются нестабильными и претерпевают изменения в связи с проведением различных реформ, текущим изменением законодательства. К отраслевым можно отнести принципы: использования земельных участков по целевому назначению; приоритета использования сельскохозяйственных земель, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель для целей, связанных с назначением этих земель и т. д. Ст. 5 Кодекса о земле «Основные принципы земельных отношений» установила, что земельные отношения осуществляются на основе принципов:
Информация о работе Понятие, принципы и содержание земельного кадастра