Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение механизма регулирования земельных отношений.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в Республике Беларусь.
2. Дать общую характеристику органов общей компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь.
3. Дать общую характеристику органов специальной компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…….. 3
1. СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………..... 5
1.1. Понятие и виды источников земельного права в
Республике Беларусь……..……………………………………….. 5
1.2. Конституционные основы земельного права…..……….………. 7
1.3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь…………. 8
1.4. Кодекс о земле, как основной источник земельного права……. 10
1.5. Закон как источник земельного права………………….……….. 12
1.6. Подзаконные нормы и иные нормативные акты……………..… 13
2. ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………… 16
3. ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.….………………………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 27
К подзаконным актам относятся: нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь, акты Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь; нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь; нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Постановлениями Правительства Республики Беларусь утверждены Основные направления землеустройства в Республике Беларусь (от 15 июня 1991 г.), Порядок определения потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению (от 8 сентября 1999 г.);
Правительство Республики Беларусь Постановлением от 7 октября 1993 г. № 679 впервые утвердило нормативные цены на земли, передаваемые в частную собственность граждан, Постановлением от 4 ноября 1993 г. № 754 «О порядке выкупа земельных участков»" — порядок выкупа земельных участков, Постановлением от 27 декабря 1999 г. № 2012 «О государственном акте на земельный участок и удостоверении на право временного пользования земельным участком — документов, удостоверяющих права на земельные участки, государственных актов на земельные участки и удостоверений на право временного пользования землей [13].
В числе подзаконных нормативных актов - нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь. Они принимаются в форме постановлений и приказов. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений.
Принимаемые этими органами иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) утверждаются постановлениями или приказами. Они издаются только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь [1, с. 54].
Значительная роль в издании нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, принадлежит Государственному Комитету по землеустройству, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. В последние годы им принят ряд нормативных правовых актов:
Среди подзаконных нормативных актов, направленных на урегулирование земельных отношений, - нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления. На основании действующего законодательства они принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Чаще всего такие правовые акты конкретизируют положения действующего законодательства в области планирования территорий, землепользования и землеустройства, организации рационального использования земель населенных пунктов, их застройки, охраны земель.
В качестве источников земельного права особое место занимают международные договоры. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Нормы земельного права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь земельного законодательства. Они подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством в случае коллизии между ними [2, с. 75].
В юридической литературе отмечается, что к источникам земельного права следует относить общие принципы права, нормативные договоры и некоторые обладающие юридической силой обычаи [14, с. 54].
Определенную роль в урегулировании вопросов планировки, застройки и использования земель играют государственные стандарты, строительные нормы и правила [2, с. 76].
Можно сказать, что ведомственного нормотворчества является положительным моментом в сфере управления земельным фондом, за счет таких своих характеристик, как гибкость, оперативность, непосредственность общения управляющего с управляемыми, возможность быстрого сообщения адресатам и внесения дополнительных деталей в механизм действия реализуемых норм. Вместе с тем ведомственному нормотворчеству присущи такие отрицательные черты, как узость, односторонность, преобладание целесообразности над законностью и некоторые другие.
2 ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ
Общее управление осуществляется органами
общей компетенции и
Государственное
регулирование и управление в
области использования и охраны
земель осуществляют Президент Республики
Беларусь, Совет Министров Республики
Беларусь, Государственный комитет
по имуществу Республики Беларусь,
иные специально уполномоченные республиканские
органы государственного управления,
областные, Минский городской, городские
(городов областного подчинения), районные,
сельские, поселковые исполнительные
комитеты в соответствии с их компетенцией,
предусмотренной настоящим
Общее управление строится по принципу
административно-
Кодекс Республики Беларусь о земле выделяет следующие полномочия органов общей компетенции, участвующих в управлении земельным фондом.
Президент Республики Беларусь в области использования и охраны земель:
Совет Министров Республики Беларусь в области использования и охраны земель:
Областные исполнительные комитеты в области использования и охраны земель:
Председатели областных исполнительных комитетов в случае, если изъятие и предоставление земельного участка входит в компетенцию областных исполнительных комитетов, согласовывают акт выбора места размещения земельного участка для строительства объекта [9, ст. 27].
Минский городской, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты в области использования и охраны земель:
Председатели Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов в случае, если принятие решения об изъятии и предоставлении земельного участка входит в их компетенцию, утверждают в установленном порядке акт выбора места размещения земельного участка для строительства объекта [9, ст. 28].
Районные исполнительные комитеты в области использования и охраны земель:
Информация о работе Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты