Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма регулирования земельных отношений.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в Республике Беларусь.
2. Дать общую характеристику органов общей компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь.
3. Дать общую характеристику органов специальной компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…….. 3
1. СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………..... 5
1.1. Понятие и виды источников земельного права в
Республике Беларусь……..……………………………………….. 5
1.2. Конституционные основы земельного права…..……….………. 7
1.3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь…………. 8
1.4. Кодекс о земле, как основной источник земельного права……. 10
1.5. Закон как источник земельного права………………….……….. 12
1.6. Подзаконные нормы и иные нормативные акты……………..… 13
2. ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………… 16
3. ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.….………………………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 27

Файлы: 1 файл

Готовая!!!!!!!!!.docx

— 69.91 Кб (Скачать)

 

 

    1. Подзаконные нормы и иные нормативные акты

 

 

К подзаконным актам относятся: нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь; нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Постановлениями Правительства Республики Беларусь утверждены Основные направления землеустройства в Республике Беларусь (от 15 июня 1991 г.), Порядок определения потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению (от 8 сентября 1999 г.);

Правительство Республики Беларусь Постановлением от 7 октября 1993 г. № 679 впервые утвердило нормативные цены на земли, передаваемые в частную собственность граждан, Постановлением от 4 ноября 1993 г. № 754 «О порядке выкупа земельных участков»" — порядок выкупа земельных участков, Постановлением от 27 декабря 1999 г. № 2012 «О государственном акте на земельный участок и удостоверении на право временного пользования земельным участком — документов, удостоверяющих права на земельные участки, государственных актов на земельные участки и удостоверений на право временного пользования землей [13].

В числе подзаконных нормативных актов - нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь. Они принимаются в форме постановлений и приказов. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.

Принимаемые этими органами иные нормативные  правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами. Они издаются только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь [1, с. 54].

Значительная  роль в издании нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, принадлежит Государственному Комитету по землеустройству, геодезии и картографии  при Совете Министров Республики Беларусь. В последние годы им принят ряд нормативных правовых актов:

  • Положение о снятии, использовании и сохранении плодородного слоя почвы при производстве работ, связанных с нарушением земель (1999 г.);
  • Положение о рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведением геологоразведочных, строительных и других работ (1997 г.);
  • Положение о лицензировании топографо-геодезических, картографических и землеустроительных работ в Республике Беларусь (1999 г.);
  • Положение о методике проведения оценки стоимости земельных участков, подлежащих декларированию (1998 г.);
  • Положение об экспертизе проектов, связанных с использованием и охраной земель, и контроле за качеством землеустроительных и топографо-геодезических работ (1998 г.) и др.

Среди подзаконных нормативных  актов, направленных на урегулирование земельных отношений, - нормативные  правовые акты органов местного управления и самоуправления. На основании действующего законодательства они принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Чаще всего такие правовые акты конкретизируют положения действующего законодательства в области планирования территорий, землепользования и землеустройства, организации рационального использования земель населенных пунктов, их застройки, охраны земель.

В качестве источников земельного права особое место занимают международные договоры. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Нормы земельного права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь земельного законодательства. Они подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Международные договоры имеют приоритет перед  национальным законодательством в случае коллизии между ними [2, с. 75].

В юридической  литературе отмечается, что к источникам земельного права следует относить общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической силой обычаи [14, с. 54].

Определенную  роль в урегулировании вопросов планировки, застройки и использования земель играют государственные стандарты, строительные нормы и правила [2, с. 76].

Можно сказать, что ведомственного нормотворчества является положительным моментом в сфере управления земельным фондом, за счет таких своих характеристик, как гибкость, оперативность, непосредственность общения управляющего с управляемыми, возможность быстрого сообщения адресатам и внесения дополнительных деталей в механизм действия реализуемых норм. Вместе с тем ведомственному нормотворчеству присущи такие отрицательные черты, как узость, односторонность, преобладание целесообразности над законностью и некоторые другие.

 

 

 

2 ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ

 

 

Общее управление осуществляется органами общей компетенции и распространяется на все земли, независимо от категории  земель и форм их использования (на праве собственности, владения, пользования, аренды, сервитут-ном или ином праве) [2, с. 216].

Государственное регулирование и управление в  области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет  по имуществу Республики Беларусь, иные специально уполномоченные республиканские  органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства [9, ст. 23].

Общее управление строится по принципу административно-территориального деления. В сферу общего государственного управления включается законодательная деятельность высших органов государственной власти в области регулирования земельных отношений [2, с. 217].

Кодекс Республики Беларусь о земле  выделяет следующие полномочия органов  общей компетенции, участвующих  в управлении земельным фондом.

Президент Республики Беларусь в области использования и  охраны земель:

  • определяет единую государственную политику;
  • устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков;
  • устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;
  • устанавливает случаи, когда запрещается изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для размещения объектов недвижимого имущества;
  • устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности;
  • определяет требования к банкам, которые могут быть залогодержателями земельных участков, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога, а также случаи, когда иные организации могут быть залогодержателями земельных участков, права аренды земельных участков;
  • осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами [9, ст. 24].

Совет Министров Республики Беларусь в области использования  и охраны земель:

  • обеспечивает проведение единой государственной политики;
  • утверждает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства областей и обеспечивает их реализацию;
  • устанавливает порядок организации и проведения аукционов;
  • устанавливает порядок выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • устанавливает порядок определения размеров убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости либо землепользователями в результате нарушения ими законодательства об охране и использовании земель и (или) условий договора аренды земельного участка, а также перечень организаций, осуществляющих определение размеров таких убытков, и порядок их возмещения;
  • устанавливает порядок проведения мониторинга земель и использования его данных;
  • устанавливает порядок образования комиссий по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров;
  • утверждает типовую форму договора аренды земельного участка;
  • в соответствии с решениями или по поручению Президента Республики Беларусь заключает договоры о приобретении земельных участков или принимает решения об изъятии и предоставлении земельных участков иностранным юридическим лицам и их представительствам, иностранным государствам, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям и их представительствам;
  • осуществляет иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом о земле, иными законами и актами Президента Республики Беларусь [9, ст. 25].

Областные исполнительные комитеты в области использования и  охраны земель:

  • согласовывают проекты региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства областей, а также утверждают схемы землеустройства районов;
  • принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах области, за исключением земель, решения по которым принимаются городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, и одновременно при необходимости осуществляют перевод земель из одних категорий и видов в другие, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки;
  • принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, а также о переводе таких земель в иные категории и виды;
  • изменяют целевое назначение предоставленных ими либо до 1 января 2008 года – по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 года – Президиума Верховного Совета Республики Беларусь земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами. Не допускается изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;
  • определяют вещные права на земельные участки, предоставляемые без проведения аукциона гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в границах области непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы;
  • осуществляют иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с законодательством.

Председатели областных  исполнительных комитетов в случае, если изъятие и предоставление земельного участка входит в компетенцию  областных исполнительных комитетов, согласовывают акт выбора места  размещения земельного участка для строительства объекта [9, ст. 27].

Минский городской, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты в области использования  и охраны земель:

  • утверждают землеустроительную документацию на территорию г. Минска, городов областного подчинения, предусмотренную настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель;
  • принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков соответственно из земель в границах г. Минска, городов областного подчинения и одновременно при необходимости осуществляют перевод земель из одних категорий и видов в другие, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки;
  • изменяют целевое назначение предоставленных ими либо до 1 января 2008 года – по решению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 года – Президиума Верховного Совета Республики Беларусь земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами. Не допускается изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;
  • формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся в городах, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства;
  • осуществляют иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с актами законодательства.

Председатели Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов в случае, если принятие решения об изъятии  и предоставлении земельного участка  входит в их компетенцию, утверждают в установленном порядке акт  выбора места размещения земельного участка для строительства объекта [9, ст. 28].

Районные исполнительные комитеты в области использования  и охраны земель:

  • представляют на утверждение в областной исполнительный комитет схемы землеустройства районов, формируют фонды перераспределения земель районов, утверждают проекты землеустройства, иную землеустроительную документацию, предусмотренную настоящим Кодексом и иными актами законодательства об охране и использовании земель;
  • принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, традиционных народных промыслов (ремесел), а также из земель в границах городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением земель, решения по которым принимаются сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, и одновременно при необходимости осуществляют перевод земель из одних категорий и видов в другие, а также принимают решения об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки;
  • изменяют целевое назначение предоставленных ими земельных участков и условия их отвода в соответствии с законодательными актами. Не допускается изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства;
  • осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в границах района непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы;
  • осуществляют иные полномочия в области использования и охраны земель в соответствии с Кодексом о земле и иными актами законодательства.

Информация о работе Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты