Сотрудничество РФ и РБ в области трансграничной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Создание благоприятных условий для динамического развития любого государства связано с эффективной внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью, то есть с расширением экспорта товаров и услуг на новые рынки, решением вопросов доступа к сырьевым ресурсам, налаживанием плодотворного сотрудничества с зарубежными странами, а также созданием надежных систем обеспечения международной и региональной безопасности. Все эти факторы должны учитываться Беларусью и Россией в рамках строительства Союзного государства (далее – СГ).
Усиливающаяся территориальная неравномерность развития интеграционных отношений, обострение борьбы за энергетические ресурсы в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса вызывают к жизни новые разнообразные формы международных экономических связей, в их числе – трансграничное сотрудничество.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 512.69 Кб (Скачать)

Если строго придерживаться принципа виновной ответственности ч. 5 ст. 3 УК РБ23, то при таком определении аналога в белорусском уголовном законе, базирующемся на нормах Закона № 408-З, введение уголовной ответственности за незаконный оборот аналогов приобретает характер декларативного. Доказать лицу, осуществляющему действия с аналогами, что оно знало о том, что предметом его действий являлся аналог, отличающийся указанным отличительным признаком, будет крайне затруднительно либо невозможно.

Таким образом, следует признать, что сотрудничество в сфере борьбы с трансграничной преступностью на белорусско-российском приграничье не стало действенным элементом формирования СГ, притом, что эта форма международных экономических отношений, пожалуй, в большей мере, чем другие, характеризует специфику СГ Беларуси и России как регионального экономического и политического объединения.

Здесь сказывается недостаточная институциональная поддержка сотрудничества в сфере борьбы с трансграничной преступностью со стороны органов исполнительной власти обоих государств, отсутствие полноценной унифицированной нормативно-правовой базы в сфере уголовного законодательства.

 С учетом этого возможно, членами Парламентского Собрания  Беларуси и России целесообразно  инициировать перед соответствующими  органами о создании экспертной  группы из специалистов в области  уголовной ответственности –  представителей двух участников  СГ. Экспертная группа в состоянии будет предложить национальным законодателям более выверенного и эффективного решения в сфере уголовного законодательства, учитывающее интересы всех сторон и направленного на корректировку не только национальных Уголовных кодексов, но и национального законодательства, находящегося в тесной связи с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Деятельность Пограничного комитета Союзного государства в борьбе с трансграничной преступностью.

Обеспечение безопасности СГ и борьба с трансграничной преступностью являются одними из приоритетных целей Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерации от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства»24. Поскольку речь идет о международном явлении, действия представителей органов Пограничной службы Республики Беларусь и Российской Федерации должны быть также тесно скоординированными, наступательными и бескомпромиссными.

Организованная преступность давно приобрела трансграничный характер. Для международного криминала не существует препятствий правового, этнического, религиозного и иного характера при согласовании и реализации преступных замыслов, приносящих крупную прибыль преступникам и причиняющих значительный вред экономическим интересам государств.

Серьезной проблемой остается для СГ незаконная миграция, торговля людьми, незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ, оружия и другие трансграничные преступления. В силу существования внешних границ СГ и самого географического положения, Республика Беларусь на сегодня является транзитной в плане законных и незаконных миграционных потоков из стран СНГ, а также Азии и Востока в направлении Европейского союза. Однако статистика последних лет заметно улучшилась, количество задерживаемых незаконных мигрантов уменьшилось в десятки раз. Для сравнения: в 2002 г. в Беларуси было задержано 150 групп незаконных мигрантов общей численностью 2,1 тыс. человек. В 2009 г. органы пограничной службы задержали 8 организованных групп незаконных мигрантов общей численностью 36 человек, в 2010 – пять групп (21 человек) 12, в 2011 году – три группы нелегалов (7 человек), в 2012 году – семь групп (38 человек)25. Противодействие нелегальной миграции в 2013 г. на участке внешней границы СГ представлено в приложении 1.

Новый импульс пограничному сотрудничеству придало подписание Постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. № 15 «Об обеспечении правопреемственности в деятельности органов Союза Беларуси и России и Союзного государства»26 Пограничный комитет Союза Беларуси и России переименован в Пограничный комитет Союзного государства (далее – Пограничный комитет СГ).

Регламентация деятельности Пограничного комитета СГ осуществляется на основании Постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства от 22 апреля 2005 г. № 9 «О Положении о Пограничном комитете Союзного государства»27 и ориентирована на формирование пояса добрососедства и создание благоприятных условий добросовестного транзита грузов и пассажиропотоков, интересы пограничной безопасности находятся на уровне общеевропейских и мировых стандартов. Высокая степень взаимопонимания и готовности совместно управлять процессами на границе – это главный результат международной оценки уровня надежности рубежей СГ.

В рамках борьбы с трансграничной преступностью в Пограничном комитете СГ осуществляется разработка единого замысла действий по охране внешней границы СГ, противодействию процессам нелегальной миграции, контрабанде оружия, наркотиков и другим видам трансграничной преступности28.

В Пограничном комитете СГ образована коллегия с равным представительством сторон, организация деятельности Пограничного комитета СГ осуществляется на основе перспективных и годовых планов, основных организационных мероприятий служебной деятельности Комитета.

Согласно постановлению первоочередными задачами были признаны:

  1. подготовка предложений по выработке и реализации согласованной пограничной политики СГ;
  2. обеспечение формирования нормативной правовой базы СГ по пограничным вопросам, подготовка предложений по унификации нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение пограничной безопасности государств-участников СГ;
  3. разработка и реализация совместных программ СГ по пограничным вопросам;
  4. организация взаимодействия с отраслевыми и функциональными органами управления СГ по вопросам пограничной политики;
  5. координация и организация взаимодействия между ФСБ России и ГПК Республики Беларусь в сфере охраны внешней границы СГ;
  6. организация информационно-аналитического и научного обеспечения оперативно-служебной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности, пограничных органов Республики Беларусь;
  7. координация деятельности в международном сотрудничестве по пограничным вопросам;
  8. осуществление контроля за выполнением принятых решений.

В рамках пограничной интеграции приведены к единым нормам основополагающие законы Республики Беларусь и Российской Федерации в данной сфере («О Государственной границе»29, «О Пограничной службе», «Об оперативно-розыскной деятельности»30, практически все ведомственные инструкции). Ежегодно, начиная с 1999 г., принималось совместное Решение, а с 2001 г. – совместная Директива Госкомпогранвойск Республики Беларусь и Федеральной пограничной службы Российской Федерации на охрану внешних границ СГ.

Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Пограничного Комитета СГ, а также обеспечение жизнедеятельности и обустройство внешней границы СГ осуществляется за счет смет расходов ФСБ России и ГПК Республики Беларусь, и средств союзного бюджета.

Это финансирование позволило, в частности, построить и принять в эксплуатацию пограничную комендатуру в населенном пункте Опса, пограничные заставы в Совейках, Лынтупах и Бигосово. Были возведены жилые и административные здания военных городков пограничных застав в населенных пунктах Росица, Друя и Пакульня. Проведена реконструкция военного городка пограничного отряда в городе Лида. Сданы первая и вторая очереди питомника служебных собак в городе Сморгони. В соответствии с договоренностями о сотрудничестве по вопросам служебного собаководства на базе Сморгонского кинологического центра готовятся специалисты для Калининградского Пограничного управления Пограничной службы России.

Особое внимание в реализации программы обустройства внешней границы СГ уделяется пункту пропуска «Каменный Лог – Мядининкай». Он размещен на оживленной магистрали, имеющей большое значение для развития торговых, деловых и туристических отношений между странами Европы и государствами СНГ. Порядка 80% товаров и грузов следуют через данный пункт пропуска в интересах России. Поэтому значительная часть средств (около 70%) на строительство «Каменного Лога» выделялось российской стороной. После реконструкции его пропускная способность увеличилась в 1,5–2 раза31.

После образования в пограничных органах Беларуси группы катеров российской стороной безвозмездно переданы ей три судна «Аист» стоимостью 75 тыс. долларов США каждый для организации охраны государственной границы Республики Беларусь на речном участке с Украиной. Прорабатывается также вопрос о возможностях прямой закупки у российских производителей автомобильной техники для пограничных органов Республики Беларусь за счет средств бюджета СГ. Пограничная служба России активно закупает в Беларуси оптические приборы, технические средства пограничного контроля и программное обеспечение для оснащения войск и органов в интересах охраны границы. На авторемонтном заводе Пограничных органов Республики Беларусь в г. Дзержинске осуществляется обслуживание и ремонт российской техники.

Важная составляющая деятельности Пограничного комитета СГ это организация и координация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для пограничных органов федеральной службы безопасности и пограничных органов Республики Беларусь.

Подготовка кадров для белорусских пограничных органов организована в основном в учебных заведениях Республики Беларусь. В то же время, по отдельным непрофильным специальностям, осуществляется подготовка белорусских пограничников в образовательных учреждениях Пограничной службы России. Российские преподаватели принимают участие в обучении белорусских военнослужащих в Институте пограничной службы и Института национальной безопасности Республики Беларусь по ведущим предметам. В 2001 г. создан Объединенный научный центр Пограничного комитета Союзного государства. В нем осуществляются совместные научно-исследовательские работы «Интеграция ПВ» и «Анклав», опытно-конструкторские работы32.

Российским и белорусским пограничными ведомствами активно ведется сотрудничество в области оперативно-розыскной деятельности и обмена информацией. В 2009 г. был подписан «Протокол между Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Федеральной службой безопасности Российской Федерации о сотрудничестве оперативных подразделений в интересах охраны внешней границы Союзного государства» от 12 мая 2009 года33. Оно осуществляется практически на всех уровнях (от центральных аппаратов до пограничных частей) как в повседневном режиме службы, так и обобщенными аналитическими материалами. Сотрудничество по вопросам оперативно-розыскной деятельности осуществляется уполномоченными органами ГПК Республики Беларусь и ФСБ Российской Федерации в пределах своей компетенции по следующим направлениям:

  1. противодействие угрозам СГ в пограничном пространстве;
  2. борьба с терроризмом и экстремизмом;
  3. борьба с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  4. борьба с незаконной миграцией и торговлей людьми;
  5. борьба с контрабандой через внешнюю границу СГ.

Уполномоченные органы осуществляющие оперативно-розыскную деятельность ГПК Республики Беларусь и ФСБ Российской Федерации на основе анализа и оценки оперативной обстановки на внешней границе СГ, определяют тенденции ее развития и вырабатывают предложения в интересах обеспечения безопасности в пограничном пространстве (пограничной сфере) на внешней границе СГ, повышения надежности ее охраны.

Также уполномоченные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, согласовывают проводимые на территории своих государств оперативно-розыскные мероприятия и операции, направленные на решение одной и той же конкретной задачи, которые проводятся в отношении одного и того же объекта или группы взаимосвязанных объектов.

Согласованные оперативно-розыскные мероприятия и операции осуществляются уполномоченными органами на основе совместных планов по направлениям, указанным в ст. 3 Протокола от 12 мая 2009 г34.

Уполномоченные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обмениваются информационными обзорами, разработанными методиками, а также проводят совместные научные исследования.

Ежегодно организовываются и проводятся совместные пограничные операции по противодействию нелегальной транзитной миграции, незаконному обороту наркотических, психотропных веществ, оружия и боеприпасов.

Таким образом, деятельность Пограничного комитета СГ в сфере реализации задач и осуществлению возложенных на Пограничный комитет СГ функций, способствует разработке правового и организационного механизма, основных направлений согласованной пограничной политики СГ. Способствует унификации законодательных и иных нормативно правовых актов по вопросам охраны государственных границ государств-участников СГ. Содействует разработке и реализации программы СГ по пограничным вопросам, что создаёт благоприятную обстановку для борьбы с трансграничной преступностью уполномоченными на то органами.

 

 

Заключение.

Нынешняя глобализация экономики и миграционных процессов, а также увеличение числа трансграничных преступлений приводит к быстрым изменениям преступного мира, что требует выработки единых подходов к решению вопросов совершенствования национальных правовых, пограничных и правоохранительных систем борьбы с возникающими угрозами на внешней границе СГ. И отрадно, что с каждым годом наше межведомственное и межгосударственное сотрудничество Беларуси и России, имеющее целью эффективно противодействовать угрозам трансграничной преступности и вызовам нового времени, расширяется.

Информация о работе Сотрудничество РФ и РБ в области трансграничной преступности