Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма регулирования земельных отношений.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в Республике Беларусь.
2. Дать общую характеристику органов общей компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь.
3. Дать общую характеристику органов специальной компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…….. 3
1. СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………..... 5
1.1. Понятие и виды источников земельного права в
Республике Беларусь……..……………………………………….. 5
1.2. Конституционные основы земельного права…..……….………. 7
1.3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь…………. 8
1.4. Кодекс о земле, как основной источник земельного права……. 10
1.5. Закон как источник земельного права………………….……….. 12
1.6. Подзаконные нормы и иные нормативные акты……………..… 13
2. ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………… 16
3. ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.….………………………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 27

Файлы: 1 файл

Готовая!!!!!!!!!.docx

— 69.91 Кб (Скачать)

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……..      3 

 

1.    СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,

РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В 

РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ…………………………………….....        5

  1. Понятие и виды источников земельного права в

Республике Беларусь……..………………………………………..       5

1.2. Конституционные основы земельного права…..……….……….       7

    1. Нормативные акты Президента Республики Беларусь………….       8
    2. Кодекс о земле, как основной источник земельного права…….     10
    3. Закон как источник земельного права………………….………..     12
    4. Подзаконные нормы и иные нормативные акты……………..…      13

 

  1. ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………  16

 

  1. ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.….……………………………………………………….      22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………..     25   

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………     27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В праве, в равной степени  используются такие понятия, как  государственное управление землями  и государственное регулирование  землями. При этом государственное  регулирование  является более широким  понятием. Оно отличается более широким  составом участников и более широким  кругом норм. Оно предполагает участие  законодательных органов, создающих  правовую основу для реализации земельной  политики. И в целом государственное  регулирование может рассматриваться  как система мер, направленных на реализацию земельной политики. Ядром  государственного регулирования являются меры экономического воздействия и  меры административного воздействия. Нас же, в большей степени, будет  интересовать более узкое понятие  – государственное управление земельным  фондом.

Управление земельным фондом - важнейшая составная часть социального управления в обществе в целом.

 Цель управления земельным фондом - организация рационального, эффективного использования земель и их охраны.

Объект  управления - деятельность в сфере  землевладения, землепользования и охраны земель [1, с. 213].

В земельном праве управление земельным фондом рассматривается в нескольких аспектах:

  • правовой аспект. Как совокупность норм, устанавливающих порядок учета земель и ведения земельного кадастра, мониторинг земель, проведение землеустройства и планировки земель населенных пунктов, осуществление контроля за использованием земель, воспроизводство земельных ресурсов, разрешение земельных споров;
  • институциональный. Как подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, направленная на организацию рационального использования и охрану земель. Это значит, что управления, с точки зрения данного аспекта, состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций [1, с. 214].

Исходя из этого, объектом исследования курсовой работы является механизм регулирования земельных отношений, его правовой и институциональный аспекты.

Предметом исследования являются нормативное правовые акты регулирующие непосредственно земельные отношения и деятельность различных органов Республике Беларусь в компетенцию которых входит управление земельным фондом, статьи, учебники.

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма регулирования земельных отношений.

Задачи курсовой работы следующие:

1. Рассмотреть систему  нормативно-правовых актов, регулирующих  земельные отношения в Республике  Беларусь.

2. Дать общую характеристику органов общей компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь.

3. Дать общую характеристику  органов специальной компетенции,  участвующих в управлении земельным  фондом Республики Беларусь

Поэтапное решение  поставленных задач обуславливает  структуру курсовой работы, которая  состоит из трех разделов, последовательно  раскрывающих тему, а также из введения, заключения, списка использованных источников.

Методологической  основой послужили такие методы познания, как анализа, синтеза и  другие приёмы обобщения научного материала  и практического опыта.

Теоретическую основу курсовой работы составили акты законодательства Республики Беларусь, которые наиболее полно и детально регламентируют определённые аспекты в данной сфере: Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З, другие нормативно-правовые акты регламентирующие земельные отношения и деятельность компетентных государственных органов, а также работы и статьи таких авторов, как Н.Г. Станкевич, Н.А. Шингель.

 

1 СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ  АКТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

 

 

    1. Понятие и виды источников земельного права в Республике Беларусь

 

 

Одним из элементов правового  механизма  государственного  регулирования  отношений являются источники земельного. Термин «источник права» имеет несколько значений. Источник права в материальном смысле — сложившиеся в обществе объективные экономические условия жизни. Источники права в формальном смысле — нормативные правовые акты, которые приняты в установленном порядке и закрепляют, изменяют или прекращают нормы земельного права [2, с. 57].

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение [3, ст. 1].

Земельное право в отличие от аграрного, экологического и других отраслей права, относящихся к числу комплексных, объединяет нормы одного порядка. В качестве источников земельное право имеет собственные нормы, отличающиеся от норм других отраслей права и входящие в состав земельного законодательства.

Источники земельного права исторически  закреплялись в разнообразных формах. В 1923 г. был утвержден первый Земельный кодекс, который действовал до 1925 г. Затем была утверждена его новая редакция. Формально данный нормативный акт просуществовал до введения в действие с 1 июля 1971 г. Земельного кодекса БССР.

Государственная собственность на землю на территории Западной Белоруссии была установлена в Декларации Народного собрания Западной Белоруссии «О конфискации помещичьих земель» от 30 октября 1939 г. В ней говорится: «Белорусское народное собрание, руководствуясь кровными интересами трудовых крестьян и выражая волю всех трудящихся масс, провозглашает на территории Западной Белоруссии конфискацию без всякого выкупа помещичьих земель, земель монастырей, земель крупных государственных чиновников со всем их... инвентарем и усадебными постройками. Отныне вся земля Западной Белоруссии с ее недрами, а также леса и воды объявляются общенародным достоянием, т.е. государственной собственностью». Для ограничения крупного землевладения, наделения землей беднейшего крестьянства были установлены предельные нормы землевладения на один крестьянский двор в зависимости от областных и районных условий [4].

Источники земельного права, как и других отраслей, в своей совокупности образуют определенную систему. В    зависимости    от    субъекта, уполномоченного государством на издание нормативных актов, от его  места и компетенции, определяется юридическая сила каждого из источников в этой системе [2, с. 58].

Виды нормативных правовых актов определены в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон). Среди них Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; программный закон, кодекс, закон, декрет, указ, постановления палат Национального собрания Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь, постановления республиканского органа управления и Национального банка Республики Беларусь. К числу нормативных правовых актов отнесены также регламенты, инструкции, правила, уставы (положения), приказы, решения органов местного управления и самоуправления [3].

Правовые акты, принимаемые с  целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных  или распорядительных мероприятий  либо рассчитанные на иное однократное  применение, не являются нормативными. Перечень таких актов назван в ст. 3 вышеуказанного Закона, так к ним относятся: распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь, акты органов, регистрирующих акты гражданского состояния, иные правовые акты, не являющиеся нормативными [14].

Источники земельного права принято  делить на две большие группы: законы и подзаконные акты.

К числу подзаконных нормативных актов относятся акты государственных органов и акты органов местного самоуправления.

Подзаконные нормативные правовые акты издаются на основе законов и  не должны им противоречить. Уровень  и характер этих нормативных актов  зависит от органа, их принявшего.

К их числу относятся:

  • распоряжения Президента Республики Беларусь;
  • постановления Правительства Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления;
  • нормативные правовые акты местных органов государственного управления и самоуправления;
  • нормативные акты организаций (корпоративные) [2, с. 59-60].

Таким образом, можно сказать, что  в Республике Беларусь образована очень широкая правовая база для регулирования всех аспектов земельных отношений и, в частности, для регулирования сферы управления земельным фондом. Данная база состоит из разнообразных нормативно-правовых актов.

 

 

    1. Конституционные основы земельного права

 

 

Основным  источником земельного права, как и  любой другой отросли права, является Конституция Республики Беларусь.

Нормы Конституции  Республики Беларусь являются основополагающими  для отраслей права, в том числе  и для земельного права[1, с. 62]. Так, в ст.10 Закона говорится, что Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения  закона, декрета, указа или иного  нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция  Республики Беларусь [3].

  Нормы Конституции можно условно подразделить на несколько групп:

  • непосредственно посвященные земельным отношениям;
  • содержащие правовые основы более широкого объекта правового регулирования и касающиеся природных ресурсов, охраны окружающей среды, составной частью которой являются и земельные ресурсы;
  • участвующие в урегулировании земельных отношений косвенно, формулируя положения, относящиеся к праву собственности граждан, к правам и свободам человека и гражданина, гарантируя их защиту, в том числе судебную [1, с. 63].

Согласно ст. 13 Конституции, собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства [5]. В ст. 44 гарантируется каждому право собственности и содействие ее приобретению. Собственность, приобретенная законным образом, защищается государством. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц [5].

Статья 45 гарантирует гражданам  Республики Беларусь право на охрану здоровья, которое обеспечивается в числе других мерами по оздоровлению окружающей среды [5].

Информация о работе Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты