Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение механизма регулирования земельных отношений.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Рассмотреть систему нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в Республике Беларусь.
2. Дать общую характеристику органов общей компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь.
3. Дать общую характеристику органов специальной компетенции, участвующих в управлении земельным фондом Республики Беларусь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…….. 3
1. СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕГУЛИРУЮЩИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………..... 5
1.1. Понятие и виды источников земельного права в
Республике Беларусь……..……………………………………….. 5
1.2. Конституционные основы земельного права…..……….………. 7
1.3. Нормативные акты Президента Республики Беларусь…………. 8
1.4. Кодекс о земле, как основной источник земельного права……. 10
1.5. Закон как источник земельного права………………….……….. 12
1.6. Подзаконные нормы и иные нормативные акты……………..… 13
2. ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………… 16
3. ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ ФОНДОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.….………………………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..……….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………… 27

Файлы: 1 файл

Готовая!!!!!!!!!.docx

— 69.91 Кб (Скачать)

Согласно ст. 46 Конституции, каждый гражданин имеет право  на благоприятную окружающую среду  и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство  осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях улучшения и защиты условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды [5].

Конституция закрепляет не только важнейшие личные, политические и социально-экономические права граждан, но и их гарантии. Важнейшей гарантией конституционных прав и свобод граждан является их юридическая защищенность. Конституция обязывает государственные органы, должностных и иных лиц, которым доверено исполнение государственных функций, в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод граждан. Эти органы и лица в соответствии со ст. 59 Конституции несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности. Впервые в конституционной практике Республики Беларусь в ст. 60 Конституции закреплена судебная защита основных прав и свобод граждан [5].

Таким образом, можно сказать, что в земельном праве, как  и во всех других отраслях права, базовым  источником, на основе которого должны создаваться все остальные источники  является Конституция Республики беларусь.

 

 

    1. Нормативные акты Президента Республики Беларусь

 

 

Президент является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина [6, ч. 1, ст. 1].

Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов:

  • декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий;
  • временные декреты.

Декреты и временные декреты  имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц [6, ст. 28].

В области земельных  отношений нормативных актов  Президента немного, однако они актуальны  и восполняют пробелы в земельном  регулировании. Наиболее важными актами Президента Республики Беларусь в области  земельных отношений, безусловно, являются:

  • Указом Президента Республики Беларусь 27 декабря 2007г. №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ №667);
  • Указом Президента Республики Беларусь 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд» (далее – Указ №58).

Указом  №667 в целях совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков, предусмотрены следующие положения:

  • о порядке изъятия и предоставления земельных участков;
  • о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
  • о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности;
  • о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам [7, п. 13].

Данным Указом также установлено, что председатели местных исполнительных комитетов несут дисциплинарную, административную ответственность  за нарушение требований законодательных  актов об изъятии и предоставлении земельных участков, а также требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения  хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос  водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо  охраняемых природных территорий при  принятии решений о размещении объектов в границах таких земель, а при наличии в их действиях состава преступления – уголовную ответственность [7, п. 14].

Указом  № 58, в целях совершенствования правового регулирования в области защиты имущественных прав собственников и иных лиц в связи с изъятием у них земельных участков для государственных нужд и сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества утверждается Положение «о порядке реализации имущественных прав граждан и организаций при изъятии у них земельных участков».  Данным Положением устанавливается порядок реализации, имущественных прав граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при изъятии у них земельных участков для государственных нужд, которое связано со сносом или иным уничтожением принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимого имущества. Эти права включают прав на: получение:

  • получение в собственность квартиры типовых потребительских качеств, а также в случае, если рыночная стоимость предоставляемой квартиры меньше рыночной стоимости подлежащих сносу жилого дома или квартиры, строений, сооружений и насаждений при них денежной компенсации в размере данной разницы;
  • получение денежной компенсации за сносимые жилой дом или квартиру, строения, сооружения и насаждения при них (за прекращение права в общей собственности) в размере их рыночной стоимости, но не меньше, чем затраты, необходимые для строительства равноценных жилого дома или квартиры, строений, сооружений [8, п. 4].
  • строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем (долей в праве собственности на соответствующее имущество), равноценных по благоустройству и общей площади сносимым;
  • перенос и восстановление сносимых жилого дома, строений, сооружений и насаждений при нем [8, п. 5].

Из вышеизложенного можно  сделать вывод, что основные моменты  земельных отношений, которые имеет первостепенное значение как для государства, так и для общества в целом, и которые не могут быть полностью урегулирования в базовых актах, получают свое закрепление в актах имеющих большую юридическую силу, и оперативность их принятия.

 

 

    1.  Кодекс о земле, как основной источник земельного права

 

 

Ныне действующий Кодекс Республики Беларусь о земле принят Палатой представителей 17 июня 2008 года., одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года., и введен в действие с 1 января 2009 года. Он состоит из 12 разделов, 100 статей. Данный Кодекс воспринял ряд положений Кодекса Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 года, а также Указа № 667. Новый кодекс содержит большое количество новелл, направленных на существенное расширение и защиту прав землепользователей.

В новом кодексе  определены основные термины и понятия, закреплены принципы земельных отношений, уточнен вопрос о применении норм гражданского законодательства к регулированию  земельных отношений, уточнены вопросы, связанные с категориями земель, определены виды земель, уточнены объекты  и субъекты земельных отношений, четко разграничена компетенция  государственных органов, осуществляющих государственное регулирование  и управление в области использования  и охраны земель, установлены особенности  предоставления земельных участков, находящихся в государственной  собственности, а также перехода (прекращения) прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, урегулированы  вопросы землеустройства, мониторинга  земель, ведения Государственного земельного кадастра, определены основные мероприятия  по охране земель.

Правовые формы  использования земель не претерпели существенных изменений. По-прежнему основными  правами, на которых могут использоваться земельные участки, являются: право  собственности; право пожизненного наследуемого владения; право постоянного  пользования; право временного пользования  и право аренды. В то же время  скорректированы условия предоставления земельных участков.

Земельные участки  могут находиться в частной собственности  граждан Республики Беларусь и негосударственных  юридических лиц Республики Беларусь. Причем исключено требование о необходимости  постоянного проживания граждан  на территории Республики Беларусь для  получения земельного участка в  собственность.

Важно отметить, что  впервые предусмотрена возможность  нахождения земельных участков в  частной собственности (пожизненном  наследуемом владении) иностранных  граждан и лиц без гражданства, при условии, что они являются родственниками наследодателя.

Еще одна новелла  закреплена частью пятой ст. 12 Кодекса, которая предусматривает предоставление земельных участков в частную  собственность негосударственным  юридическим лицам Республики Беларусь по результатам аукциона [9].

Весьма существенным новшеством  Кодекса является введение института приобретательной давности в отношении земельных участков, что, в первую очередь, направлено на защиту интересов граждан.

Законодательными  актами могут устанавливаться и  иные случаи предоставления земельных  участков в пожизненное наследуемое  владение.

В отличие от Кодекса  1999 г. новый кодекс устанавливает перечень субъектов, имеющих право использовать земельные участки на праве постоянного пользования.  Необходимо подчеркнуть, что в Кодекс 2008 г. предусмотрена также возможность предоставления земельных участков указанным субъектам во временное пользование на срок до 10 лет.

В новом кодексе  впервые закрепляется возможность  предоставления земельных участков во временное пользование национальным и иностранным инвесторам на основании  концессионных договоров на срок до 99 лет.

Кодекс  2008 г. не предусматривает предоставление земельных участков под служебный надел [10, с. 46].

Наиболее существенные изменения претерпело правовое регулирование  аренды земель. Развитие института  аренды земель является наиболее перспективным  способом вовлечения в гражданский  оборот земель, которые не подлежат передаче в частную собственность [4].

Таким образом, все основные моменты земельного права, в той  или иной степени отражены в основном нормативно-правовом акте земельного права – Кодексе о земле.

 

 

    1. Закон как источник земельного права

 

 

Кодекс о земле имеет  высшую юридическую силу среди земельных законов. Однако он не является единственным земельным законом.

Законами Республики Беларусь регулируются наиболее важные общественные отношения.

Среди важнейших законов, направленных на регулирование земельных отношений в Республике Беларусь: Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 18 февраля 1991 г., Закон «О платежах за землю» от 18 декабря 1991 г., Закон «Об особо охраняемых территориях и объектах» от 20 октября 1994 г. и ряд других.

Немалую роль играют законы, регулирующие отношения в области использования и охраны вод, недр, лесов и других природных ресурсов. Отношения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды регулируются специальным законодательством. В последние годы принят ряд таких законов: Кодекс о недрах Республики Беларусь (1996 г.), Водный кодекс Республики Беларусь (1998 г.), Лесной Кодекс Республики Беларусь (2000 г.), Закон об охране и использовании животного мира (1996 г.) и ряд других.

Водный кодекс в главе 18 устанавливает правовой режим водоохранных зон, прибрежных полос, зон санитарной охраны. В нем урегулированы отношения, связанные с использованием водных объектов для тех или иных хозяйственных нужд, что непосредственно связано и с использованием земель. Среди обязанностей водопользователей - требования соблюдать установленный режим содержания зон и округов санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого и лечебного водоснабжения, водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов [11, ст. 32].

Гражданский кодекс регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, которые охватываются предметом гражданского права. В главе 17 «Вещные права на недвижимое имущество» устанавливаются такие вещные права на землю, как право собственности, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком (земельный сервитут) [12].

Ряд норм, направленных на урегулирование в том  числе и земельных отношений, содержат Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Республики Беларусь [2, с. 71-73].

Таким образом, нормы, которые не могут  быть отражены в полной мере в базовых  актах отросли, находят свое отражение в специализированных законах, что позволяет отразить и урегулировать эти моменты более детально и подробно. Также следует сказать о том, что в земельном праве применяются нормы, являющиеся основными источниками других отраслей права, например, Гражданский кодекс.

Информация о работе Механизм регулирования земельных отношений: институциональный и правовой аспекты