Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:17, курсовая работа
Вооруженные Силы России являются неотъемлемым элементом государственности, который, как и все сферы нашего общества, находится в процессе реформирования. Успех этого сложнейшего процесса и функционирование армейского механизма непосредственно зависят от эффективности каждого его элемента. Все, от Верховного Главнокомандующего и до конкретного солдата (матроса), имеют свои полномочия и обязанности в сфере обороны Отечества. Успешная деятельность государственных и военных органов управления, должностных лиц и военнослужащих является вкладом в дело укрепления обороноспособности Отечества и развитие реформы Вооруженных Сил России.
Введение………………………………………………………………………………
3
1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы……………….
5
2. Служба в Вооруженных Силах РФ
2.1 Воинская обязанность……………………………………………………
11
2.2 Подготовка граждан к военной службе………………………………….
12
2.3 Призыв граждан на военную службу…………………………………….
13
2.4 Основные обязанности граждан при исполнении военной службы…...
15
2.5 Состав военнослужащих и воинские звания…………………………….
17
2.6 Военная символика………………………………………………………..
19
3. Альтернативная гражданская служба……………………………………….
21
Заключение………………………………………………………………………….
24
Список литературы…………………………………………………………………
26
Приложение А………………………………………………………………………
27
Приложение В…………………………………………………………………
За не должное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей военной государственной службы. Так, за несоблюдение обязанностей государственным служащим, он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации влекут уголовную ответственность военнослужащих.
Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общественными Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы; защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках.
К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу предъявляются определенные, как правило, повышенные требования к состоянию здоровья (физическим данным), общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.
Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников) – также одна из характерных особенностей военной службы. Этот принцип военно-служебных отношений закрепляется в военной присяге, общевоинских уставах. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил устанавливает, в частности, обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться приказу командира (начальника).
Для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов (специальных званий) других государственных служащих на условия их службы.
Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих.
Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.
Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации только по федеральному закону, которым является Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Установленные указанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным для государственных служащих. Их назначение: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих служебным положением; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности.
Целью воинской обязанности и военной службы является оборона. Для её обеспечения создаются Вооруженные Силы РФ. В Федеральном законе «Об обороне» определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими.
Согласно указанной норме оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, то есть воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских частей.
Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Таким образом, правовой основой прохождения военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы, иные нормативно – правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры. Они определяют основы обороны и безопасности государства, принципы военной службы как разновидности государственной службы, цели, задачи и особенности её осуществления.
2. Служба в Вооруженных Силах РФ.
2.1 Воинская обязанность.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.
От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.
Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:
1) воинский учет,
2) подготовку к военной службе,
3) прохождение военной службы,
4) пребывание в запасе (резерве),
5) военное обучение в мирное время.
Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:
a. Конституция РФ,
b. Закон РФ “Об обороне”,
c. Закон РФ “О воинской обязанности и военной службе”,
d. Закон РФ “О статусе военнослужащих”,
e. Основные положения Военной доктрины РФ,
f. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.
2.2 Подготовка граждан к военной службе.
Подготовка граждан к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
1. медицинские обследования и освидетельствования,
2. при необходимости и с согласия гражданина — лечебно-оздоровительные мероприятия.
Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом. окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.
В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе, комиссия по постановке граждан на воинский учет может направить его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.
Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
занятия военно-прикладными видами спорта;
овладение военно-учетными специальностями;
обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;
обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при вузах.
Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствии с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.
Овладение военно-учетными специальностями.
Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.
Несовершеннолетний гражданин мужского пола — сирота или оставшийся без попечения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов - по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.
2.3 Призыв граждан на военную службу.
Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.
Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год — с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
От призыва на военную службу освобождается гражданин:
- признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;
- проходящий или прошедший военную службу;
- прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства;
- имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;
- гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину:
- признанному временно негодным к военной службе по состоянию здоровья — на срок до одного года;
- занятому уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять указанному члену семьи содержание и заботиться о нем; « имеющего двух и более детей; имеющего ребенка в возрасте до трех лет;
Кроме того, право отсрочки от призыва на военную службу имеет гражданин:
- избранный депутатом — на срок депутатских полномочий;
-имеющий высшее педагогическое образование и постоянно работающий на педагогической должности в сельской местности — на время такой работы;
- постоянно работающий врачом в сельской местности.
Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины, или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 80 УК РФ “Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу” — наказывается лишением свободы на срок от 1 до 3 лет. То же деяние, совершенное путем причинения себе телесного повреждения, или путем иного обмана, наказывается лишением свободы на срок от 1 до 5 лет).
Уважительными причинами неявки по вызову военного комиссариата или повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются:
- заболевание или увечье гражданина, связанные с потерей его трудоспособности;
- препятствие стихийного характера или иное, не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата или повестке военного комиссара место и срок;
- иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.
Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.
Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по Основанием для отказа в заключении контракта является:
- отсутствие в воинской части вакантных должностей;
- неполное соответствие гражданина требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту;
- наличие у граждан женского пола или не состоящих в браке граждан мужского пола ребенка в возрасте до 8 лет.
- по общеобразовательному цензу;
- по уровню профессиональной подготовки;
- по выполнению нормативов физической подготовки.
Указанные требования и нормативы устанавливаются Министерством обороны и проверяются специальными аттестационными комиссиями воинских частей.
С гражданином, впервые поступающим на военную службу по контракту, контракт о прохождении военной службы заключается:
- с поступающим на воинскую должность, замещаемую солдатами (матросами) , а также сержантами (старшинами) — на 3 года;
- с поступающими на воинскую должность, замещаемую прапорщиками (мичманами) — на 5 лет;
<