Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма регулирования земельных отношений.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в Республике Беларусь.
2. Дать общую характеристику органов общей компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь.
3. Дать общую характеристику органов специальной компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…….. 3
1. СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………..... 5
1.1. Понятие и виды источников земельного права в
Республике Беларусь……..……………………………………….. 5
1.2. Конституционные основы земельного права…..……….………. 7
1.3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь…………. 8
1.4. Кодекс о земле, как основной источник земельного права……. 10
1.5. Закон как источник земельного права………………….……….. 12
1.6. Подзаконные нормы и иные нормативные акты……………..… 13
2. ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………… 16
3. ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.….………………………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 27

Файлы: 1 файл

Готовая!!!!!!!!!.docx

— 69.91 Кб (Скачать)

Председатели районных исполнительных комитетов утверждают в установленном  порядке акт выбора места размещения земельного участка для строительства объекта в границах района [9, ст. 29].

Сельские, поселковые исполнительные комитеты в области использования  и охраны земель:

  • представляют на утверждение в районный исполнительный комитет землеустроительную документацию на земли сельских населенных пунктов и поселков городского типа, предусмотренную настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель;
  • изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами. Не допускается изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;
  • принимают решения о приобретении в государственную собственность расположенных в границах сельских населенных пунктов и поселков городского типа и находящихся в частной собственности земельных участков при передаче данных земельных участков гражданами;
  • принимают решения о разделе, слиянии, изменении границ и создании в отношении находящихся в государственной собственности земельных участков, предоставленных ими;
  • осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в границах сельских населенных пунктов и поселков городского типа;
  • формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся в сельских населенных пунктах на территории сельсоветов, в поселках городского типа, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов;
  • разрешают земельные споры в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах сельских населенных пунктов и поселков городского типа;
  • осуществляют иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Кодексом о земле и иными актами законодательства [9, ст. 30].

Из изложенного выше можно проследить, что общее управление использованием и охраной земель осуществляют в той или иной мере все звенья органов общей компетенции в пределах своей территориальной подведомственности. Именно таким образом прослеживается и иерархия нормативно-правовых актов по управлению земельным фондом.

 

3 ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ

 

 

Система органов специальной  компетенции начинала складываться с 1991 года, в процессе проведения земельной  реформы, в ходе которой при Совете Министров Республики Беларусь был  образован Комитет по земельной  реформе и землеустройству. Создание этого органа позволило разграничить ведомственное и специальное  управление

В настоящий момент его  функции выполняет государственный  Комитет по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущества), который  был образован в 2006 году, путем  присоединения Фонда государственного имущества Министерства экономики  и Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Реорганизация  не привела к расширению компетенции  в сфере государственного управления землями и в целом была связана  с упорядочением государственного регулирования в области имущественных  отношений. 

Главными задачами Госкомимущества  являются проведение единой государственной  политики в области земельных  отношений, геодезии, картографии, государственной  регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая  управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), а также ведение соответствующих  кадастров, регистров и реестров.

Госкомимущество координирует деятельность республиканских органов  государственного управления, иных государственных  организаций, подчиненных Правительству  Республики Беларусь, а также деятельность местных исполнительных и распорядительных органов в этих областях [15, п. 3].

Так же компетенция Госкомимущества  в области использования и  охраны земель закреплена в статье 26 Кодекса Республики Беларусь о земле [9].

В структуру Госкомимущества  входят департамент с правами  юридического лица – Фонд государственного имущества; управления; отделы и секторы [18, п. 6].

В соответствии с пунктом 1 Положения «о Фонде государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь»,      Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь является структурным подразделением центрального аппарата Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, наделенным государственно-властными полномочиями, осуществляющим специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) в сфере управления, распоряжения, приватизации, оценки и учета имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь [16].

Задачей Фонда является осуществление  мер по проведению единой государственной  политики по вопросам имущественных  отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), за исключением отношений  в области использования и  охраны земель, недр, других природных  ресурсов, жилья, а также иного  имущества, определяемого законодательством [16, п. 4].

На местном уровне функции специального управления осуществляют землеустроительные службы. Их правовое положение регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель». Данные службы были образованны в структуре местных исполнительных комитетов на базе землеустроительных и геодезических служб, являющиеся территориальными органами Государственного комитета по имуществу [17, п.1].

На землеустроительные службы местных исполнительных комитетов  возложены следующие функции:

  • осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель, проведением и качеством землеустроительных, земельно-кадастровых работ [17, п. 2.1];
  • рассмотрение материалов по изъятию и предоставлению земельных участков, продлению сроков пользования земельными участками, изменению границ административно-территориальных единиц, проведение при необходимости дополнительных согласований указанных материалов с заинтересованными и внесение их с проектом решения на рассмотрение в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган [17, п. 2.2];
  • рассмотрение материалов по прекращению прав на земельные участки по основаниям, определенным законодательством, и внесение их с проектом решения на рассмотрение в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган [17, п. 2.3];
  • проверка соблюдения физическими и юридическими лицами в порядке, установленном законодательными актами, законодательства об охране и использовании земель [17, п. 2.4];
  • выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель, внесение в установленном порядке на рассмотрение местных исполнительных и распорядительных органов предложений об их перераспределении [17, п. 2.6];
  • приостановление проведения мелиоративных, культуртехнических, инженерно-геодезических и других работ по освоению и улучшению земель, осуществляемых без соответствующих проектов или с отступлением от них [17, п. 2.9];
  • согласование программ, схем, проектов и планов социально-экономического развития административно-территориальных единиц в области охраны и использования земель [17, п. 2.11];
  • изучение и анализ рынка земли, разработка предложений о его развитии [17, п. 2.12];
  • обеспечение хранения землеустроительных дел [17, п. 2.14];
  • организация в пределах своей компетенции научно-технического и экономического сотрудничества по вопросам охраны, рационального использования земель, землеустройства и государственного земельного кадастра [17, п. 2.15];
  • контроль за соблюдением условий отвода земельных участков в части возмещения убытков [17, п. 2.17];
  • иные функции, предусмотренные законодательством [19].

Таким образом, специальное управление осуществляется уполномоченными органами, которые подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции. Органы специального управления имеют двойное подчинение – органу общего управления и вышестоящему органу специального управления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Экономические преобразования в Республике Беларусь направлены на реформирование отношений собственности, создание рыночного механизма регулирования этих отношений. Объектом рыночных отношений впервые за долгую историю государства стала земля. Земля – важнейший ресурс, без которого невозможна жизнь. Осуществление радикальной земельной реформы, коренные преобразования в экономике потребовали обновления правового регулирования использования земель.

Земельные преобразования закладывают  необходимую основу для эффективного использования земельной собственности, создания рынка недвижимости и поэтому  являются необходимым составным  элементом в странах с эффективно действующей рыночной экономикой. Концепция  устойчивого развития предполагает также наличие надежно защищенных прав на землю.

Современная теория земельного права идет по пути переосмысления основных знаний о земле как объекте  хозяйствования, основных направлений  ее использования и охраны. Роль, которую играет земля в экономике Республики Беларусь, постоянно возрастает. Этому способствует переход от исключительно государственной собственности на землю к многообразию форм собственности и хозяйствования на ней. Меняется также и сфера правового регулирования земельных отношений. На практике все шире используется аренда земель, осуществляется переход земельных участков в результате наследования, купли-продажи и мены, дарения. В ходе земельных преобразований в орбиту земельных отношений вовлекается все большее число граждан и юридических лиц различных форм собственности.

Все вышеизложенное говорит  о том, что земельные отношения  являются основной частью общественных отношений, основой современного государства, следовательно, они требуют своей  детальной регламентации. С этой целью создана строгая система  нормативно-правовых актов, которые  составляют правовой аспект механизма  регулирования земельных отношений. Спектр этих нормативно-правовых актов достаточно велик, но можно сказать, что в земельном праве, как и во всех других отраслях права, базовым источником, на основе которого должны создаваться все остальные источники является Конституция Республики Беларусь. Земельное право –  является кодифицированной отраслью права, что обусловлено значимостью данной отросли. В какой то степени кодификация позволяет систематизировать информацию, и тем самым упростить ее поиск и доступ к ней. Но, в тоже время земельное право – достаточно широкая область с большой динамикой развития, что требует, во-первых «дополнительных» источников закрепления отдельных норм, это и различные подзаконные акты, и закрепление отдельных норм в межотраслевых источниках, например, Гражданский Кодекс Республики Беларусь. Во-вторых, должна существовать возможность оперативно реагировать на изменение положения в обществе, и это находит свое отражение в существовании таких актов, как Указы и Декреты Президента Республики Беларусь.

Второй, немаловажной, стороной механизма регулирования земельных  отношений является его институциональный  аспект, он подразумевает существование  различных органов, в компетенцию  которых входит управление земельным  фондом.

Так можно выделить органы общей компетенции и органы специальной  компетенции. К органам общей  компетенции традиционно относятся  Президент Республики Беларусь, Совет  Министров Республики Беларусь, Государственный  комитет по имуществу Республики Беларусь, иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией. Таким образом, можно проследить, что общее управление использованием и охраной земель осуществляют в той или иной мере все звенья органов общей компетенции в пределах своей территориальной подведомственности. Именно таким образом прослеживается и иерархия нормативно-правовых актов по управлению земельным фондом. К органам специальной компетенции относят государственный Комитет по имуществу Республики Беларусь, в структуру которого входят департамент с правами юридического лица – Фонд государственного имущества; управления; отделы и секторы. Можно проследить, что органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции. Таким образом, органы специального управления имеют двойное подчинение – органу общего управления и вышестоящему органу специального управления.

В связи с тем, что в  нашем государстве система рыночной экономики сформирована еще не окончательно, а значит и роль земли, как объекта  отношений, постепенно меняется, возрастает. Это ведет к тому, что в Республике Беларусь постоянно совершенствуется земельное законодательство, появляются новые органы специальной компетенции  в управлении земельным фондом, упразднятся  органы, которые перестали соответствовать  существующей действительности, меняется компетенция органов общей компетенции. Для населения же нашего государства, зачастую, является затруднительным отследить эти изменения, и тем более, понять их суть. В связи с чем, считаю целесообразным усовершенствовать систему доведении информации об органах компетентных решать вопросы в сфере земельного фонда, о новшествах в законодательстве данной отросли. Возможно, эффективным было бы создание своеобразных «Информационных Бюро по вопросам земельного законодательства», или соответствующей «горячей» линии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Информация о работе Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты