Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:07, контрольная работа
Цель исследования — на основе анализа нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику согласно тематике вопросов контрольной работы.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. охарактеризовать ограничения (обременения) прав на земельные участки;
2. рассмотреть правовое регулирование охраны земель;
3. выяснить понятие и правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Введение 3
1 Ограничения (обременения) прав на земельные участки 5
2 Правовое регулирование охраны земель 10
3 Понятие и правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению 16
Заключение 19
Список использованных источников 21
Среди мер охраны земель важное место занимают меры профилактики: не допустить преждевременного истощения почв, возникающего в ходе обработки земли, непринятия мер по борьбе с водной и ветровой эрозией и других.
Профилактика включает меры по предупреждению загрязнения земель отходами промышленности, коммунально—бытовыми и иными источниками.
Значительные площади сельскохозяйственных земель изымаются для нужд развития городов, промышленности, транспорта. Охрана земель предполагает меры по предупреждению необоснованных изъятий сельскохозяйственных угодий.
Правовая охрана земель представляет собой комплексный правовой институт. Нормы, относящиеся к данному институту, содержатся как в Кодексе о земле, так и в Законе об охране окружающей среды, других экологических законодательных актах [10, с. 314].
Охрана земель преследует следующие цели:
— предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий;
— введением экономического механизма рационального использования и охраны земель, установлением особых выплат собственникам, землевладельцам и землепользователям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью иных субъектов, обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;
— создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить собственников, владельцев и пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
— охранять права собственности на землю, права владения и пользования ею.
В
целях совершенствования и
Содержание охраны земель включает основные требования, предъявляемые к собственникам, владельцам и пользователям земли, а также ко всем иным организациям и гражданам в области охраны земель [10, с. 318].
Земельное законодательство закрепляет и содержание требований к охране земель [10, с. 315].
Так, нормами ст. 89 Кодекса о земле закреплено, что землепользователи должны осуществлять в границах предоставленных им (находящихся у них) земельных участков следующие мероприятия по охране земель:
— благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
— сохранять плодородие почв и иные полезные свойства земель;
— защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
— предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно—кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
— сохранять торфяно—болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
— проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;
— восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли;
— снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством [5].
Мероприятия по охране земель должны включаться:
— в
региональные схемы использования и охраны
земельных ресурсов, схемы землеустройства
административно—
— в проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю;
— в проектную документацию по мелиорации земель;
— в технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности [5].
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель [5].
Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников, не запрещенных законодательством [5].
Для оценки состояния земель устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно—эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве. Особенности охраны земель отдельных категорий и видов земель определяются в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 90 Кодекса о земле, государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в целях соблюдения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными государственными органами. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в порядке, установленном законодательными актами [5].
Государственные органы принимают необходимые меры по охране земель в рамках различных республиканских программ. Порядок охраны земель устанавливается законодательством Республики Беларусь. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, строений и сооружений, а также внедрении новых технологий, отрицательно влияющих на состояние земель, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель. Ввод в эксплуатацию объектов и применение технологий, не обеспеченных мерами защиты земель от деградации или нарушения, запрещается. Размещение объектов, влияющих на состояние земель, согласовывается с землеустроительными, природоохранными и другими органами в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь [2, с. 81].
Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и включает:
— выделение средств республиканского и местного бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по их вине;
— освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в период, предусмотренный проектом производства работ;
— предоставление льготных кредитов;
— частичную компенсацию снижения доходов из бюджетных средств в результате временной консервации нарушенных не по их вине земельных участков;
— поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции [2, с. 82].
Порядок
осуществления мер, связанных с
экономическим стимулированием
рационального использования и охраны
земель, устанавливается законодательством
Республики Беларусь [2, с. 82].
В
стране наблюдается достаточно устойчивая
тенденция сокращения площадей сельскохозяйственных
земель, особенно сенокосов и пастбищ,
в результате их отводов для строительства
промышленных и иных объектов, а
также резкого сокращения объемов
мелиоративных и
Сегодня, спустя более чем два десятилетия после аварии на ЧАЭС, нельзя думать о ней, как о событии, ушедшем в прошлое. Эта катастрофа продолжает оказывать негативное воздействие на все сферы жизнедеятельности, и нельзя быть уверенным в том, что самые негативные последствия для здоровья людей уже позади. Относительные последствия катастрофы для Республики Беларусь оказались значительно тяжелее, чем для соседних Украины и России.
Сократились
посевные площади и валовой сбор
сельскохозяйственных культур, существенно
уменьшилось поголовье скота. Значительно
уменьшены размеры пользования
минерально-сырьевыми
Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. № 1227—XІІ (в редакции Закона от 28 декабря 2009 г. № 96—З) «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Закон) устанавливает правовой режим территорий Республики Беларусь, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, и направлен на снижение радиационного воздействия на население и экологические системы, на проведение природовосстановительных и защитных мероприятий, на рациональное использование природного, хозяйственного и научного потенциала этих территорий. Закон регулирует режим территорий радиоактивного загрязнения, условия проживания, осуществление хозяйственной, научно—исследовательской и другой деятельности на этих территориях [8].
Территория радиоактивного загрязнения — это часть территории Республики Беларусь, на которой в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС возникло долговременное загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами установленного уровня, а также территории, на которых невозможно получение продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней [1, с. 183].
При классификации территорий и зон радиоактивного загрязнения приняты следующие критерии:
— возможность проживания населения (величина среднегодовой эффективной дозы облучения населения);
— уровень радиоактивного загрязнения территории (плотность загрязнения почв радионуклидами);
— возможность получения продукции, содержание радионуклидов в которой не превышает республиканских допустимых уровней (сельскохозяйственной, лесохозяйст—венной, торфа, вод и других видов продукции и сырья).