Ограничения (обременения) прав на земельные участки. Правовое регулирование охраны земель

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования — на основе анализа нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику согласно тематике вопросов контрольной работы.

Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать ограничения (обременения) прав на земельные участки;

2. рассмотреть правовое регулирование охраны земель;

3. выяснить понятие и правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Оглавление

Введение 3

1 Ограничения (обременения) прав на земельные участки 5

2 Правовое регулирование охраны земель 10

3 Понятие и правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению 16

Заключение 19

Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Земельное право-10.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1  Ограничения (обременения) прав на земельные участки 5

2  Правовое регулирование охраны земель 10

3  Понятие и правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению 16

Заключение 19

Список  использованных источников 21 
 

Введение

 

     Земельное право является самостоятельной  отраслью национальной правовой системы  Республики Беларусь. Земельное право  представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию  и охране земли в целях организации  ее эффективного (рационального) использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, защиты прав и законных интересов участников земельных отношений, а также обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь.

     Предметом регулирования земельного права являются земельные отношения. Земля (земли) — это земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды.

     Земля выполняет следующие основные функции: экологическую — поскольку является природным объектом, существующим независимо от воли человека; социальную — земля является местом и условием жизни человека; политическую — земля является территорией государства; экономическую — земля является объектом хозяйствования, условием и средством производства.

     Земля является продуктом самой природы, а не человеческого труда. Земная поверхность ограничена, вследствие чего она не может быть увеличена людьми исходя из их потребностей. Землю нельзя перенести в другое место, это обусловливает необходимость использования земельного участка по месту его нахождения. Земля практически не подлежит замене никакими иными средствами производства.

     Земля обладает ценностью, которая отличается от ценности обычного имущества, поскольку  имущество достаточно быстро изнашивается, устаревает, а земля таким изменениям не подвержена.

     Предметом регулирования земельного права  являются следующие общественные отношения: отношения собственности на землю; отношения по предоставлению и изъятию  земельных участков; отношения по использованию земли; отношения  по охране земли и т. д.

     Сегодня, когда экономические аспекты  хозяйственной деятельности и рациональное природопользование поставлены в качестве приоритетных направлений государственного регулирования, актуальность норм земельного права особенно высока.

     В рамках данной контрольной работы будут рассмотрены следующие актуальные вопросы земельного права:

     1. ограничения (обременения) прав на земельные участки;

     2. правовое регулирование охраны земель;

     3. понятие и правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

     Все упомянутые аспекты правого регулирования  земельных отношений важны как  с теоретической, так и с практической точки зрения.

     Объект  исследования — совокупность урегулированных нормами земельного права общественных отношений.

     Предмет исследования — нормативные правовые акты, научные исследования, учебные материалы и материалы периодической печати, посвященные тематике вопросов контрольной работы.

     Цель  исследования — на основе анализа  нормативных правовых актов выяснить понятие и дать характеристику согласно тематике вопросов контрольной работы.

     Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:

     1. охарактеризовать ограничения (обременения) прав на земельные участки;

     2. рассмотреть правовое регулирование охраны земель;

     3. выяснить понятие и правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

     Основой для выполнения работы стала нормативная  правовая база Республики Беларусь, особенно Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., далее — Конституция) [6], Кодекса Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425—З (с изм. и доп., далее — Кодекс о земле) [5], Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218—З (с изм. и доп., далее — ГК) [3], Закона Республики Беларусь 12 ноября 1991 г. № 1227—XІІ (в редакции Закона от 28 декабря 2009 г.) «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» [8].

     Для выполнения работы использовалась также  существующая научная и учебная  литература таких авторов как  Н. Г. Станкевич, О. А. Бакиновская и другие.

     В данном исследовании применялись следующие  методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.

     Структурно  изложение материала представлено в виде содержания, введения, основной части в виде трех пунктов, заключения и списка использованных источников. 
 

  1. Ограничения (обременения) прав на земельные участки
 

     Под термином «земля» понимается земная поверхность на глубину ее почвенного слоя [2, с. 44].

     Ограничения (обременения) прав на земельные участки — это важный элемент правового статуса земельного участка.

     С точки зрения белорусского земельного законодательства «земельный участок — часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями)» (ст. 1 Кодекса о земле) [5].

     Земельному участку, являющемуся объектом права собственности, присущи следующие признаки:

     — оборотоспособность, т. е. возможность отчуждения земельного участка путем совершения гражданско—правовых сделок либо переход участка от одного лица к другому в порядке наследования или правопреемства, если земельный участок не изъят из оборота или не ограничен в обороте;

     — плоды, продукция, доходы, которые получены в результате использования земельного участка, являются собственностью субъекта, использующего данный участок на законном основании;

     — земельный участок может быть признан делимым либо неделимым исходя из того, возможен ли его раздел или нет. Данный признак приобретает особую актуальность в случае, когда участок находится в общей собственности и возникает вопрос о выделе части участка, например, при ее отчуждении. В случае признания участка неделимым собственнику не может быть выделена часть участка в натуре. Взамен он вправе получить денежную компенсацию. Земельный участок не может быть разделен на части, если при целевом использовании той или иной части будут иметь место нарушения противопожарных, санитарных, экологических, строительных и иных норм и правил;

     — в качестве объекта права собственности выступает ограниченный в пространстве земельный участок, границы и местоположение которого установлены в порядке землеустройства. Граница земельного участка — это линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, разделяющая земельные участки;

     — земельный участок относится к недвижимому имуществу;

     — все земельные участки должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением, установленным при предоставлении земельного участка [1, с. 29].

     При характеристике земли как объекта  права собственности необходимо учитывать экологическое значение земли. Исходя из этого в правовом регулировании земельных отношений значительное место занимают нормы, ограничивающие правомочия собственника в целях охраны земли как природного ресурса.

     Согласно  ст. 9 ГК не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление своим доминирующим положением на рынке [3].

     Согласно  ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом [3].

     В соответствии со ст. 262 ГК земельные участки могут находиться у землепользователей на вещных правах в соответствии с законодательными актами об охране и использовании земель и ГК. Права на земельные участки, а также ограничения (обременения) прав на них возникают, переходят и прекращаются в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель и гражданским законодательством [3].

     Нормами ст. 18 Кодекса о земле предусмотрено, что ограничения (обременения) могут устанавливаться в отношении прав на предоставленные земельные участки, расположенные:

     — на территории заказников и памятников природы, объявленных без изъятия земельных участков у землепользователей;

     — в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;

     — на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

     — в водоохранных зонах, прибрежных полосах водных объектов, зонах санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, водоохранных и защитных лесов, охраняемых типичных и редких природных ландшафтов;

     — на территории курортов, зон санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, иных земель, обладающих природными лечебными факторами и используемых или предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма;

     — в зонах охраны недвижимых материальных историко—культурных ценностей;

     — в придорожных полосах (контролируемых зонах) автомобильных, железных дорог, а также в охранных зонах иных транспортных коммуникаций;

     — в границах ботанических и дендрологических садов, их охранных зон;

     — в местах обитания объектов животного мира, произрастания объектов растительного мира, в обращении с которыми в соответствии с законодательными актами установлены ограничения и запреты;

     — в охранных зонах вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений;

     — в охранных зонах геодезических пунктов;

     — в пределах территорий перспективного развития населенных пунктов;

     — на иных территориях в соответствии с законодательными актами.

     Законодательными  актами могут устанавливаться и  иные ограничения (обременения) прав на земельные участки, т.е перечень, данный в ст. 18 Кодекса о земле, является открытым.

     Статья 268 ГК закрепляет, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях — и от собственника другого земельного участка (далее — соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Информация о работе Ограничения (обременения) прав на земельные участки. Правовое регулирование охраны земель