Военные преступления в международном уголовном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение видов военных преступлений; международных документов, содержащих военные преступления; судов и трибуналов, регулирующих военные преступления.
Задачами курсовой работы являются:
- описание истории организации и принципов Женевских конвенций;
- рассмотрение видов военных преступлений;

Оглавление

Введение 2
Глава 1. Закрепление военных преступлений в международных документах 4
1.1. Женевская конвенция 1949 г 4
1.2. Иные международные акты, содержащие военные преступления 8
Глава 2. Виды военных преступлений. Международный терроризм как вид военных преступлений 15
2.1. Военные преступления. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 15
2.2.Виды военных преступлений 19
2.3. Международный терроризм как вид военного преступления 21
Глава 3. Суды и трибуналы, регулирующие военные преступления 24
3.1. Международный уголовный суд 24
3.2 Международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

311003 военные преступления.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Договоры 1949 г., как основные источники, исключительно важны еще и потому, что в современных условиях защита гуманитарного права распространяется также и на жертвы гражданских войн. Об этом свидетельствуют, например, вооруженные события в Афганистане, Руанде, Югославии.

В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Принципы, на которых основываются эти нормы, столь же древние, как и сам вооруженный конфликт.

Однако по-прежнему часто встает вопрос: актуальны ли еще Конвенции, имеют ли они значение для современных войн?

Тот факт, что МГП не утеряло своей значимости, подтверждают результаты опроса общественного мнения, в ходе которого людей в странах, пострадавших от войны, спрашивали, что они считают допустимым поведением в ходе боевых действий; им также задавали вопросы об эффективности Женевских конвенций. Это исследование под названием «Наш мир. Взгляд из горячих точек» проводилось агентством «Ipsos» в Афганистане, на Гаити, в Грузии, Демократической Республике Конго, Колумбии, Либерии, Ливане и на Филиппинах.

Большинство из примерно четырех тысяч человек, опрошенных в этих восьми странах, - 75% - говорят, что действия, которые комбатантам разрешено совершать во время боя, должны подпадать под какие-то ограничения. А на вопрос, слышали ли они когда-нибудь о Женевских конвенциях, чуть менее половины опрошенных ответили, что знают о существовании таких норм. Из них около 56% верят, что Женевские конвенции ограничивают страдания гражданских лиц во время войны.

Эти результаты говорят о том, что ключевые идеи, лежащие в основе Женевских конвенций и МГП в целом, пользуются широкой поддержкой среди людей, которые живут в странах, страдающих от конфликтов или ситуаций насилия.

 

1.2. Иные международные акты, содержащие военные преступления

В период после 1949 г. помимо Дополнительных протоколов I и II к Женевским конвенциям были приняты и другие договоры в области защиты в соответствии с международным правом лиц и объектов во время войны. К ним, прежде всего, относятся:

1) Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.[4]

Принципы защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта были сформулированы в Гаагских конвенциях 1899 г и 1907 г. и в Вашингтонском пакте от 15 апреля 1935 г. В дальнейшем они получили развитие в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г (Конвенция и Протокол к ней вступили в силу для СССР 4 апреля 1957 г), а также в некоторых других документах, в частности в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям 1949 г о защите жертв войны Актуальность регулирования вопроса о культурных ценностях определяется тем серьезным ущербом, который был нанесен им в ходе многочисленных вооруженных конфликтов. С учетом увеличения разрушительных масштабов современного оружия угроза культурным ценностям возрастает. Между тем ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, есть ущерб для культурного наследия всего человечества, ибо мировая культура складывается из культурных достижений каждого народа Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г исходит из того, что сохранение культурного наследия имеет большое значение для всех народов мира и это наследие должно иметь международную защиту, т е охрану и уважение культурных ценностей. К культурным ценностям, в частности, относятся независимо от их происхождения и владельца движимые или недвижимые ценности в виде памятников архитектуры, искусства или истории, археологических месторасположений искусства; рукописей, книг, научных коллекций, архивных материалов, зданий, предназначенных для сохранения или экспонирования культурных ценностей (музеев, крупных библиотек, хранилищ, архивов), центров, где находится значительное количество культурных ценностей Обязанность договаривающихся сторон еще в мирное время подготовить охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта, запретить использование этих ценностей, а также сооружений для их защиты в случае возникновения военных действий Стороны обязуются запрещать, предупреждать, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении них Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, которые расположены на территории другой договаривающейся стороны Недопустимо принятие любых репрессивных мер против культурных ценностей

Сторона, оккупировавшая территорию другого участника соглашения, должна поддерживать усилия его компетентных национальных властей с целью обеспечения охраны и сохранения культурных ценностей данного государства Оккупирующая держава должна в случае необходимости срочно вмешаться и предпринять меры по охране таких ценностей, если последние в ходе военных действий получили повреждения, а компетентные национальные власти не в состоянии обеспечить их сохранение.

Определенным культурным ценностям, например, центрам их сосредоточения, может быть предоставлена специальная защита, если они находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального пункта или любого важного военного объекта, являющегося по своему характеру уязвимым (аэродром, радиостанция и т.п.), а также не используются в военных целях. Культурные ценности, которым предоставляется такая защита, должны быть внесены в соответствии с положениями Конвенции в «Международный реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой».

С момента включения данных ценностей в Международный реестр участники Конвенции, обеспечивая иммунитет этих ценностей, обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них, и от использования их в военных целях. Под специальную защиту по просьбе заинтересованной стороны может быть взят и транспорт, который используется исключительно для перевозки культурных ценностей как внутри территории государства, так и для перевозки их на другую территорию. Культурные ценности, а также транспорт, пользующиеся специальной защитой, обозначаются отличительным знаком и находятся под международным контролем, предусмотренным Исполнительным Регламентом — составной частью Конвенции 1954 г о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Транспортные средства, пользующиеся специальной защитой, и перевозимые на них культурные ценности будут пользоваться иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата. В интересах сохранения ценностей должен пользоваться уважением, насколько это позволяют требования безопасности, и предназначенный для защиты этих ценностей персонал. Если он оказывается вместе с культурными ценностями захваченным противником, ему должна быть предоставлена возможность продолжать осуществлять свои функции.

Что касается защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, то в такой ситуации сторонам в конфликте запрещается совершать какие-либо враждебные акты, направленные против составляющих культурное или духовное наследие народов исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, и использовать их для поддержки военных действий. Таким образом, к защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта немеждународного характера применимы те положения Конвенции 1954 г, которые определяют понятие «уважение культурных ценностей».

2) Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. [5]

Применение биологического оружия - тягчайшее преступление против человечества, независимо от того, где и в какой форме оно было применено.

Призывы отказаться от разработок и исследований в области биологического оружия звучали на Пагуошской конференции ученых в 1959 году, в резолюциях ООН 1966 и 1968 годов. В 1971 году в рамках Совещания Комитета по разоружению в Женеве была разработана Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического /биологического/ и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция одобрена 26 сессией Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1971 года; открыта для подписания 10 апреля 1972 года; вступила в силу 26 марта 1975 года. Срок действия Конвенции не ограничен.

Советский Союз (ныне Россия как правопреемница), США и Великобритания - государства-депозитарии Конвенции.

СССР, США и Великобритания подписали Конвенцию 10 апреля 1972 года. СССР ратифицировал Конвенцию 11 февраля 1975 года, Сенат США - в 1974 году, Бундестаг ФРГ - 10 декабря 1982 года.

Каждое государство — участник Конвенции обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Оно обязуется не применять химическое оружие и не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия.

Каждое государство — участник Конвенции обязано уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем или оставлено им на территории другого государства. Согласно Конвенции должны быть уничтожены любые объекты по производству химического оружия.

3) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г.[6]

Конвенция была разработана в рамках Комитета по разоружению, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1976 г. и открыта для подписания в Женеве 18 мая 1977 г. 5 октября 1978 г. она вступила в силу.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду является договором международного права в области разоружения и служит, в частности, для защиты природной среды во время военных действий. Она запрещает враждебное использование природной среды в качестве средства ведения войны. Ее положения дополняются в значительной мере положениями Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., непосредственно запрещающими нанесение ущерба природной среде в ситуациях вооруженного конфликта. Защита природной среды в случае вооруженного конфликта предусматривается также, хотя об этом прямо и не говорится, другими нормами и принципами международного гуманитарного права. Речь идет об обычных нормах общего характера, касающихся ведения военных действий, которым, например, относятся принцип проведения различия между военными и гражданскими объектами при нападениях и принцип соразмерности, запрещающий использование средств и методов ведения войны, наносящих излишний ущерб.

И, наконец, нельзя не упомянуть Конвенцию о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, от 10 октября 1980 г. с тремя Протоколами к ней, Оттавскую конвенцию от 3 декабря 1997 г. о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.

Женевскую конвенцию 1864 г. справедливо считают началом гуманитарного права. Вместе с тем зачастую забывают о другом ее истоке - установлении определенных правил ведения войны и запрета определенных видов оружия.

Переломным моментом в этом направлении стало принятие первой Гаагской конференцией мира 1899 г. (подтвержденной затем второй Гаагской конференцией мира 1907 г.) Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны.

Прежде всего, Гаагская конференция определила статус воюющего (комбатанта). Армии, ополчения и добровольческие отряды, подпадающие под действие Конвенции:

- имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

- имеют определенный и явственно видимый отличительный знак;

- открыто носят оружие;

- соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны (ст. 1).

Сражающимся считается также население незанятой территории, которое при приближении неприятеля добровольно возьмется за оружие и, не имея времени устроиться, будет открыто носить оружие и соблюдать законы и обычаи войны (ст. 2). Эти условия перешли затем в гуманитарные конвенции и повторяются (с некоторым расширением) до настоящего времени (см. ст. 13 Женевской конвенции I, ст. 13 Конвенции II, ст. 4 Конвенции III).

Специальный раздел Гаагской конвенции посвящен статусу, правам и обязанностям военнопленных.

Каждый комбатант в случае его захвата неприятелем пользуется правами военнопленного (ст. 3). Принципиальное значение имеет положение о том, что военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен. «С ними надлежит обращаться человеколюбиво» (ст. 4). В таком духе человеколюбия устанавливается ряд прав военнопленных. Разрешаются общества для оказания помощи военнопленным, создаются справочные бюро, призванные установить связь военнопленного с родными и близкими. Одновременно указывается, что военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в государстве, в котором они находятся в плену (ст. 8).

Статьи Гаагской конвенции, предписавшие гуманное обращение с военнопленными, стали частью гуманитарных конвенций, где они нашли дальнейшее развитие, конкретизацию и кодификацию. Третья Женевская конвенция 1949 г. целиком посвящена обращению с военнопленными (143 статьи).

Информация о работе Военные преступления в международном уголовном праве